Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 26 августа 2009 г. N Ф09-6233/09-С1
Дело N А07-20163/2008
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Черкезова Е.О., судей Поротниковой Е.А., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Башкортостан (далее - управление) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.03.2009 по делу N А07-20163/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2009 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Уралнефтепродукт" (далее - общество) - Жаркова В.В. (доверенность от 28.11.2008 N 511/08-ю).
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным отказа управления в установлении нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов по нефтебазам "Иглино", "Кандры", "Андреевка", принадлежащих обществу, и обязании управления установить названные нормативы и лимиты.
Решением суда от 23.03.2009 (судья Кутлин Р.К) заявление общества удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2009 (судьи Костин В.Ю., Тимохин О.Б., Арямов А.А.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет деятельность, связанную с розничной и оптовой реализацией нефтепродуктов, на основании лицензии на право эксплуатации взрывоопасных объектов. В результате указанной деятельности образуются отходы.
Общество 14.08.2008 подало заявление в управление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для нефтебаз общества- "Иглино", "Кандры", "Андреевка".
Управление в письмах от 16.10.2008 N 08-14/21845, 08-14/21847, 08-14/21848 отказало обществу в установлении названных лимитов.
Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из незаконности отказа управления в установлении для общества нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по нефтебазе "Стерлитамак".
Выводы судов являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления.
В силу п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 утверждены Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Правила).
На основании п. 4, 5 Правил индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами или осуществляющие такую деятельность, разрабатывают и представляют на утверждение проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно п. 7 Правил для утверждения лимитов на размещение отходов индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации заявление, копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, проект расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по форме, установленной Министерством природных ресурсов Российской Федерации, свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов.
Лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на пять лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья (п. 11 Правил).
Пунктом 13 Правил определено, что лимиты на размещение опасных отходов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по размещению опасных отходов, устанавливаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
В соответствии с п. 5 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 N 703, в случае наличия у хозяйствующего субъекта территориально обособленных подразделений (филиалов), расположенных в разных муниципальных районах или городских округах, проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются для каждого территориально обособленного подразделения (филиала) отдельно.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что в процессе осуществления основных видов деятельности у общества на нефтебазах "Иглино", "Кандры", "Андреевка" образуются опасные отходы (1-5 классов опасности), которые накапливаются и временно хранятся в специально обустроенных местах, емкостях до момента передачи их специализированным организациям, имеющим лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.
Поскольку отходы образуются в результате основной (производственной) деятельности общества, какой-либо предпринимательской деятельностью по сбору, транспортировке, утилизации отходов оно не занимается, соответствующей прибыли от этого вида деятельности не получает, суды сделали обоснованный вывод о том, что у общества отсутствует обязанность по получению лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами.
Следовательно, суды правомерно указали, что отказы управления от продления обществу на 2008 г. лимитов на размещение отходов производства и потребления, содержащиеся в письмах от 16.10.2008 N 08-14/21845, 08-14/21847, 08-14/21848, не соответствуют закону и нарушает права и законные интересы общества.
При таких обстоятельствах правильным является вывод судов о том, что действия управления по отказу в установлении лимитов на размещение отходов нарушают права общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как согласно Административному регламенту, утвержденному Приказом Ростехнадзора от 20.09.2007 N 643, при отсутствии утвержденного лимита на обращение с отходами деятельность юридического лица по обращению с отходами может быть приостановлена или прекращена, а также это может привести к иным негативным последствиям для юридического лица.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявление общества в полном объеме.
Доводы заявителя кассационной жалобы судом кассационной инстанции отклоняются как направленные по существу на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств.
Оснований, предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.03.2009 по делу N А07-20163/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку отходы образуются в результате основной (производственной) деятельности общества, какой-либо предпринимательской деятельностью по сбору, транспортировке, утилизации отходов оно не занимается, соответствующей прибыли от этого вида деятельности не получает, суды сделали обоснованный вывод о том, что у общества отсутствует обязанность по получению лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами.
Следовательно, суды правомерно указали, что отказы управления от продления обществу на 2008 г. лимитов на размещение отходов производства и потребления, содержащиеся в письмах от 16.10.2008 N 08-14/21845, 08-14/21847, 08-14/21848, не соответствуют закону и нарушает права и законные интересы общества.
При таких обстоятельствах правильным является вывод судов о том, что действия управления по отказу в установлении лимитов на размещение отходов нарушают права общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как согласно Административному регламенту, утвержденному Приказом Ростехнадзора от 20.09.2007 N 643, при отсутствии утвержденного лимита на обращение с отходами деятельность юридического лица по обращению с отходами может быть приостановлена или прекращена, а также это может привести к иным негативным последствиям для юридического лица."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 августа 2009 г. N Ф09-6233/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника