Вопрос: В ходе выездной налоговой проверки налоговый орган направил налогоплательщику требование о представлении документов. На следующий день налоговым органом вынесено решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки. Обязан ли налогоплательщик представить запрошенные документы до возобновления проверки?
См. также бизнес-справку "Проверки субъектов предпринимательства"
Если в ходе выездной налоговой проверки налоговый орган направил налогоплательщику требование о представлении документов, а на следующий день налоговым органом вынесено решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки, то приостановление выездной налоговой проверки не освобождает налогоплательщика от обязанности представить документы по требованию налогового органа.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ.
Согласно п. 8 ст. 89 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Соблюдение указанных в п. 6 ст. 89 НК РФ предельных сроков проведения выездных налоговых проверок обязательно для налоговых органов, наделенных правом проводить такие проверки и определять их продолжительность в установленных данной нормой рамках, в том числе при решении вопроса об их приостановлении в необходимых случаях.
В соответствии с п. 9 ст. 89 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки.
Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.
Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае если проверка была приостановлена в связи с получением информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.
На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Согласно пп. 1, 4 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы. В случае отказа от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.
Следовательно, истребование документов, являясь одним из мероприятий налогового контроля, может быть осуществлено налоговым органом в рамках налоговой проверки.
В силу п. 3 ст. 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования. В случае если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы. В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
В соответствии с п. 4 ст. 93 НК РФ отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых документов при проведении налоговой проверки или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
При этом налоговое законодательство не предусматривает освобождение от налоговой ответственности при представлении документов в период приостановления проведения выездной налоговой проверки.
Законодательством о налогах и сборах не предусмотрено приостановление течения установленного ст. 93 НК РФ срока для исполнения налогоплательщиком требования налогового органа о представлении документов, полученного до приостановления выездной налоговой проверки.
Таким образом, приостановление выездной налоговой проверки не освобождает налогоплательщика от обязанности представить документы по требованию налогового органа. Противоположную точку зрения налогоплательщику придется отстаивать в судебном порядке.
Заместитель начальника контрольного отдела N 1 | И.Н. Макаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос: В ходе выездной налоговой проверки налоговый орган направил налогоплательщику требование о представлении документов. На следующий день налоговым органом вынесено решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки. Обязан ли налогоплательщик представить запрошенные документы до возобновления проверки?
Текст вопроса размещен на сайте Управления ФНС России по Краснодарскому краю в Internet (http://www.r23.nalog.ru)