Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 14 ноября 2011 г. N А60-29828/2011
Резолютивная часть решения объявлена 07 ноября 2011 года
Полный текст решения изготовлен 14 ноября 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
ОАО "Уральские газовые сети"(ИНН 6671777526)
к Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области(ИНН 6608002549)
о признании ненормативного акта недействительным
при участии в судебном заседании
от заявителя: Н.Ю. Конайкина, представитель по доверенности N 036-04/2011 от 13.09.2011, паспорт,
Р.А.Кириенко, представитель по доверенности N 034-04/2011 от 10.08.2011, паспорт,
Е.П. Лукас, представитель по доверенности N 002-04/11 от 31.12.2010, паспорт;
А.И.Гуськова, представитель по доверенности N 039-04/2011 от 31.10.2011, паспорт.
от заинтересованного лица: О.Н. Черникова, зам.нач.отд., удостоверение, доверенность от 26.09.2011,
А.В. Шугар, госналогинспектор, удостоверение, доверенность N 04-32 от 01.06.2011, удостоверение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Открытое акционерное общество "Уральские газовые сети" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области от 31.05.2011 N 21 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части пунктов 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, соответствующих сумм штрафов и пени, а также признании недействительным требования от 01.08.2011 N 359 об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
В основном судебном заседании заявитель уточнил заявленные требования и просит признать недействительными:
1. Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области от 31.05.2011 N 21 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (утвержденное Решением N 920/11 Управлением ФНС России по Свердловской области от 22.07.2011 с дополнениями налогового органа, изложенными в письме от 28.07.2011 N 05-17/10722) в части:
-доначисления налога на прибыль за период 2007-2009 г.г. в общей сумме 862646,80 руб., в том числе:
за 2007 год в сумме 193243,20 руб.,
за 2008 год в сумме 669403,60 руб.;
- доначисления НДС за период 2008-2009 г.г. в общей сумме 10691037,87 руб., в том числе:
за 3-4 кварталы 2008 года в сумме 493352,10 руб.,
за 4 квартал 2009 года в сумме 10197685,77 руб.;
- доначисления штрафа и пеней за неуплату налога на прибыль в соответствующей части;
- доначисления штрафа и пеней за неуплату НДС в соответствующей части;
- доначисления штрафа за непредставление в установленный срок документов в размере 600 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ).
2. Требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области N 359 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 01.08.2011 в части обязанности по уплате:
- налога на прибыль за период 2007-2009 г.г. в общей сумме 862646,80 руб., в том числе:
за 2007 год в сумме 193243,20 руб.,
за 2008 год в сумме 669403,60 руб.;
- НДС за период 2008-2009 г.г. в общей сумме 10691037,87 руб., в том числе:
за 3-4 кварталы 2008 года в сумме 493352,10 руб.,
за 4 квартал 2009 года в сумме 10197685,77 руб.;
- штрафа и пеней за неуплату налога на прибыль в соответствующей части;
- штрафа и пеней за неуплату НДС в соответствующей части;
- штрафа за непредставление в установленный срок документов в размере 600 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ).
Уточнения судом приняты.
Оспаривая решение, заявитель указывает, что выводы, изложенные в оспариваемом решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Выводы налоговой инспекции и занижении налога на прибыль и НДС не подтверждены документально.
Заинтересованное лицо, оспаривая доводы заявителя, считает решение законным и обоснованным, налоговые нарушения подтвержденными материалами проверки и просит в удовлетворении требований отказать.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области проведена выездная налоговая проверка ОАО "Уральские газовые сети", по результатам которой составлен акт от 22.04.2011 N 21 и вынесено решение от 31.05.2011 N 21 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением установлена неуплата по налогу на прибыль организаций в сумме 1318823 руб., по налогу на добавленную стоимость в сумме 17546160 руб. 10 коп., единый социальный налог в сумме 155 руб., налог на доходы физических лиц в сумме 78 руб., соответственно начислены пени в сумме 2315352 руб. 20 коп. Общество привлечено к налоговой ответственности предусмотренной ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 3666528 руб. 22 коп., ст. 123 Кодекса в сумме 15 руб. 60 коп., ст. 126 Кодекса в сумме 600 руб.
На решение N 21 заявителем была подана жалоба в Управление Федеральной налоговой службы России по Свердловской области.
22.07.2011 решением Управления Федеральной налоговой службы России по Свердловской области N 920/11 оспариваемое решение изменено в части удовлетворенных доводов заявителя, инспекции осуществить перерасчет сумм по НДС соответственно пени и налоговых санкций. В остальной части решение N 21 оставлено без изменения.
Согласно представленного перерасчета НДС к доначислению составил 11066093 руб. 06 коп., соответствующие пени и штраф.
Не согласившись с решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области от 31.05.2011 N 21 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части пунктов 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, соответствующих сумм штрафов и пени, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Также общество просит признать недействительным требование от 01.08.2011 N 359 об уплате налога, сбора, пени, штрафа в соответствующей части.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
1. По итогам проверки налоговой инспекцией сделан вывод о занижении:
- налога на прибыль за 2007 год в сумме 57643 руб. 20 коп.,
- налога на прибыль за 2008 год в сумме 669403 руб. 60 коп.
- НДС за 3 квартал 2008 года в сумме 181656 руб.,
- НДС за 4 квартал 2008 года в сумме 311696 руб. 10 коп.
Основанием для начисления налога на прибыль и НДС послужили выводы налоговой инспекции о том, что при проверке налоговых деклараций выявлены несоответствия налоговых баз, указанных в декларациях по налогу на прибыль и НДС, в связи с чем доначислены оспариваемые суммы налогов.
Согласно ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);
2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Статьей 153 НК РФ предусмотрено, что налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
При передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 146 настоящего Кодекса, налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой.
При ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой и таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
При применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.
При передаче имущественных прав налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Указанные в настоящем пункте доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить.
При определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации соответственно на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг), имущественных прав, установленному статьей 167 настоящего Кодекса, или на дату фактического осуществления расходов. При этом налоговая база при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в случае расчетов по таким операциям в иностранной валюте определяется в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Если при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, или условных денежных единицах, моментом определения налоговой базы является день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав, при определении налоговой базы иностранная валюта или условные денежные единицы пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. При последующей оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав налоговая база не корректируется. Суммовые разницы в части налога, возникающие у налогоплательщика-продавца при последующей оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываются в составе внереализационных доходов в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса или в составе внереализационных расходов в соответствии со статьей 265 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 167 НК РФ в целях настоящей главы моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 настоящей статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Глава 25 НК РФ регулирует порядок исчисления и уплаты налога на прибыль.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций (далее в настоящей главе - налог) признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью в целях настоящей главы признается:
1) для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой (статья 247 НК РФ).
Согласно ст. 274 НК РФ налоговой базой для целей настоящей главы признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 настоящего Кодекса, подлежащей налогообложению.
Налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 настоящего Кодекса, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с настоящей главой предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.
Доходы и расходы налогоплательщика в целях настоящей главы учитываются в денежной форме.
Доходы, полученные в натуральной форме в результате реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая товарообменные операции), учитываются, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, исходя из цены сделки с учетом положений статьи 40 настоящего Кодекса.
Внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений статьи 40 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Для целей настоящей статьи рыночные цены определяются в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному абзацем 2 пункта 3, а также пунктами 4 - 11 статьи 40 настоящего Кодекса, на момент реализации или совершения внереализационных операций (без включения в них налога на добавленную стоимость, акциза) (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ)
При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.
В случае, если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток - отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с настоящей главой, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном настоящей главой, в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю.
Убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, принимаются в целях налогообложения в порядке и на условиях, установленных статьей 283 настоящего Кодекса.
Таким образом, из анализа данных норм следует, что объекты налогообложения, налоговые базы, порядок исчисления налога на прибыль и НДС различны. Не совпадают моменты определения налоговой базы по налогу на прибыль и НДС.
Положения Налогового Кодекса РФ, регулирующие порядок исчисления налог на прибыль и НДС, содержат различные основания для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, различный перечень операций, не подлежащих налогообложению, различные льготы.
Кроме того налоговые периоды по налогу на прибыль и НДС не совпадают, по каждому налогу имеется несколько налоговых ставок, применяемых к различным ситуациям.
Расчет налоговой базы является подтверждением данных налогового учета. В расчете отражается систематизированная и накопленная в аналитических регистрах налогового учета информация, которая в свою очередь должна подтверждаться первичными документами.
Таким образом суд считает, что вывод о занижении налоговой базы по налогу на прибыль и НДС, сделанный только на основании сравнения цифровых показателей, отраженных в налоговых декларациях по налогу на прибыль и НДС, является необоснованным, поскольку не подтверждает факта занижения налоговой базы.
В силу налогового, бухгалтерского законодательства данные обстоятельства должны быть подтверждены первичными документами.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что в ходе проверки заявителем были представлены для проведения проверки первичные документы, подтверждающие, в том числе формирование налоговой базы по налогу на прибыль и НДС за проверяемые периоды.
В судебном заседании заявитель пояснил, что расхождения налоговых баз по НДС и налогу на прибыль вызваны следующими обстоятельствами:
- в налоговую базу по НДС 2007 года вошли суммы НДС переходного периода, не учтенные в предыдущих налоговых периодах, и не учитываемые при исчислении налога на прибыль;
- в налоговую базу по НДС в 2007 году вошли суммы НДС по сделкам, связанным с безвозмездной передачей подарков, не учитываемые при исчислении налога на прибыль;
- в налоговую базу по налогу на прибыль за 2009 год включен доход от реализации металлолома, не учитываемый при исчислении НДС.
В нарушение ст. 100, 101 НК РФ оспариваемое решение не содержит документально подтвержденных фактов занижения налоговой базы как по налогу на прибыль, так и по НДС.
При таких обстоятельствах выводы налоговой инспекции о занижении налога на прибыль и НДС, соответственно доначисление пеней и штрафов по данному эпизоду является необоснованным.
Кроме того по данному эпизоду общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 600 руб. за непредставление 3 документов по требованию налоговой инспекции.
Из материалов дела следует, что в адрес заявителя было направлено несколько требований о предоставлении документов для проведения проверки. Все документы были представлены. В судебном заседании стороны пояснили, что представлен очень большой объем первичных и бухгалтерских документов.
В дальнейшем, в адрес общество направлено требование N 14 в пункте 6 которого заявителю необходимо было представить копии счетов-фактур, актов выполненных работ, накладных, подтверждающие суммы расхождений доходов между базами по налогу на прибыль и НДС.
По смыслу статей 88, 93 Кодекса требование о представлении необходимых для налоговой проверки документов должно содержать достаточно определенные данные о документах, которые истребуются налоговым органом, а сами истребуемые документы должны иметь отношение к предмету налоговой проверки. Если такое требование не исполнено налогоплательщиком по причине истребования документов, которые не относятся к предмету налоговой проверки, или по причине неопределенности истребуемых документов, оснований для применения ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Кодекса, не имеется.
В силу названной нормы такая ответственность подлежит применению за непредставление каждого истребуемого документа. Следовательно, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, если число не представленных им документов с достоверностью не определено налоговым органом. Установление размера штрафа исходя из предположительного наличия у налогоплательщика хотя бы одного из числа запрошенных видов документов недопустимо.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки обществом были представлены первичные документы, подтверждающие факты получения доходов за 2007-2009 года, что подтверждается, представленными в материалы дела реестрами представленных документов. В том числе за проверяемый период были представлены счета-фактуры, товарные накладные, акты выполненных работ. В судебном заседании представители сторон подтвердили, что для проведения проверки было представлено большое количество первичных документов за проверяемые периоды.
Из анализа требования N 13 и с учетом обстоятельств по данному эпизоду, суд считает, что в пункте 6 содержатся неопределенные данные о документах, которые были истребованы налоговой инспекцией у заявителя, в связи с чем суд считает, что оснований для привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ не имеется.
2. Инспекцией по результатам проверки установлено, что Обществом
неправомерно завышены расходы по добровольному медицинскому страхованию в 2007 году на сумму страховой премии в размере 565000 руб., в связи с чем доначислен налог на прибыль в размере 135600 руб., соответствующие пени, штраф.
Из материалов дела следует, что 29.12.2006 заявителем с ОАО "УГС" был заключен договор добровольного медицинского страхования сотрудников предприятия.
Статьей 272 НК РФ установлен порядок признания расходов при методе начисления.
Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений гл. 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и(или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. 318-320 НК РФ.
Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.
В соответствии с п. 6 ст. 272 НК РФ расходы по обязательному и добровольному страхованию (негосударственному пенсионному обеспечению) признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых (пенсионных) взносов.
Если по условиям договора страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) предусмотрена уплата страхового (пенсионного) взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.
Если по условиям договора страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) предусмотрена уплата страховой премии (пенсионного взноса) в рассрочку, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы по каждому платежу признаются равномерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов (году, полугодию, кварталу, месяцу), пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.
Согласно п. 1 ст. 957 Гражданского кодекса Российской Федерации договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса.
Следовательно, договор страхования может вступить в силу до момента уплаты страховой премии или первого ее взноса, если это предусмотрено в договоре.
При этом расход в виде страховой премии по договору страхования, вступившему в силу до момента уплаты страховой премии, подлежит признанию для целей налогообложения прибыли организаций в общем порядке, установленном в п. 6 ст. 272 НК РФ.
Согласно п. 11.1 договора срок его действия определен сторонами с 01 января 2007 года по 31.12.2007 года.
Величина страховой премии составила 8185000 руб., которая уплачивается в пять платежей:
- первый взнос 565000 руб. - до 31.12.2006,
- второй взнос 1500000 - до 20.01.2007,
Остальные взносы - раз в квартал, начиная со второго квартала:
- третий взнос - 2040000 руб.,
- четвертый взнос - 2040000 руб.,
- пятый взнос - 2040000 руб.
Сумма 565000 руб. была уплачена платежным поручением от 08.12.2006 N 4329. В соответствии с дополнительным соглашением от 02.04.2007 указанная сумма была зачтена в счет уплаты по договору N ДМС-Р N 003 от 29.12.2006.
Налоговая инспекция, доначисляя налог на прибыль по данному эпизоду, исходила из того, что страховая премия в размере 565000 руб. фактически была уплачена в декабре 2006 года, в связи с чем является задатком по данному договору, следовательно, в расходы данный платеж должен быть отнесен в 2006 году.
Однако данный вывод налоговой инспекции не соответствует ст. 272 НК РФ, а также фактическим обстоятельствам дела.
Перечисление денежных средств в размере 565000 руб. в 2006 году в адрес страховой компании было произведено ошибочно, на что неоднократно указывал заявитель, без законных на то оснований. Таким образом, до апреля 2007 года данный платеж являлся излишне перечисленным, и не являлся оплатой по договору страхования N ДМС-Р N 003 от 29.12.2006 либо по иному договору. Иного налоговой инспекцией не доказано.
Довод налоговой инспекции о том, что данный платеж являлся задатком, не соответствует условиям договора и фактическим обстоятельствам дела, а также ст. 380 ГК РФ.
При таких обстоятельствах оснований для исключения суммы 565000 руб. из состава затрат 2007 года оснований не имелось.
Кроме того, включение заявителем в состав расходов выплаты страховой премии в более позднем налоговом периоде не приведет к возникновению недоимки перед бюджетом.
Учитывая изложенное, суд считает, что заявленные требования поданному эпизоду подлежат удовлетворению.
3. Инспекцией по результатам проверки отказано в праве на получение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 года и соответственно доначислен НДС в размере 17052808 рублей.
Согласно договору займа от 07.04.2008 N 004-04.08 Общество выдало займ Интегрейтед И.Э.С. Файненс в сумме 292 млн. рублей. Также в 2008 году Общество выдало займ ООО "Финанс-резерв" на сумму 150 млн. рублей (договор N 045-12.08/3 от 29.12.2008). ООО "Финанс-резерв" переуступило сумму долга и проценты по договору перевода долга N 045-12.08/3 от 29.12.2008 Интегрейтед И.Э.С. Файненс.
Впоследствии ОАО "Уральские газовые сети" переуступило право требования долга и проценты с Интегрейтед И.Э.С. Файненс Джеф Глобал Энерджи Файненс ЛТД по договору уступки прав требования N 008-10.09-70 от 02.11.2009.
