Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 ноября 2010 г. N Ф07-11678/2010 по делу N А42-11480/2009 Предписание Министерства в части требования обеспечить возврат в областной бюджет использованных не по целевому назначению средств признано недействительным, поскольку Комитет действовал в соответствии с бюджетным законодательством и нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетный процесс

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 ноября 2010 г. N Ф07-11678/2010 по делу N А42-11480/2009

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе

председательствующего Кустова А.А., судей Кирилловой И.И., Тарасюка И.М.

рассмотрев 23.11.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по образованию администрации города Оленегорска на решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.04.2010 (судья Беляева Л.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2010 (судьи Савицкая И.Г., Есипова О.И., Фокина Е.А.) по делу N А42-11480/2009,

установил:

Комитет по образованию администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства образования и науки Мурманской области (далее - Министерство) от 25.11.2009 N 17-01-08/2099 в части требования обеспечить возврат в областной бюджет 54 759 руб. 15 коп., использованных не по целевому назначению. Требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена администрация города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области (далее - Администрация).

Решением от 21.04.2010 в удовлетворении заявленных требований оказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 23.07.2010 решение от 21.04.2010 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Комитет просит отменить решение и постановление и вынести по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.

Податель жалобы не согласен с выводом судов о том, что предоставленные средства использованы Комитетом не по целевому назначению. Суды, необоснованно не учли, что Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) не содержит ограничений по уплате кредиторской задолженности прошлых лет за счет расходной части бюджета текущего финансового года; получатель бюджетных средств при использовании им субвенций из областного бюджета вправе использовать лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования в соответствии с их целевым назначением как для оплаты принятых обязательств текущего года, так и по долгам прошлых лет. Суды сделали необоснованный вывод о том, что субвенция из областного бюджета на 2009 год могла быть использована исключительно для оплаты обязательств, принятых в 2009 году.

О времени и месте рассмотрения жалобы лица, участвующие в деле, надлежаще извещены, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, в соответствии с приказами Министерства от 08.10.2009 N 1720 "О проведении комплексной проверки комитета по образованию администрации города Оленегорска" и от 26.10.2009 N 1841 "О внесении изменений в приказ Министерства от 08.10.2009 N 1720", в период с 17 по 31 марта 2009 года проведена проверка Комитета по исполнению бюджетного законодательства в части использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета в виде субвенций и субсидий муниципальному образованию город Оленегорск с подведомственной территорией за 9 месяцев 2009 года. Результаты проверки отражены в справке, утвержденной приказом Министерства от 20.11.2009 N 2023.

Как следует из содержания названной справки в ходе проверки установлено нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации в части нецелевого расходования субвенции, предоставленной местному бюджету на обеспечение бесплатным питанием обучающихся общеобразовательных школ - на конец отчетного периода - 2008 года была допущена кредиторская задолженность в общей сумме 54 759 руб. 15 коп. за услуги питания, предоставленные обучающимся общеобразовательных школ в декабре 2008 года.

Полученные в 2009 году средства из областного бюджета были направлены на погашение кредиторской задолженности прошлого года по расчетам с поставщиками за услуги питания, предоставленные обучающимся МОУ ООШ N 7, МОУ СОШ N 13 и МОУ ООШ N 21 в декабре 2008 года в размере 52 291 руб. 95 коп. и поставленные продукты питания в МОУ ООШ N 21 в размере 2 467 руб. 20 коп.

Однако использование бюджетных средств, предоставленных городскому бюджету в 2009 году на финансовое обеспечение расходов по питанию, на погашение задолженности прошлого года не было предусмотрено бюджетной росписью областного бюджета на 2009 год и противоречит требованиям принятых Мурманской областью правовых актов, регламентирующих порядок получения и расходования субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов (городских округов) из регионального фонда компенсаций на обеспечение питанием отдельных категорий обучающихся образовательных учреждений.

По итогам проверки в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" в адрес Комитета направлено предписание от 25.11.2009 N 17-01-02/2099 об устранении нарушений, в котором предложено в срок до 31.12.2009 обеспечить возврат в областной бюджет 54 759 руб. 15 коп., использованных не по целевому назначению.

