г. Хабаровск |
|
20 января 2016 г. |
Дело N А73-7570/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Е.П. Филимоновой
Судей: Н.В. Меркуловой, И.В. Ширяева
при участии:
от администрации города Комсомольска-на-Амуре: представитель не явился;
от Министерства финансов Российской Федерации: Климова Т.С., представитель по доверенности от 28.12.2015 N 22-13-16/121;
от Министерства финансов Хабаровского края: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства Финансов Российской Федерации на решение от 27.08.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2015 по делу N А73-7570/2015 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Яцышина Е.Е., в суде апелляционной инстанции судьи Иноземцев И.В., Волкова М.О., Дроздова В.Г.
по иску администрации города Комсомольска-на-Амуре
к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края
о взыскании 551 100,93 руб.
Муниципальное образование городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице Администрации города Комсомольска-на-Амуре (ОГРН 1032700030373, ИНН 2703000150, место нахождения: 681000, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Аллея Труда, 13, далее - администрация, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360, место нахождения: 109907, г. Москва, ул. Ильинка, 9, стр. 1, далее - Минфин РФ), Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края (ОГРН 1032700295550, ИНН 2700000176, место нахождения: 680002, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 72, далее - Минфин края) о взыскании расходов в сумме 551 100,93 руб., понесенных в связи с исполнением решений судов о компенсации стоимости переезда граждан из местности, приравненной к району Крайнего Севера.
Решением суда от 27.08.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2015, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны в пользу администрации взысканы расходы 551 100,93 руб. В иске к Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, Министерство финансов РФ обратилось с кассационной жалобой, поддержанной представителем в суде кассационной инстанции, в которой просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что полномочия по определению условий компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоз багажа в связи с выездом на новое место лицам, работающим в организациях, финансируемых из местного бюджета, закреплены за органами местного самоуправления, указанные расходы к расходным обязательствам Российской Федерации не относятся. Все учреждения г. Комсомольска-на-Амуре, где работали граждане, указанные в решениях судов общей юрисдикции, являлись муниципальными, следовательно, компенсации, установленные для них, являются расходными обязательствами города Комсомольска-на-Амуре.
Кроме этого, указывает, что арбитражный суд в общей сумме расходов, связанных с переездом работников муниципальных учреждений, взыскал судебные расходы в сумме 6 269,23 руб., которые Центральным районным судом города Комсомольска-на-Амуре были взысканы с Финансового управления администрации г.Комсомольска-на-Амуре на основании статьи 98 ГПК РФ как с проигравшей стороны.
Также приводит доводы об ошибочности выводов судов о наличии у истца, являющегося муниципальным образованием, права на возмещение вреда и убытков в соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Администрация и Минфин края извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили; в отзывах на кассационную жалобу против изложенных в ней доводов возражают, просят судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судебными инстанциями норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа находит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела, вступившими в законную силу решениями Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре и Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре с бюджета муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" в пользу граждан взысканы расходы, связанные с переездом граждан из районов, приравненных к Крайнему Северу.
Указанные судебные акты исполнены за счет средств муниципального бюджета в полном объеме, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
Ссылаясь на то, что исполнение обязательства по компенсации муниципальным образованием расходов, связанных с переездом граждан из районов, приравненных к Крайнему Северу, установленного Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям" (далее - Закон N 4520-1) является реализацией полномочий Российской Федерации, следовательно, финансирование указанных расходов должно было осуществляться за счет федерального бюджета, чего сделано не было, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды, сославшись на положения статей 15, 1069, 1071 ГК РФ, посчитали установленным факт неисполнения Минфином России обязанности по компенсации истцу затрат, связанных с переездом граждан из районов, приравненных к Крайнему Северу.
Суды, руководствуясь статьями 3, 4, 35 Закона N 4520-1, статьёй 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - Закон N 184-ФЗ), Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 августа 1992 года N 572 "О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (действующим в спорный период), статьями 85,130, 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в редакции, действовавшей до 01.01.2005, исходили из того, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с Законом N 131-ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления; финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Принимая во внимание, что денежные средства на реализацию Закона N 4520-1 из бюджетов субъекта и федерального бюджета муниципальному образованию г.Комсомольска-на-Амуре не выделялись, судебные инстанции пришли к выводу о том, что понесенные администрацией расходы в сумме 551 100, 93 руб. на исполнение судебных актов являются убытками и подлежат компенсации за счет федерального бюджета.
Между тем судами не учтено следующее.
Вопросы финансового обеспечения гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, урегулированы статьёй 4 Закона N 4520-1, в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Согласно указанной правовой норме гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, в части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.
Компенсация расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, указанным в части шестой статьи 35 настоящего Закона, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предоставляемых из федерального бюджета в форме межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации. (часть вторая введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 231-ФЗ)
Гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Гарантии и компенсации, установленные для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет местных бюджетов, являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, осуществляются за счет средств работодателя.
Согласно статье 84 БК РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают, в частности, в результате:
принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
заключения Российской Федерацией (от имени Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Расходные обязательства муниципального образования в силу статьи 86 БК РФ возникают в результате:
принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;
принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;
заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями (пункт 1).
Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета (пункт 2).
В соответствии со статьёй 4 Закона N 131-ФЗ вопросы местного значения устанавливаются, в том числе, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В силу статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются указанным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 326 ТК РФ размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Следовательно, в данном случае полномочия на определение размера, условий и порядка компенсаций расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа в связи с выездом на новое место жительства из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях лицам, работающим в организациях, финансируемых из местного бюджета, переданы органам местного самоуправления. Суды не установили, в связи с чем у администрации возникли убытки.
Более того, отнесение судами выплат вышеупомянутых компенсаций работникам муниципальных организаций к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статьи 84 БК РФ.
Судами не дана оценка доводам Минфина России относительно природы отношений, возникших между сторонами спора, и о возможности применения к этим отношениям норм ГК РФ о взыскании убытков.
Принимая решение по делу, суды руководствовались также нормами ГК РФ о возмещении вреда, не указав при этом, в чем заключалось противоправное поведение Российской Федерации.
Кроме того, заслуживает внимания довод кассационной жалобы о том, что арбитражный суд в общей сумме расходов, связанных с переездом работников муниципальных учреждений, взыскал судебные расходы в сумме 6 269,23 руб., взысканные с Финансового управления администрации г.Комсомольска-на-Амуре на основании статьи 98 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 2 статьи 288 АПК РФ, как принятые с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное, определить надлежащего ответчика по делу, установить характер правоотношений сторон и применить подлежащие применению нормы права.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.08.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2015 по делу N А73-7570/2015 Арбитражного суда Хабаровского края отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.П. Филимонова |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.