Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Сравнительный анализ организационно-правовых форм:
автономное учреждение, государственное учреждение (бюджетное),
автономная некоммерческая организация
Организация |
Автономное учреждение (АУ) |
Государственное учреждение (ГОУ) (бюджетное учреждение) |
Автономная некоммерческая организация (АНО) |
Тип организации |
Некоммерческая организация |
Некоммерческая организация |
Некоммерческая организация |
Регламентирующий деятельность закон |
- Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" - Федеральный закон РФ от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" |
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" |
- Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" - проект федерального закона "О государственных и муниципальных автономных некоммерческих организациях" |
Учредитель |
один учредитель - орган государственной власти (далее - ОГВ) |
один учредитель - ОГВ |
Законом не ограничен круг учредителей, могут создаваться гражданами и юридическими лицами, включая ОГВ и ОМС (см. ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 08.11.2007) |
Направление деятельности (цель создания) |
Выполнение работ, оказание услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, местного самоуправления в сферах науки, образования здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта |
Осуществление управленческих, социально- культурных, научно- технических или иных функций некоммерческого характера |
Могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ |
Создание |
Путем учреждения или путем изменения типа существующего государственного учреждения |
Некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации |
Некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации |
Учредительные документы |
Устав, утверждаемый учредителем |
Устав, утверждаемый учредителем |
Устав, утверждаемый учредителем |
Полномочия учредителя |
Кроме общих полномочий учредителя, также установлены: - принятие решения об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за АУ или о выделении средств на его приобретение; - согласие на внесение денежных средств АУ и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передачу иным образом этого имущества другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника; - рассмотрение и одобрение предложений руководителя АУ о совершении сделок с имуществом АУ в случаях, если требуется согласие учредителя АУ |
Общие полномочия учредителя: по утверждению устава, назначению руководителя, прекращению его полномочий, реорганизации, ликвидации учреждения и т.д. |
Общие полномочия учредителя: по утверждению устава, назначению руководителя, прекращению его полномочий, реорганизации, ликвидации учреждения и т.д. |
Финансирование |
Финансируется выполнение задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества. Не финансируется содержание имущества, сданного в аренду с согласия учредителя. Финансовым документом является план финансово-хозяйственной деятельности |
Полностью или частично финансируется учредителем. Финансируется из бюджета по смете расходов, утвержденной собственником |
Финансирования деятельности со стороны учредителей законодательством не предусмотрено |
Способ наделения имуществом (передача) |
Оперативное управление учредитель - собственник имущества |
Оперативное управление учредитель - собственник имущества |
Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются: регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); добровольные имущественные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ, услуг; дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; другие не запрещенные законом поступления |
Ответственность |
Отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Собственник не несет ответственности по обязательствам АУ, а АУ не отвечает по обязательствам собственника имущества автономного учреждения |
Отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам ОГУ при недостаточности этих денежных средств |
Некоммерческая организация отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание |
Открытие счетов в кредитных организациях |
Вправе открывать счета в кредитных организациях |
Вправе открывать счета в кредитных организациях |
Вправе открывать счета в кредитных организациях |
Распоряжение имуществом |
Без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за АУ учредителем или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно |
ОГУ не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете |
Самостоятельно распоряжается имуществом. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации (в том числе и в связи с распоряжением имуществом) осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами |
Распоряжение доходами |
Доходы АУ поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано. Собственник имущества не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества |
Доходы, полученные от деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения, подлежат зачислению в бюджет и учитываются на отдельном балансе |
Не может распределять прибыль между участниками, обязана направлять доходы от коммерческой деятельности на достижение уставных целей |
Способ наделения (передачи) земельных участков |
Предоставляется на праве постоянного (бессрочного) пользования |
Предоставляется на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования |
Некоммерческая организация может иметь земельные участки в собственности или на ином праве в соответствии с законодательством Российской Федерации |
Управление (органы) |
Обязательны наблюдательный совет, руководитель. Могут быть и иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы (общее собрание/ конференция работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и другие). Компетенция наблюдательного совета предусмотрена ст. 11 Закона. Вопросы, относящиеся к компетенции наблюдательного совета, не могут быть переданы на рассмотрение другим органам учреждения |
Руководитель. Наблюдательный совет не является обязательным органом |
Коллегиальный высший орган управления и единоличный исполнительный орган |
Назначение руководителя |
В компетенции учредителя назначение руководителя автономного учреждения и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение трудового договора с ним, если для организаций соответствующей сферы деятельности федеральными законами не предусмотрен иной порядок назначения руководителя и прекращения его полномочий и(или) заключения и прекращения трудового договора с ним (глава 3, ст. 8 ФЗ-174). Следовательно, в соответствии со ст. 35 п. 4 Закона РФ "Об образовании" |
В соответствии со ст. 35 п. 4 Закона РФ "Об образовании" |
В соответствии с учредительными документами |
Крупные сделки |
Предусмотрены понятие крупной сделки, порядок совершения крупных сделок и последствия его нарушения |
Понятия, порядок и последствия совершения крупных сделок специально для ОГУ не установлены |
Понятия, порядок и последствия совершения крупных сделок специально для АНО не установлены |
Сделки, совершенные заинтересованными лицами |
Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, может быть совершена с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения. В противном случае сделка может быть признана недействительной по иску АУ или учредителя АУ и в случаях, предусмотренных законом, к ответственности (в размере убытков в результате сделки) могут быть привлечены заинтересованные лица, руководитель АУ |
Специально для ОГУ не установлены |
Заинтересованность в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации. В случае если заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть некоммерческая организация, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и некоммерческой организации в отношении существующей или предполагаемой сделки: - оно обязано сообщить о своей заинтересованности органу управления некоммерческой организацией или органу надзора за ее деятельностью до момента принятия решения о заключении сделки; - сделка должна быть одобрена органом управления некоммерческой организацией или органом надзора за ее деятельностью. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением требований настоящей статьи, может быть признана судом недействительной. Заинтересованное лицо несет перед некоммерческой организацией ответственность в размере убытков, причиненных им этой некоммерческой организации. Если убытки причинены некоммерческой организации несколькими заинтересованными лицами, их ответственность перед некоммерческой организацией является солидарной |
Формы реорганизации |
В соответствии с ГК РФ: Слияние, присоединение, если созданы на базе имущества одного и того же собственника. Разделение Выделение Изменение типа (не допускается для существующих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения) |
В соответствии с ГК РФ: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Может быть создано путем изменения его типа (из АУ в БУ) по решению учредителя АУ в порядке, установленном соответствующим ОГВ |
В соответствии с ГК РФ: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. АНО вправе преобразоваться в фонд |
Форма 1
Информация о бюджетных образовательных учреждениях,
находящихся в ведении субъекта Российской Федерации и муниципальных
образований, переведенных в автономные учреждения, а также о бюджетных
образовательных учреждениях, которые предполагается перевести
в автономные учреждения по субъекту Российской Федерации
___________________________________________
(наименование субъекта Российской Федерации)
N п\п |
Типы образовательных учреждений |
Переведены в автономные образовательные учреждения по состоянию на 01.07.2008 года (ед.)_1 |
Предполагается перевести (ед.)_2 |
||||
До конца 2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
|||
1. |
Дошкольные образовательные учреждения, всего , |
|
|
|
|
|
|
|
в том числе муниципальные учреждения |
|
|
|
|
|
|
2. |
Общеобразовательные учреждения, всего , |
|
|
|
|
|
|
|
в том числе муниципальные учреждения |
|
|
|
|
|
|
3. |
Учреждения начального профессионального образования, всего |
|
|
|
|
|
|
|
в том числе муниципальные учреждения |
|
|
|
|
|
|
4. |
Учреждения среднего профессионального образования, всего , |
|
|
|
|
|
|
|
в том числе муниципальные учреждения |
|
|
|
|
|
|
5. |
Учреждения высшего профессионального образования, всего , |
|
|
|
|
|
|
|
в том числе муниципальные учреждения |
|
|
|
|
|
|
6. |
Учреждения дополнительного образования взрослых, всего , |
|
|
|
|
|
|
|
в том числе муниципальные учреждения |
|
|
|
|
|
|
7. |
Учреждения дополнительного образования детей, всего , |
|
|
|
|
|
|
|
в том числе муниципальные учреждения |
|
|
|
|
|
|
8. |
Другие типы образовательных учреждений |
|
|
|
|
|
|
9. |
Итого учреждений по субъекту Российской Федерации, |
|
|
|
|
|
|
|
в том числе муниципальные учреждения |
|
|
|
|
|
|
__________________
Прилагается принятый документ о развитии сети автономных учреждений в субъекте Российской Федерации
Без учета ранее переведенных учреждений
Руководитель органа управления образованием субъекта Российской Федерации |
(подпись, ФИО) |
Дата
Форма 2
Перечень
нормативных правовых актов по вопросам перехода бюджетных учреждений
в автономные учреждения, принятых в субъекте Российской Федерации
в соответствии с действующим законодательством
NN пп |
Предмет регулирования |
Основания для принятия субъектом РФ нормативного документа |
Принятые документы субъекта РФ |
1. |
Порядок определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения |
Постановление Правительства РФ от 31.05.2007 N 337 (пункт 4). |
|
2. |
Порядок осуществления функций и полномочий учредителя государственного (муниципального) автономного учреждения" |
Федеральный закон "Об автономных учреждениях" (подпункт 2 пункта 3 статьи 6). |
|
3. |
Формы отчетов о деятельности государственного (муниципального) автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества |
ФЗ "Об автономных учреждениях" (пункт 10 статьи 2), постановление Правительства РФ от 18.10.2007 г. N 684 (пункт 1 Правил опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения субъектов РФ и об использовании закрепленного за ним имущества, утвержденных данным постановлением). |
|
4. |
Порядок подготовки предложений о создании автономных учреждений путем изменения типа существующих государственных (муниципальных) учреждений |
Федеральный закон "Об автономных учреждениях" (пункт 8 статьи 5). |
|
5. |
Условия и порядок формирования задания учредителя государственному (муниципальному) автономному учреждению и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания* |
Федеральный закон "Об автономных учреждениях" (пункт 4 статьи 4 и подпункт 2 пункта 5 статьи 4). |
|
6. |
Порядок создания бюджетного учреждения по решению учредителя государственного (муниципального) автономного учреждения путем изменения его типа |
Федеральный закон "Об автономных учреждениях" (подпункт 2 пункта 5 статьи 18). |
|
7. |
Перечень государственных (муниципальных) учреждений, тип которых не подлежит изменению |
Федеральный закон "Об автономных учреждениях" (пункт 5 статьи 5) |
|
* С приложением принятых методических документов и материалов, а также финансовых нормативов
Форма 3
Типы образовательных учреждений |
Финансовые затраты* (руб.) |
Средняя зарабтная плата (руб.) |
Доля внебюджетных средств, участвующих в формировании заработной платы, % |
Дополнительные услуги |
Способ создания образовательного учреждения |
|||
педагогических работников |
работников образования в целом |
Количество |
Перечень с указанием средней стоимости (руб.) |
Реорганизация |
Создание, в т.ч. на основе ликвидации |
|||
Дошкольные: |
|
|
|
|
|
|
|
|
муниципальные |
|
|
|
|
|
|
|
|
автономные |
|
|
|
|
|
|
|
|
Общеобразовательные: |
|
|
|
|
|
|
|
|
муниципальные |
|
|
|
|
|
|
|
|
автономные |
|
|
|
|
|
|
|
|
Начального профессионального образования: |
|
|
|
|
|
|
|
|
муниципальные |
|
|
|
|
|
|
|
|
автономные |
|
|
|
|
|
|
|
|
Среднего профессионального образования: |
|
|
|
|
|
|
|
|
муниципальные |
|
|
|
|
|
|
|
|
автономные |
|
|
|
|
|
|
|
|
Высшего профессионального образования: |
|
|
|
|
|
|
|
|
муниципальные |
|
|
|
|
|
|
|
|
автономные |
|
|
|
|
|
|
|
|
Дополнительного образования взрослых: |
|
|
|
|
|
|
|
|
муниципальные |
|
|
|
|
|
|
|
|
автономные |
|
|
|
|
|
|
|
|
Специальные (коррекционные) |
|
|
|
|
|
|
|
|
муниципальные |
|
|
|
|
|
|
|
|
автономные |
|
|
|
|
|
|
|
|
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
|
|
|
|
|
|
|
муниципальные |
|
|
|
|
|
|
|
|
автономные |
|
|
|
|
|
|
|
|
Дополнительного образования детей: |
|
|
|
|
|
|
|
|
муниципальные |
|
|
|
|
|
|
|
|
автономные |
|
|
|
|
|
|
|
|
Другие учреждения: |
|
|
|
|
|
|
|
|
муниципальные |
|
|
|
|
|
|
|
|
автономные |
|
|
|
|
|
|
|
|
* Для дошкольных образовательных учреждений - родительская плата, для других типов образовательных учреждений - плата за предоставление образовательных услуг, в случае если учащийся обучается на платной основе
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.