Джеф Глобал Энерджи Файненс ЛТД полностью оплатило Обществу задолженность по указанным договорам займа.
Реализация прав требования в размере 442414148,95 руб. отражена на счетах бухгалтерского учета в 4 квартале 2009 года.
Как следует из материалов дела, заявитель наряду с операциями, подлежащими налогообложению НДС, осуществляет операции, не подлежащие налогообложению этим налогом, в том числе реализацию прав требования.
В силу п. 4 ст. 149 НК РФ при наличии операций, подлежащих налогообложению и операций, не подлежащих налогообложению, налогоплательщики обязаны вести раздельный учет данных операций.
Суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:
учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;
принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;
принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.
Налогоплательщик имеет право не применять положения настоящего пункта к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на производство. При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 172 настоящего Кодекса.
В 4 квартале 2009 года заявитель исключил из расчета пропорции по распределению налога в части расходов, понесенных от всех видов, операции по уступке прав кредитора, что, по мнению налоговой инспекции, привело к искажению расчета и неправильному увеличению НДС, подлежащего предъявлению к вычету.
Также в ходе проверки налоговой инспекцией сделан вывод о том, что раздельный учет отсутствует, в связи с чем доначислен НДС в размере 17052808 руб.
Управление ФНС России по Свердловской области по итогам рассмотрения апелляционной жалобы поддержало выводы налоговой инспекции о том, что в 4 квартале 2009 года заявителем превышен 5-ти процентный барьер, позволяющий не вести раздельный учет, в связи учетом сумм, полученных от реализации прав требования. Однако выводы налоговой инспекции об отсутствии раздельного учета признаны необоснованными, что нашло отражение на стр. 8 решения N 920/11 от 22.06.2011.
Управление ФНС России по Свердловской области, исследовав материалы проверки, документы, приложенные к жалобе, пришло к выводу о том, налогоплательщиком предусмотрено ведение раздельного учета сумм выручки от реализации облагаемых и необлагаемых операций и сумм входного НДС, о чем свидетельствует Положение об учетной политике на 2009 год, приказ и план счетов на 2009 год.
В связи с наличием раздельного учета вышестоящая инстанция обязала налоговую инспекцию произвести перерасчет входного НДС исходя из доли совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению к общей величине совокупных расходов и составила 64%.
С учетом решения УФНС России по Свердловской области N 920/11 от 22.06.2011, по данному эпизоду доначисленный НДС составил 10572740,96 руб.
В настоящее время, частично обжалуя данный эпизод (в части доначисления НДС в размере 10197685,77 руб.), заявитель считает, что методика перерасчета входного НДС произведена вышестоящей инстанцией и заинтересованным лицом неверно, без учета положения об учетной политике и фактических обстоятельств дела, без учета того, что распределению по установленной доле 64% подлежат лишь суммы НДС, относящиеся только к товарам, работам, услугам, имущественным правам, которые были предназначены как для облагаемых, так и для необлагаемых НДС операций.
Исследовав материалы дела, суд установил, что учетной политикой общество на 2009 год установлено:
"Если Общество осуществляет как облагаемые, так и освобождаемые от налогообложения операции (п.4 ст. 170 Кодекса), то суммы налога:
принимаются к вычету в соответствии со ст. 172 Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых НДС;
учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с п.2 ст. 170 Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых НДС;
принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости (т.е. распределяются) в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
При реализации ценных бумаг, долей в уставных капиталах, акций, доходов в виде процентов по займам и при оказании др. аналогичных услуг. Общество должно утвердить во внутреннем локальном акте (приказе) перечень видов расходов, связанных с этой деятельностью. К числу таких расходов могут быть отнесены:
заработная плата работников финансовых, юридических служб и другого персонала, занятого с оформлением вышеуказанных операций;
суммы отчислений на социальные нужды, исчисленные с заработной платы указанных работников;
расходы по материальному обеспечению (канцтовары, приобретение бланков ценных бумаг, использование оргтехники);
оказание услуг сторонними организациями, для проведения вышеуказанных операций. Для распределения сумм НДС, учтенных на субсчете 19 "НДС, подлежащий распределению" устанавливается следующий порядок:
Определяется общий объем суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав за налоговый период по состоянию на последнее число налогового периода;
Из общей суммы выручки от реализации (Кт. 90) и доходов от реализации имущественных прав (Кт. 91.01) вычитается сумма НДС;
Определяется удельный вес выручки от реализации и доходов от имущественных прав и прочих активов, необлагаемых НДС, в общем объеме выручки от реализации и доходов от имущественных прав;
Сумма НДС, подлежащая распределению, умножается на рассчитанный коэффициент.
31.12.2008 заявителем издан Приказ N 672 в соответствии с Учетной политикой предприятия на 2009 год об утверждении перечня расходов, связанных с деятельностью по реализации ценных бумаг, долей в уставных капиталах, акций, доходов в виде процентов по займам, реализации права требования.
Таким образом заявитель определил, что:
- НДС по операциям, облагаемых НДС, в полном объеме принимается к вычету, - НДС по операциям, не облагаемым НДС, в полном объеме не принимается к вычету,
- НДС по операциям, которые одновременно используются для операций, как облагаемых так и необлагаемых НДС, принимается к вычету в пропорции.
Использованная на предприятии методика не противоречит налоговому законодательству, по иным периодам принята налоговой инспекцией. Каких-либо возражений по данной методике налоговой инспекцией не представлено.
Ведение раздельного бухгалтерского учета подтверждено вышестоящей инстанцией, а также представленными документами: учетной политикой, приказом, книгами покупок, продаж, счетами бухгалтерского учета, планом счетов, распределением сумм НДС по приобретенным ценностям, относящимся к косвенным расходам за 4 квартал 2009 года.
В данном расчете отражены все косвенные расходы общества за 4 квартал 2009 года, НДС по которым подлежит распределению:
- НДС, приходящийся на деятельность без НДС,
- НДС, приходящийся на деятельность с НДС.
Каких-либо возражений по данному расчету налоговой инспекцией не представлено.
При таких обстоятельствах методика расчета входного НДС, применяемая обществом признана судом обоснованной, в связи с чем требования по данному эпизоду подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области от 31.05.2011 N 21 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (утвержденное Решением N 920/11 Управлением ФНС России по Свердловской области от 22.07.2011 с дополнениями налогового органа, изложенными в письме от 28.07.2011 N 05-17/10722) в части:
-доначисления налога на прибыль за период 2007-2009 г.г. в общей сумме 862646,80 руб., в том числе:
за 2007 год в сумме 193243,20 руб.,
за 2008 год в сумме 669403,60 руб.;
- доначисления НДС за период 2008-2009 г.г. в общей сумме 10691037,87 руб., в том числе:
за 3-4 кварталы 2008 года в сумме 493352,10 руб.,
за 4 квартал 2009 года в сумме 10197685,77 руб.;
- доначисления штрафа и пеней за неуплату налога на прибыль в соответствующей части;
- доначисления штрафа и пеней за неуплату НДС в соответствующей части;
- доначисления штрафа за непредставление в установленный срок документов в размере 600 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ), как несоответствующее налоговому законодательству.
Признать недействительным требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области N 359 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 01.08.2011 в части обязанности по уплате:
- налога на прибыль за период 2007-2009 г.г. в общей сумме 862646,80 руб., в том числе:
за 2007 год в сумме 193243,20 руб.,
за 2008 год в сумме 669403,60 руб.;
- НДС за период 2008-2009 г.г. в общей сумме 10691037,87 руб., в том числе:
за 3-4 кварталы 2008 года в сумме 493352,10 руб.,
за 4 квартал 2009 года в сумме 10197685,77 руб.;
- штрафа и пеней за неуплату налога на прибыль в соответствующей части;
- штрафа и пеней за неуплату НДС в соответствующей части;
- штрафа за непредставление в установленный срок документов в размере 600 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ), как несоответствующее налоговому законодательству.
3. В порядке распределения судебных расходов ( ст. 110 АПК РФ) взыскать с Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области в пользу ОАО "Уральские газовые сети" 4000 (четыре тысячи) рублей, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 ноября 2011 г. N А60-29828/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника