г. Иркутск |
|
21 октября 2013 г. |
N А19-91/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Зуева А.О.,
судей: Воробьевой Н.М., Первушиной М.А.,
при участии в судебном заседании представителей: от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Пушкаревой Ирины Петровны (доверенность N 320/65 от 06.03.2013), от территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области - Кузмина Евгения Ивановича (доверенность от 28.05.2013 NАО-8/5753),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 апреля 2013 года по делу N А19-91/2013 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Архипенко А.А.; суд апелляционной инстанции: Бушуева Е.М., Клочкова Н.В., Скажутина Е.Н.),
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, г. Москва) (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН: 1103850013772, г. Иркутск) (далее - ТУ ФАУГИ в Иркутской области) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на Кругобайкальскую железную дорогу, назначение нежилое, протяженностью 110 061 п.м., лит. 1, расположенную по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, от примыкания к полосе отвода ВСЖД в районе пересечения ВСЖД с федеральной автодорогой Иркутск-Чита до упора железнодорожной станции Байкал.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 апреля 2013 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2013 года, право собственности Российской Федерации на Кругобайкальскую железную дорогу, назначение нежилое, протяженностью 110 061 п.м., инвентарный номер 1549, лит. 1, расположенную по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, от примыкания к полосе отвода ВСЖД в районе пересечения ВСЖД с федеральной автодорогой Иркутск-Чита до упора железнодорожной станции Байкал, признано отсутствующим.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ТУ ФАУГИ в Иркутской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению заявителя кассационной жалобы, право собственности на спорный объект недвижимости, являющийся памятником архитектуры и градостроительства федерального значения, правомерно зарегистрировано за Российской Федерацией в соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176, Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.01.1991 N 3020-1.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель ТУ ФАУГИ в Иркутской области Кузмин Е.И. поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель ОАО "РЖД" Пушкарева И.П. на доводы жалобы возразила, полагая их несостоятельными.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, с 29.04.2004 за ОАО "РЖД" зарегистрировано право собственности на линейное сооружение - комплекс (производственное - технологический N 27) Слюдянской дистанции пути Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", расположенное по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, от 72 км - до 161 км, от 5284 км - до 5383 км, в состав которого входят 733 объекта недвижимого имущества, включающие верхнее строение пути, земляное полотно, здания, искусственные сооружения - мосты, трубы, тоннели, галереи, подпорные стенки, платформы, находящиеся на 16 земельных участках полосы отвода Восточно-Сибирской железной дороги, представленных Российской Федерацией в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области в долгосрочную аренду ОАО "РЖД" сроком на 49 лет.
Указанное сооружение тождественно объекту Кругобайкальская железная дорога, назначение - нежилое, протяженностью 110 061 п.м., инв. N 1549, лит. 1, адрес объекта: Иркутская область, Слюдянский район, от примыкания к полосе отвода ВСЖД в районе пересечения ВСЖД с федеральной автодорогой Иркутск - Чита до упора железнодорожной станции Байкал, право собственности на который зарегистрировано 28.03.2012 за Российской Федерацией.
Указывая на то, что право собственности на один объект недвижимости было зарегистрировано за разными лицами: Российской Федерацией и ОАО "РЖД", истец обратился в суд с иском о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на спорный объект недвижимости.
Руководствуясь статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176, Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", частью 4 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", установив, что спорное имущество передано Российской Федерацией в уставный капитал ОАО "РЖД" в порядке приватизации государственного имущества в 2003 году, суды первой и апелляционной инстанции признали право собственности Российской Федерации на спорное имущество отсутствующим.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 223, пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из пункта 1 статьи 131 и пункта 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации, которая согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Судами установлено, что в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта в 2003 году был создан единый хозяйствующий субъект - общество "РЖД" - путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал общества "РЖД" (пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта").
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 "О создании Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в уставный капитал общества "РЖД" подлежало внесению имущество организаций федерального железнодорожного транспорта, включенных в прогнозный план приватизации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 1111-р.
Совместным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р утвержден сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемых в качестве вклада в уставный капитал общества "РЖД".
Право собственности ОАО "РЖД" на спорное имущество, зарегистрировано в составе сооружения-комплекса в 29.03.2004, основанием для регистрации послужило включение данного сооружения в составе имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия "Восточно-Сибирская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД" в соответствии со сводным передаточным актом от 30.09.2003.
Согласно абзацу 6 пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" внесение недвижимого имущества организаций железнодорожного транспорта в уставный капитал ОАО "РЖД" осуществляется без предварительной государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права хозяйственного ведения или права оперативного управления организаций федерального железнодорожного транспорта на указанное имущество.
Таким образом, ОАО "РЖД", в чей уставный капитал спорное имущество передано в соответствии с действующим законодательством, обладает правом на оспаривание зарегистрированного права собственности Российской Федерации на это имущество и выступает при этом в защиту своих прав и интересов.
Судами установлено, что материалами дела подтверждается законное и фактическое владение истцом комплексом Кругобайкальской железной дороги с момента приватизации имущественного комплекса в 2003 году.
Учитывая, что на спорное имущество за Российской Федерацией также зарегистрировано право собственности в 2012 году, и установив, что с 2003 года собственником спорного имущества является ОАО "РЖД", зарегистрированное впоследствии право собственности за Российской Федерацией на то же имущество арбитражные суды правомерно признали отсутствующим.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что Российской Федерацией на спорный объект правомерно зарегистрировано право собственности в связи с отнесением Кругобайкальской железной дороги к памятникам истории и культуры федерального значения, судами обосновано отклонены.
Правовой режим Кругобайкальской железной дороги как памятника истории и культуры государственного значения определен Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения".
Приватизация объектов, являющихся памятниками истории и культуры федерального значения, допускается в силу прямого указания в пункте 1 статьи 29 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Отнесение Кругобайкальской железной дороги к объектам, подпадающим под действие Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия" не изменяет его правовой природы как объекта государственной собственности, переданного по воле Российской Федерации в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД" в 2003 году и не влияет на законное основание возникновения у истца права собственности.
Согласно данным в суде кассационной инстанции пояснениям сторон, в отношении спорного имущества имеется охранное свидетельство, содержащее требования к сохранению объекта культурного наследия и условия об особенностях охраны такого объекта.
Оформление охранного свидетельства после совершения сделки по приватизации не свидетельствует о незаключенности договора приватизации в отношении спорного имущества.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 апреля 2013 года по делу N А19-91/2013 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2013 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 апреля 2013 года по делу N А19-91/2013 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.О. Зуев |
Судьи |
Н.М. Воробьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из пункта 1 статьи 131 и пункта 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации, которая согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Судами установлено, что в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта в 2003 году был создан единый хозяйствующий субъект - общество "РЖД" - путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал общества "РЖД" (пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта").
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 "О создании Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в уставный капитал общества "РЖД" подлежало внесению имущество организаций федерального железнодорожного транспорта, включенных в прогнозный план приватизации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 1111-р.
...
Согласно абзацу 6 пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" внесение недвижимого имущества организаций железнодорожного транспорта в уставный капитал ОАО "РЖД" осуществляется без предварительной государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права хозяйственного ведения или права оперативного управления организаций федерального железнодорожного транспорта на указанное имущество.
...
Правовой режим Кругобайкальской железной дороги как памятника истории и культуры государственного значения определен Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения".
Приватизация объектов, являющихся памятниками истории и культуры федерального значения, допускается в силу прямого указания в пункте 1 статьи 29 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Отнесение Кругобайкальской железной дороги к объектам, подпадающим под действие Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия" не изменяет его правовой природы как объекта государственной собственности, переданного по воле Российской Федерации в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД" в 2003 году и не влияет на законное основание возникновения у истца права собственности."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 октября 2013 г. N Ф02-4603/13 по делу N А19-91/2013