Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 марта 2016 г. N Ф03-733/16 по делу N А16-755/2015

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 марта 2016 г. N Ф03-733/16 по делу N А16-755/2015

 

г. Хабаровск

 

16 марта 2016 г.

Дело N А16-755/2015

 

Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2016 года.

 

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: И.А. Мильчиной

Судей: Т.Г. Брагиной, И.М. Луговой

при участии:

от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области: Савичева А.А., представитель по доверенности от 12.08.2015 N 1-18/3966;

от Управления государственного строительного надзора и экспертизы Еврейской автономной области: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2015 по делу N А16-755/2015 Арбитражного суда Еврейской автономной области

дело рассматривали: в апелляционном суде судьи Швец Е.А., Вертопрахова Е.В., Харьковская Е.Г.

по заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области (ОГРН 1027900512452, ИНН 7900002211, место нахождения: 679000, ЕАО, г. Биробиджан, ул. Ленина, 4)

к Управлению государственного строительного надзора и экспертизы Еврейской автономной области (ОГРН 1077901001320, ИНН 7901530207, место нахождения: 679000, ЕАО, г. Биробиджан, ул. Трансформаторная, 3А)

о признании предписания недействительным

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области (далее - УМВД России по ЕАО, управление) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственного строительного надзора и экспертизы Еврейской автономной области (далее - Управление ГСНЭ ЕАО, орган строительного надзора) от 25.02.2015 N 02 об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства.

Решением суда от 06.10.2015 заявленное требование удовлетворено; предписание признано недействительным.

Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2015 решение суда первой инстанции отменено; в удовлетворении требований УМВД России по ЕАО отказано.

Законность принятого судебного акта проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе управления, полагающего, что постановление суда апелляционной инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит его отменить, решение суда оставить в силе.

В обоснование жалобы приведены доводы о неисполнимости предписания, а также вынесения его в отношении ненадлежащего лица.

Управление ГСНЭ ЕАО в отзыве на кассационную жалобу возражает против ее удовлетворения, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения как законный и обоснованный.

В судебном заседании представитель УМВД России по ЕАО поддержал позицию, изложенную в жалобе.

Управление ГСНЭ ЕАО участие в рассмотрении кассационной жалобы не принимало, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 10.03.2016 11 часов 00 минут.

Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнение представителя управления, а также проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, между УМВД России по ЕАО (государственный заказчик) и ООО "Ваятель" (головной исполнитель) 10.12.2013 заключен государственный контракт N 0378100005713000029-0012300-02 на строительство изолятора временного содержания отдела МВД России по Облученскому району г. Облучье Еврейской автономной области для нужд УМВД России по Еврейской автономной области (далее - объект капитального строительства).

24.02.2015 Управлением ГСНЭ ЕАО при участии представителя управления проведена внеплановая документарная проверка по предоставленной 19.02.2015 документации, составленной при строительстве объекта капитального строительства.

Проведенной проверкой выявлены нарушения, которые отражены в акте проверки от 24.02.2015 N 29.

По результатам проверки органом строительного надзора выдано предписание от 25.02.2015 N 02 об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства, согласно которому генеральному заказчику предписано: 1. до 16.03.2015 устранить выявленные нарушения по оформлению актов на освидетельствование скрытых работ по конструкциям в осях "К-Р", "1-13" после устранения нарушений, выявленных и зафиксированных предписанием от 20.03.2014 N 02, в соответствии с требованиями пункта 7.2.4. СП 48.13330.2011 "Организация строительства" и части 5 статьи 53, части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), и представить в отдел ГСН акты освидетельствования работ данных конструкций после устранения допущенных нарушений; 2. усилить осуществление контроля за ходом строительства в соответствии с требованиями пункта 6 Положения о проведении строительного контроля.

Не согласившись с предписанием, управление обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленное требование, суд исходил из вынесения предписания в отношении ненадлежащего субъекта и возложения обязанностей, не свойственных генеральному заказчику, а также неисполнимости предписания.

Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, сделав вывод о законности оспариваемого акта органа строительного надзора, соглашаясь с которым суда округа исходит из следующего.

Согласно части 4 статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.

Аналогичные положения содержатся в Положении об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54.

В соответствии с частью 2 статьи 54 ГрК РФ предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; наличия разрешения на строительство; выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 ГрК РФ.

На основании части 6 статьи 54 ГрК РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений.

Таким образом, орган государственного строительного надзора, реализуя предоставленные ему Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 полномочия, в силу части 6 статьи 54 ГрК РФ вправе выдать лицу, осуществляющему строительство, обязательное для исполнения предписание, в котором указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Цель выдачи предписания - устранение выявленного нарушения и предупреждение их последствий.

При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

В соответствии с частью 1 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.

Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (часть 2 статьи 53 ГрК РФ).

В силу части 4 статьи 53 ГрК РФ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с пунктом 3 Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (РД-11-02-2006), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 N 1128, исполнительная документация представляет собой текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по мере завершения определенных в проектной документации работ.

В состав исполнительной документации включаются, в том числе акты освидетельствования работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ (пункт 5.3 Требований).

В силу пункта 5 Требований исполнительная документация ведется лицом, осуществляющим строительство.

Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующее требованиям, предусмотренным частью 2 указанной статьи.

В силу части 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

В соответствии с пунктом 4.4. СП 48.13330.2011 Свод правил. "Организация строительства" при осуществлении строительства на основании договора базовой организационной функцией застройщика является обеспечение строительного контроля по осуществлению контроля и надзора за выполнением работ по договору строительного подряда.

Пунктом 7.3. вышеуказанных строительных правил установлено, что строительный контроль заказчика выполняется, в том числе контроль наличия и правильности ведения лицом, осуществляющим строительство, исполнительной документации.

Согласно положениям статей 198, 201 АПК РФ основаниями для признания ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными являются несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как установлено судом, в соответствии с государственным контрактом на строительство спорного объекта капитального строительства, УМВД России по ЕАО выступает государственным заказчиком, а головным исполнителем - ООО "Ваятель".

Пунктом 4.1.5. государственного контракта установлено, что государственный заказчик осуществляет контроль и технический надзор за строительством объекта (объемами, качеством, стоимостью и сроками выполнении работ) в соответствии с проектно-сметной документацией, условиями государственного контракта и требованиями нормативных документов в области строительства.

Основанием для выдачи оспариваемого предписания явились выявленные органом строительного надзора в ходе проверки нарушения, в частности относительно требований по оформлению актов на выполненные ранее работы по освидетельствованию скрытых работ, явившиеся следствием невыполнения управлением возложенной обязанности по обеспечению строительного контроля, чем нарушена статья 53 ГрК РФ.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, каким образом оспариваемое предписание нарушает права и законные интересы управления, а также в защиту и на восстановление каких прав предъявлено требование о признании предписания незаконным, поскольку действия, на необходимость совершения которых указано в оспариваемом предписании, управление как лицо, обязанное осуществлять строительный контроль, должно совершить в силу прямого указания закона.

При таких обстоятельствах, вывод апелляционного суда о законности оспариваемого предписания судом округа признается обоснованным.

Доводы жалобы управления о возложении на него несвойственных генеральному заказчику обязанностей, а также о передаче им полномочий по осуществлению строительного контроля на иное лицо получили надлежащую оценку суда апелляционной инстанции со ссылкой на условия государственного контракта, а также на свидетельство от 02.04.2015 N 684-15-2721180917-С-139 о допуске ООО "Строй Заказ" к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Остальные доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, свидетельствуют о несогласии заявителя с той оценкой, которую суд дал фактическим обстоятельствам, соответственно подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.

Поскольку все обстоятельства дела установлены судом в полном объеме, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену принятого по делу судебного акта, не установлено, основания для удовлетворения кассационной жалобы по доводам, указанным в ней, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2015 по делу N А16-755/2015 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий судья

И.А. Мильчина

 

Судьи

Т.Г. Брагина
И.М. Луговая

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующее требованиям, предусмотренным частью 2 указанной статьи.

В силу части 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

...

Основанием для выдачи оспариваемого предписания явились выявленные органом строительного надзора в ходе проверки нарушения, в частности относительно требований по оформлению актов на выполненные ранее работы по освидетельствованию скрытых работ, явившиеся следствием невыполнения управлением возложенной обязанности по обеспечению строительного контроля, чем нарушена статья 53 ГрК РФ."