Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 ноября 2010 г. N Ф07-11647/2010 по делу N А66-3032/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Боглачевой Е.В., Пастуховой М.В.,
рассмотрев 29.11.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения культуры "Тверская академическая областная филармония" на решение Арбитражного суда Тверской области от 09.06.2010 (судья Басова О.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2010 (судьи Мурахина Н.В., Осокина Н.Н., Чельцова Н.С.) по делу N А66-3032/2010,
установил:
Государственное учреждение культуры "Тверская академическая областная филармония" (далее - Учреждение, ГУК "Тверская академическая областная филармония") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области (далее - Управление) от 15.12.2009 N 12-11/590, принятого по результатам рассмотрения апелляционных жалоб Учреждения на решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области (далее - Инспекция) от 22.10.2009 N 5243, 5322, 5330, 5333, в части, указанной в таблице актов сверки расчетов с Инспекцией.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 09.06.2010, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ГУК "Тверская академическая областная филармония" не согласилось с принятыми по делу судебными актами и обратилось с жалобой в суд кассационной инстанции. По мнению Учреждения, для определения наличия у него права на освобождение от обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в соответствии со статьей 145 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) должна приниматься в расчет только выручка Учреждения, облагаемая этим налогом. В соответствии с подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ операции по реализации на территории Российской Федерации услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых учреждениями культуры и искусства, освобождаются от НДС. Следовательно, выручка ГУК "Тверская академическая областная филармония" (являющегося учреждением культуры) от оказания данных услуг не подлежит учету при исчислении размера суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца. Выручка же Учреждения от оказания иных услуг за спорный период составила менее 2 000 000 руб.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судом и видно из материалов дела, основным видом деятельности Учреждения является художественное, литературное и исполнительное творчество.
ГУК "Тверская академическая областная филармония" в 2008 году пользовалось льготой по НДС, предусмотренной подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ, в отношении реализации услуг в сфере культуры и искусства, а также входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности (далее - услуги в сфере культуры и искусства). Кроме того, с 01.02.2008 заявитель применял освобождение от уплаты НДС на основании пункта 1 статьи 145 НК РФ, исходя из того, что выручка от реализации перечисленных выше услуг освобождена от уплаты НДС и не входит в состав выручки, которая исчисляется в целях статьи 145 НК РФ, а сумма выручки Учреждения от иных видов деятельности за три последовательно предшествующих месяца не превышала двух миллионов рублей.
Учреждение представило в Инспекцию уточненные налоговые декларации по НДС за I-IV кварталы 2008 года, в которых в составе выручки отразило в том числе, суммы, полученные от реализации услуг в сфере культуры и искусства, к которым применило положения подпункта 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Согласно данным декларациям сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет, составила 0 руб.
В ходе камеральных проверок представленных заявителем документов Инспекция установила, что в феврале и марте 2008 года сумма выручки Учреждения от реализации товаров (работ, услуг) составила 2 491 800 руб., то есть превысила 2 000 000 руб. Инспекция посчитала, что с 01.03.2008, то есть с первого числа месяца, в котором имело место превышение, Учреждение утратило право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в соответствии с пунктом 1 статьи 145 НК РФ.
По результатам проверок Инспекция составила акты от 14.08.2009 N 22-12/3830, 22-12/3829, 22-12/3827 и 22-12/3824, а также приняла решения от 22.10.2009 N 5243, 5322, 5330 и 5333 о привлечении ГУК "Тверская академическая областная филармония" к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа. Указанными решения Учреждению были доначислены также соответствующие суммы НДС и пеней за несвоевременную уплату этого налога.
Учреждение обжаловало решения Инспекции от 22.10.2009 N 5243, 5322, 5330 и 5333 в апелляционном порядке в Управление.
Решением Управления от 15.12.2009 N 12-11/590 оспариваемые решения налогового органа изменены: в связи с неправильным определением Инспекцией периода начисления пеней произведена отмена решений в части начисления пеней по решению N 5322 - в сумме 933 руб. 99 коп., по решению N 5330 - 24 338 руб. 60 коп., по решению N 5333 - 13 722 руб. 97 коп. В остальной части решения Инспекции N 5243, 5322, 5330 и 5333 оставлены без изменения и утверждены.
ГУК "Тверская академическая областная филармония" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения Управления незаконным.
Суды, отказывая в удовлетворении заявления, исходили из того, что при определении размера выручки, от которого зависит возможность предоставления права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, Учреждение обязано было учитывать все свои доходы, в том числе и освобожденные от обложения НДС.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы Учреждения, не находит оснований для отмены судебных актов, принятых по настоящему делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 145 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.
Пунктом 3 этой же статьи установлено, что лица, использующие право на освобождения, должны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 этой же статьи, которые подтверждают право на такое освобождение.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения признаются, в частности, операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Пунктом 1 статьи 39 НК РФ определено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В статье 149 НК РФ приведен перечень операций, не подлежащих обложению НДС (освобождаемых от налогообложения), и подпунктом 20 пункта 2 этой нормы предусмотрено, что не подлежит налогообложению этим налогом (освобождается от налогообложения) реализация учреждениями культуры и искусства входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.
Вместе с тем, как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, статья 149 НК РФ не регулирует вопросы, связанные с объектом налогообложения и освобождением от исполнения обязанностей налогоплательщиков. В данной статье идет речь об освобождении от налогообложения отдельных операций и приводится их исчерпывающий перечень. Операции, которые в целях главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом налогообложения, названы в подпункте 6 пункта 2 статьи 146 НК РФ. Операции по реализации услуг в сфере культуры и искусства к таковым не отнесены.
В тоже время пунктом 2 статьи 153 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Следовательно, при определении размера выручки, от которого зависит возможность предоставления права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, необходимо учитывать все доходы налогоплательщика - как облагаемые НДС, так и освобожденные от него в соответствии со статьей 149 НК РФ. Соответственно, в целях применения статьи 145 НК РФ выручка от реализации услуг в сфере культуры и искусства включается в общую сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) в полном объеме.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что выручка ГУК "Тверская академическая областная филармония" от реализации товаров (работ, услуг) в феврале и марте 2008 года составила 2 491 800 руб., что превышает размер, установленный пунктом 1 статьи 145 НК РФ (2 000 000 руб.).
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу, что с марта 2008 года Учреждение утратило право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в соответствии с приведенной нормой.
Расчет доначисленных сумм налога, пеней и штрафа проверен судами и, как усматривается из кассационной жалобы, не оспаривается заявителем по размеру.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба ГУК "Тверская академическая областная филармония" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части первой статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 09.06.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2010 по делу N А66-3032/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения культуры "Тверская академическая областная филармония" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
|
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.