Комитет не согласился с предписанием Министерства в указанной части, что и послужило основанием для его обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

Суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона Мурманской области от 26.10.2007 N 900-01-ЗМО "О предоставлении питания отдельным категориям обучающихся и студентов государственных областных и муниципальных образовательных учреждений Мурманской области" (далее - Закон N 900-01-ЗМО) органы местного самоуправления муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией наделены государственными полномочиями по обеспечению предоставления бесплатного питания обучающимся муниципальных общеобразовательных учреждений, муниципальных образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 1 названного Закона

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона N 900-01-ЗМО финансовое обеспечение указанных государственных полномочий осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) субвенций из регионального фонда компенсаций, образованного в составе областного бюджета, в соответствии с Законом Мурманской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Пунктом 5 статьи 3 Закона N 900-01-ЗМО определено, что порядок расчета указанных субвенций определен в приложении к данному Закону.

В силу пункта 7 статьи 3 Закона N 900-01-ЗМО контроль за осуществлением переданных государственных полномочий возлагается на исполнительные органы государственной власти Мурманской области, осуществляющие в пределах своей компетенции функции в сфере управления образованием и государственного финансового контроля.

Постановлением Правительства Мурманской области от 15.07.2009 N 313-ПП утверждены Правила расходования средств, предоставляемых бюджетам муниципальных районов (городских округов) в виде субвенций из регионального фонда компенсаций на обеспечение питанием отдельных категорий обучающихся (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Правил финансовое обеспечение расходов на питание обучающихся муниципальных образовательных учреждений осуществляется за счет субвенций в объеме средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год.

В силу пунктов 3, 5 Правил субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов (городских округов) в соответствии со сводной бюджетной росписью, кассовым планом областного бюджета, в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на указанные цели Министерству. Учет операций, связанных с использованием субвенций, осуществляется на лицевых счетах получателей средств местного бюджета, открытых в территориальном органе Федерального казначейства.

Получатели средств местного бюджета используют бюджетные средства, полученные в форме субвенции, в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов и Порядком предоставления питания обучающимся муниципальных образовательных учреждений, утвержденным органом местного самоуправления.

Субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) несут ответственность за нецелевое использование субвенций и недостоверность представляемых сведений. В случае нецелевого использования субвенций соответствующие средства взыскиваются в областной бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 6, 8, 9 Правил).

В соответствии с пунктом 10 Правил контроль за правильностью использования органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) субвенций осуществляют Министерство, Министерство финансов Мурманской области и Контрольно-счетная палата Мурманской области.

Пунктом 2.2.4.1 Положения о Министерстве образования и науки Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 15.12.2008 N 622-ПП, предусмотрено, что Министерство вправе направлять обязательные для исполнения предписания соответствующим образовательным учреждениям и органам местного самоуправления, а также осуществлять контроль за их исполнением.

В силу пункта 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Как усматривается из материалов дела, субвенция бюджету муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией предоставлена из областного бюджета в соответствии с Законом Мурманской области от 11.12.2008 N 1045-01-ЗМО "Об областном бюджете на 2009 год", бюджетной росписью расходов Министерства на 2009 год, утвержденной министром образования и науки Мурманской области 16.12.2008, лимитами бюджетных обязательств Министерства на 2009 год и утвержденным кассовым планом выплат.

В соответствии с указанными документами из областного бюджета финансовому отделу Администрации на 2009 год доведены лимиты бюджетных обязательств на финансирование вышеуказанных расходов в объеме 7 974 000 руб. Комитетом в установленном порядке утвержден кассовый план выплат на 2009 год с разбивкой по кварталам. Согласно кассовому плану выплат из областного бюджета субвенция распределена Комитетом в соответствии с предоставленным ему объемом лимитов бюджетных обязательств: 1 квартал - 1 984 000 руб., 2 квартал - 1 651 000 руб., 3 квартал - 868 000 руб., 4 квартал - 3 471 000 руб.; всего на 2009 год - 7 974 000 руб.

При исполнении заключенных муниципальных контрактов на оказание услуг по организации питания в общеобразовательных учреждениях и договоров на поставку продуктов питания на конец отчетного периода (2008 года) возникла кредиторская задолженность в общей сумме 54 759 руб. 15 коп. за услуги питания, предоставленные обучающимся общеобразовательных школ в декабре 2008 года.

Как следует из материалов дела, установлено судами и не оспаривается сторонами, полученные в 2009 году средства из областного бюджета были направлены на погашение указанной кредиторской задолженности за 2008 год.

В соответствии со статьей 14 Закона Мурманской области от 11.12.2007 N 919-01-ЗМО "О бюджетном процессе в Мурманской области" (далее - Закон N 919-01-ЗМО) субвенции местным бюджетам из областного бюджета предоставляются в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, Мурманской области, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Пункт 4 статьи 14 Закона N 919-01-ЗМО предусмотрено, что субвенции местным бюджетам из областного бюджета, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита областного бюджета, расходуются в порядке, установленном Правительством Мурманской области.

В соответствии с пунктом 5 названной статьи распределение субвенций местным бюджетам из областного бюджета утверждается законом Мурманской области об областном бюджете на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

Финансовое обеспечение государственных полномочий (по обеспечению предоставления бесплатного питания обучающимся муниципальных образовательных учреждений) осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) субвенций из регионального фонда компенсаций, образованного в составе областного бюджета, в соответствии с Законом Мурманской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Порядок определения объема субвенций местному бюджету на финансирование указанных расходов, утвержденный Законом N 900-01-ЗМО, а также Правила определяют объем расходов на текущий финансовый год. Суды указали, что названные Порядок и Правила не предусматривают направление средств субвенции на погашение кредиторской задолженности по обязательствам прошлых лет. При этом суд кассационной инстанции обращает внимание на то, что названными актами и не запрещено направлять субсидии на погашение кредиторской задолженности по обязательствам прошлых лет.

Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование средств федерального бюджета на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год, бюджетной росписью федерального бюджета, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основаниям их получения.

Таким образом, использование бюджетных средств можно расценивать как нецелевое в случае использования их на цели, не соответствующие условиям получения.

Суды, руководствуясь названными нормами, сделали вывод, что порядок предоставления и использования указанной субвенции нарушен.

Комитет оспаривает данный вывод, полагая, что при использовании субвенции процедура использования денежных средств не нарушена (коды бюджетной классификации, на которые отнесены расходы, полностью соответствуют кодам, по которым Комитету выделены и доведены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств). Таким образом, в действиях Комитета отсутствуют признаки нарушения бюджетного законодательства в виде нецелевого использования бюджетных средств.

Кассационная инстанция считает данный довод обоснованным.

В соответствии с пунктом 2 статьи 161 БК РФ заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Пунктом 2.1 Порядка исполнения бюджета муниципального образования по расходам и источникам финансирования дефицита муниципального образования, утвержденного приказом финансового отдела Администрации от 26.02.2008 N 12/05, бюджетополучатели принимают бюджетные обязательства за счет местного бюджета с учетом ранее принятых и неисполненных обязательств отчетного финансового года в пределах доведенных до него в текущем финансовом году лимитов бюджетных обязательств.

Письмом от 28.01.2009 N 41/1 финансовый отдел Администрации разрешил данную кредиторскую задолженность (за 2008 год) оплатить за счет предельных объемов финансирования, выделенных в 2009 году по соответствующим кодам бюджетной классификации. При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что Комитет действовал в соответствии с бюджетным законодательством и нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетный процесс. Таким образом, решение и постановление следует отменить, а требования Комитета - удовлетворить.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.04.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2010 по делу N А42-11480/2009 отменить.

Признать недействительным предписание Министерства образования и науки Мурманской области от 25.11.2009 N 17-01-08/2099 в части требования обеспечить возврат в областной бюджет 54 759 руб. 15 коп., использованных не по целевому назначению.

 

Председательствующий

А.А. Кустов

Судьи

И.И. Кириллова

 

И.М. Тарасюк

 


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 ноября 2010 г. N Ф07-11678/2010 по делу N А42-11480/2009


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника