Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 ноября 2012 г. N Ф03-4485/12 по делу N А51-7538/2012 (ключевые темы: уведомление - налоговый контроль - налогоплательщики, плательщики сборов - заседания комиссии - налоговые проверки)

Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 ноября 2012 г. N Ф03-4485/12
по делу N А51-7538/2012

 

г. Хабаровск

 

23 ноября 2012 г.

А51-7538/2012

 

Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2012 года.

 

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

в составе:

Председательствующего: Суминой Г.А.

Судей: Брагиной Т.Г., Панченко И.С.

при участии

от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "ПанАзия Лоджистикс" - представитель не явился;

от ответчика: Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока - Веревочкин С.В., представитель по доверенности от 28.02.2011 N 10-12/180;

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока

на решение от 16.05.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2012

по делу N А51-7538/2012 Арбитражного суда Приморского края

Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Попов Е.М., в суде апелляционной инстанции судьи: Пяткова А.В., Солохина Т.А., Рубанова В.В.

По заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПанАзия Лоджистикс"

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока

о признании недействительным уведомления от 20.03.2012 N 04-19/04483

Общество с ограниченной ответственностью "ПанАзия Лоджистикс" (ОГРН 1112536007561, место нахождения: 690106, Приморский край, г. Владивосток, ул. Нерчинская, 40; далее - ООО "ПанАзия Лоджистикс", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным уведомления Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока (ОГРН 1042503042570; место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, Океанский пр-кт, 40; далее - инспекция, налоговый орган) от 20.03.2012 N 04-19/04483 о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на заседание Комиссии по работе с убыточными организациями.

Решением суда от 16.05.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2012, заявление общества удовлетворено. Оспариваемое уведомление налогового органа признано судом недействительным как не соответствующее требованиям закона и нарушающее права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в суде кассационной инстанции, налоговый орган, направив оспариваемое уведомление для дачи обществом пояснений относительно правильности исчисления налога на прибыль в порядке подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), действовал в пределах предоставленных ему законом полномочий, в связи с чем у суда отсутствовали правовые основания для признания уведомления от 20.03.2012 недействительным.

Общество отзыв на кассационную жалобу не представило; извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечило.

Заслушав пояснения представителя инспекции, проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для её удовлетворения.

Законность, обоснованность судебных актов проверены по основаниям и в порядке, предусмотренным статьями 273, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Как установлено судом и следует из материалов дела, инспекция направила в адрес общества уведомление от 20.03.2012 N 04-19/04483, которым сообщила о необходимости явки 30.03.2012 на заседание Комиссии по работе с убыточными организациями с целью представления пояснений по поводу полученных убытков от ведения финансово-хозяйственной деятельности за 12 месяцев 2011 года. Для подтверждения пояснений обществу также предложено представить налоговые регистры по статьям доходов и расходов, влияющих на формирование отрицательной налоговой базы по налогу на прибыль за 12 месяцев 2011 года, а также по вопросу расхождения между данными бухгалтерской отчетности (отчет о прибыли и убытках) и налоговой отчетности (декларация по налогу на прибыль) за 12 месяцев 2011 года.

Кроме того, уведомление содержало предупреждение об ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 126 НК РФ и частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на случай его неисполнения.

Не согласившись с уведомлением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Удовлетворяя заявленные требования и признавая уведомление недействительным, суд, ссылаясь на положения статей 31, 32, 82, 87, 88 НК РФ, Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пришел к выводу о том, что требование инспекции о предоставлении пояснений и документов может быть предъявлено налоговым органом только в рамках осуществления им налогового контроля в форме налоговой проверки.

Между тем судом не принято во внимание, что в соответствии со статьей 82 НК РФ налоговый контроль осуществляется, в том числе посредством получения объяснений налогоплательщиков как в ходе налоговой проверки, так и в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

В данном случае к иным обстоятельствам относятся все возложенные на налоговые органы обязанности по проверке правильности соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства, перечисленные в статье 32 НК РФ.

Право налогового органа вызывать налогоплательщиков на основании письменного уведомления закреплено подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ.

В целях реализации прав налоговых органов приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" утверждена форма уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в которой предусмотрено, что налоговый орган обязан указывать подробное описание цели вызова налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Из содержания уведомления от 20.03.2012 N 04-19/04483 следует, что налогоплательщик приглашался на заседание Комиссии по работе с убыточными организациями, где ему предлагалось дать пояснения по поводу полученных убытков и представить документы, в том числе по вопросу расхождения сведений бухгалтерской и налоговой отчетности.

Принимая во внимание предоставленное налоговому органу вышеуказанными нормоположениями право проведения налогового контроля, в том числе с вызовом налогоплательщика и получения от него пояснений, а также факт приглашения руководителя ООО "ПанАзия Лоджистикс" для дачи пояснений по вопросам расчетов с бюджетом и представления документов с целью побуждения к оценке полноты отражения в учете хозяйственных операций и правильности формирования отчетных данных, у судов отсутствовали основания для вывода о нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности законными требованиями налогового органа.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 АПК РФ как принятые с неправильным применением норм материального права.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 16.05.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2012 по делу N А51-7538/2012 Арбитражного суда Приморского края отменить.

Обществу с ограниченной ответственностью "ПанАзия Лоджистикс" в удовлетворении требований отказать.

Поворот исполнения решения от 16.05.2012 в части взыскания в пользу общества с ограниченной ответственностью "ПанАзия Лоджистикс" судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей произвести Арбитражному суду Приморского края.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий судья

Сумина Г.А.

 

Судьи

Брагина Т.Г.
Панченко И.С.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Удовлетворяя заявленные требования и признавая уведомление недействительным, суд, ссылаясь на положения статей 31, 32, 82, 87, 88 НК РФ, Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пришел к выводу о том, что требование инспекции о предоставлении пояснений и документов может быть предъявлено налоговым органом только в рамках осуществления им налогового контроля в форме налоговой проверки.

Между тем судом не принято во внимание, что в соответствии со статьей 82 НК РФ налоговый контроль осуществляется, в том числе посредством получения объяснений налогоплательщиков как в ходе налоговой проверки, так и в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

В данном случае к иным обстоятельствам относятся все возложенные на налоговые органы обязанности по проверке правильности соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства, перечисленные в статье 32 НК РФ.

Право налогового органа вызывать налогоплательщиков на основании письменного уведомления закреплено подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ.

В целях реализации прав налоговых органов приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" утверждена форма уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в которой предусмотрено, что налоговый орган обязан указывать подробное описание цели вызова налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей."