Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 мая 2020 г. N Ф03-1545/20 по делу N А24-4775/2019

 

г. Хабаровск

 

18 мая 2020 г.

А24-4775/2019

 

Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2020 года.

 

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Ширяева И.В.

судей Лесненко С.Ю., Луговой И.М.

при участии: от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Петропавловск-Камчатская городская стоматологическая поликлиника": представитель не явился;

от Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Камчатского края: представитель не явился;

от общества с ограниченной ответственностью "Дентс Мед", Министерства здравоохранения Камчатского края, акционерного общества Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в лице Камчатского филиала: представители не явились;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Петропавловск-Камчатская городская стоматологическая поликлиника"

на решение от 11.12.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2020

по делу N А24-4775/2019 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Петропавловск-Камчатская городская стоматологическая поликлиника"

к Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Камчатского края

третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Дентс Мед", Министерство здравоохранения Камчатского края, акционерное общество Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в лице Камчатского филиала

о признании недействительным требования

УСТАНОВИЛ:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Камчатского края "Петропавловск-Камчатская городская стоматологическая поликлиника" (ИНН 4100014710, ОГРН 1024101034220, адрес: 683024, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Владивостокская, 47/1, далее - ГБУЗ КК ПКГСП, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным требования Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Камчатского края (ИНН 4100000724, ОГРН 1024101016708, адрес: 683031, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, пр. Карла Маркса, 35, далее - ТФОМС Камчатского края, Фонд) от 05.06.2019 N 6 (исх. N 4-0567) о восстановлении средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Дентс Мед" (далее - ООО "Дентс Мед"), Министерство здравоохранения Камчатского края, акционерное общество Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в лице Камчатского филиала.

Решением суда от 11.12.2019 требования ГБУЗ КК ПКГСП удовлетворены частично, оспариваемое требование ТФОМС Камчатского края признано недействительным в части пункта 1 об обязании Учреждения в срок до 20.06.2019 включительно вернуть в бюджет Фонда средства ОМС, израсходованные не по целевому назначению, в сумме 700 000,00 руб. и уплатить штраф в размере 70 000 руб. В удовлетворении требования в остальной части отказано.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2020 вышеуказанное решение суда первой инстанции отменено в части признания требования ТФОМС Камчатского края недействительным в части пункта 1; в указанной части в удовлетворении требований ГБУЗ КК ПКГСП отказано. В остальной части решение суда от 11.12.2019 оставлено без изменения.

Учреждение, не согласившись с постановлением апелляционного суда и решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования, подало в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой предлагает указанные судебные акты отменить, признав оспариваемое требование ТФОМС Камчатского края от 05.06.2019 N 6 (исх. N 4-0567) недействительным в полном объеме. Податель жалобы настаивает на отсутствии факта нецелевого использования денежных средств ОМС, приводит доводы о выполнении им условий для получения от Фонда средств для финансового обеспечения мероприятий по приобретению медицинского оборудования "установка стоматологическая", предусмотренных Соглашением от 29.03.2018 N 7.

ТФОМС Камчатского края в отзыве доводы кассационной жалобы отклонил, просит оставить ее без удовлетворения.

Министерство здравоохранения Камчатского края в отзыве просит удовлетворить кассационную жалобу учреждения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, их представители в судебное заседание не прибыли.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых по делу судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает правовых оснований для их отмены.

Судами из материалов дела установлено, что на основании приказа ТФОМС Камчатского края от 29.04.2019 N 12-р в отношении ГБУЗ КК ПКГСП проведена плановая комплексная проверка поступления и целевого и эффективного использования средств ОМС за период деятельности с 01.01.2018 по 31.12.2018.

По результатам проверки составлен акт от 23.05.2019, которым зафиксированы следующие нарушения:

нецелевое использование средств ОМС в сумме 700 000 руб., выразившееся в приобретении медицинского оборудования (установка стоматологическая);

средства нормированного страхового запаса Фонда в сумме 700 000 руб., полученные Учреждением в соответствии с Соглашением от 29.03.2018 N 7 территориального фонда медицинского страхования с медицинской организацией о финансовом обеспечении мероприятий по приобретению медицинского оборудования не использованы для финансового обеспечения мероприятий по приобретению оборудования "установка стоматологическая" с соблюдением условий, установленных Соглашением от 29.03.2018 N 7.

05.06.2019 Фонд направил в адрес Учреждения требование N 6 о восстановлении средств ОМС, использованных не по целевому назначению и уплате штрафа, в соответствии с которым ГБУЗ КК ПКГСП обязано:

в соответствии с пунктом 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об ОМС) в срок до 20.06.2019: вернуть в бюджет Фонда средства обязательного медицинского страхования, израсходованные не по целевому назначению, в сумме 700 000 руб. (оплата стоматологической установки); уплатить штраф в сумме 70 000 руб. (10% от суммы средств, израсходованных не по целевому назначению) (пункт 1);

в соответствии с пунктом 8 Соглашения от 29.03.2018 N 7 вернуть в бюджет Фонда средства нормированного страхового запаса территориального фонда в сумме 700 000 руб., не использованных для финансового обеспечения мероприятий по приобретению оборудования (стоматологической установки) с соблюдением условий, установленных Соглашением (пункт 2).

Не согласившись с вышеуказанным требованием, ГБУЗ КК ПКГСП обратилось с заявлением в арбитражный суд, который признал данное требование недействительным в части пункта 1 и счел его законным в остальной части.

Апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, решение суда первой инстанции в части, касающейся удовлетворения заявления Учреждения, отменил и признал оспариваемое требование от 05.06.2019 N 6 законным в полном объеме, с чем соглашается суд округа.

В силу положений части 5 статьи 26 Закона об ОМС и части 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона об ОМС).

В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проведение проверки и ревизии, осуществляет территориальный фонд (пункт 12 части 7 статьи 34 Закона об ОМС).

В части 9 статьи 39 Закона об ОМС предусмотрено, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.

Согласно части 7 статьи 35 Закона об ОМС структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

В свою очередь, Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2016 N 332 определены Правила использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования (далее - Правила N 332).

В силу положений пункта 2 Правил N 332 средства нормированного страхового запаса территориального фонда для финансового обеспечения вышеуказанных мероприятий предоставляются территориальным фондом медицинским организациям, участвующим в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, при соблюдении условий, предусмотренных настоящими Правилами, на основании заключенного территориальным фондом с медицинской организацией соглашения о финансовом обеспечении мероприятий.

На основании вышеуказанных положений Правил N 332, как установлено апелляционным судом, между Фондом и Учреждением заключено Соглашение от 29.03.2018 N 7 о финансовом обеспечении мероприятий по приобретению медицинского оборудования "установка стоматологическая" стоимостью 700 000 руб.

Соглашением от 29.03.2018 N 7 определено, что перечисление денежных средств ТФОМС Камчатского края осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня предоставления ГБУЗ КК ПКГСП документов, подтверждающих факт поставки и приемки оборудования в соответствии с договором.

Как подтверждается материалами дела, установлено судом второй инстанции и подтверждается лицами, участвующими в деле, рассматриваемое медицинское оборудование приобретено Учреждением на основании договора поставки от 23.03.2018, заключенного с ООО "Дентс Мед"; срок оплаты по договору - по факту поставки оборудования в течение 15 рабочих дней после подписания заказчиком акта ввода оборудования в эксплуатацию.

27.04.2018 ГБУЗ КК ПКГСП получило необходимое медицинское оборудование и письмом от 08.05.2018 в соответствии с условиями Соглашения от 29.03.2018 N 7 представило в Фонд документы, подтверждающие поставку и ввод в эксплуатацию оборудования, с целью получения денежных средств для оплаты по договору поставки от 23.03.2018. Денежные средства в размере 700 000 руб. перечислены ТФОМС Камчатского края платежным поручением от 11.05.2018 N 669096.

Между тем, оплата ООО "Дентс Мед" за поставленное оборудование произведена Учреждением платежным поручением от 07.05.2018 N 643602, то есть до получения денежных средств от Фонда.

Учитывая изложенное, поскольку фактически для оплаты ГБУЗ КК ПКГСП были использованы денежные средства, перечисленные ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, а не по Соглашению от 29.03.2018 N 7, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 7 статьи 35, части 9 статьи 39 Закона об ОМС, обоснованно признал законным требование Фонда вернуть в его бюджет средства ОМС, израсходованные не по целевому назначению, в сумме 700 000 руб. и уплатить штраф в размере 70 000 руб. (10 % ).

Пунктом 8 Соглашения от 29.03.2018 N 7 определено, что Фонд вправе направить требование о возврате медицинской организацией средств, полученных в соответствии с соглашением в случае несоблюдения медицинской организацией условий, предусмотренных соглашением.

Так как ГБУЗ КК ПКГСП произвело оплату стоматологической установки за счет средств ОМС, предназначенных для оплаты медицинской помощи, а средства нормированного страхового запаса, перечисленные ТФОМС Камчатского края на приобретение данной установки не использованы по целевому назначению и находятся на лицевом счете Учреждения, судебная коллегия признает правильными выводы апелляционного суда об обоснованности требования Фонда вернуть в его бюджет средства нормированного страхового запаса территориального фонда в сумме 700 000 руб., не использованных для финансового обеспечения мероприятий по приобретению оборудования (стоматологической установки) с соблюдением условий, установленных Соглашением.

При всем вышеизложенном судебная коллегия не усматривает достаточных правовых оснований для вывода о незаконности требования от 05.06.2019 N 6. Выводы апелляционного суда соответствуют положениям Закона об ОМС и условиям Соглашения от 29.03.2018 N 7.

Доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования в апелляционном суде, основаны на неправильном применении норм материального права и получили надлежащую оценку, в связи с чем подлежат отклонению.

Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены апелляционным судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения кассационной жалобы у суда округа не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого постановления апелляционного суда (часть 4 статьи 288 АПК РФ), судом округа не установлено.

В соответствии со статьей 97 АПК РФ обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.04.2020, подлежат отмене.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2020 по делу N А24-4775/2019 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Принятые определением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.04.2020 N Ф03-1545/2020 обеспечительные меры отменить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий судья

И.В. Ширяев

 

Судьи

С.Ю. Лесненко
И.М. Луговая

 

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Согласно части 7 статьи 35 Закона об ОМС структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

В свою очередь, Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2016 N 332 определены Правила использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования (далее - Правила N 332)."