г. Иркутск |
|
23 июля 2015 г. |
N А78-9042/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июля 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Парской Н.Н.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.
при участии в судебном заседании представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Забайкальскому краю Ринчиновой С.М. (доверенность N 2.2-11/00010 от 12.01.2015) и общества с ограниченной ответственностью "Арктические разработки" Чудиновой А.П. (доверенность N 38 от 26.11.2014), Логиновой Т.Ю. (доверенность N 43 от 26.1.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 5 февраля 2015 года по делу N А78-9042/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 апреля 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции - Бронникова Е.А.; суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Ткаченко Э.В., Никифорюк Е.О.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Арктические разработки" (ИНН 7707261514, ОГРН 1027700201759, далее - налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Забайкальскому краю (ИНН 7524011919, ОГРН 1047550035202, далее - налоговая инспекция) о признании недействительными решений от 22.04.2014 (в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю от 16.06.2014 N 2.14-20/174-ЮЛ/06707):
- N 2.6-26/255 в части доначисления излишне возмещенного налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2013 года в сумме 683 584 рубля и в части уменьшения налога на добавленную стоимость, излишне заявленного к возмещению из бюджета за 1 квартал 2013 года в сумме 683 584 рубля;
- N 2.6-49/11 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость, заявленного к возмещению из бюджета, в сумме 683 584 рубля.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 5 февраля 2015 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 апреля 2015 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, налоговая инспекция обратилась в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, если изначально в проверяемом периоде вычеты налогоплательщиком не декларировались и уточненная декларация им не подавалась, применять их при расчете его налоговых обязательств инспекция не имеет права, даже если все подтверждающие документы имеются в наличии. Так как налоговые вычеты в налоговой декларации в третьем разделе (Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 - 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации) не заявлялись, то соответственно они не могут быть предоставлены.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Присутствующий в судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы жалобы, а представители общества против них возражали по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка на основании представленной обществом 26.09.2013 уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2013 года, в которой заявлено о возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 169 919 890 рублей.
По результатам данной проверки инспекцией составлен акт от 17.01.2014 N 2.6-25/115 и вынесены решения от 22.04.2014 N 2.6-49/11 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, и N 2.6-26/255 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Проверкой установлено, что в нарушение пункта 10 статьи 171, пункта 1 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации обществом неправомерно предъявлен к вычету налог на добавленную стоимость, относящийся к операциям по реализации угля на экспорт за 4 квартал 2012 года, ставка 0 процентов по которым подтверждена в 1 квартале 2013 года. Основанием для отказа в возмещении суммы налога на добавленную стоимость послужил, в том числе тот факт, что вычет заявлен по транспортно-экспедиторским услугам за период с 26.10.2012 по 31.10.2012, не связанным с отправкой товаров (работ, услуг) по экспортным операциям.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика Управление Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю решением от 16.06.2014 отменило решения налоговой инспекции в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 33 850 рублей и в части отказа в возмещении частично налога на добавленную стоимость, заявленного к возмещению в сумме 33 850 рублей. В остальной части решения инспекции оставлены без изменений.
Не согласившись с решениями налоговой инспекции, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из того, что при переквалификации вычетов с "экспортного" на "относящийся к внутреннему рынку", у налоговой инспекции не было оснований для исключения спорных вычетов по налогу на добавленную стоимость из состава правомерно заявленных в проверяемом налоговом периоде в связи с тем, что налоговое законодательство не содержит запрета на заявление вычета сумм налога на добавленную стоимость в более позднем налоговом периоде, но в течение срока, указанного в пункте 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из решений налогового органа, по спорному счету-фактуре налоговым органом проведена переквалификация вычета с "экспортного" на вычет, "относящийся к внутреннему рынку", в связи с чем отказано в вычетах, заявленных налогоплательщиком в разделе 4 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена) за 1 квартал 2013 года, как заявленных не в том разделе декларации и в более позднем налоговом периоде.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Исходя из пункта 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производятся в порядке, установленном настоящей статьей, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.
Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 настоящего Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.06.2010 N 2217/10, статья 172 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая порядок применения налоговых вычетов, не исключает возможности применения вычета сумм налога на добавленную стоимость за пределами налогового периода, в котором товары (работы, услуги) оплачены, а основные средства - оплачены и поставлены на учет.
Вместе с тем непременным условием для применения налогового вычета и соответствующего возмещения сумм налога на добавленную стоимость является соблюдение трехлетнего срока, установленного пунктом 2 статьи 173 Кодекса.
Согласно пункту 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" в силу пункта 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации положительная разница, образовавшаяся в результате превышения суммы налоговых вычетов над суммами налога, исчисленного по облагаемым операциям, подлежит возмещению налогоплательщику из бюджета при условии подачи им налоговой декларации до истечения установленного данным пунктом трехлетнего срока.
Поскольку указанной нормой не предусмотрено иное, налоговые вычеты могут быть отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок налоговых периодов.
При этом правило пункта 2 статьи 173 Кодекса о трехлетнем сроке подачи налоговой декларации должно быть соблюдено налогоплательщиком и в случае включения им налоговых вычетов в подаваемую уточненную налоговую декларацию.
С учетом приведенных разъяснений суды сделали правильный вывод о том, что заявление к вычету суммы налога на добавленную стоимость в более поздние периоды не влечет признание данного вычета неправомерным.
Кроме того, суд кассационной инстанции учитывает, что заявление вычетов не в том разделе налоговой декларации не является основанием для отказа в налоговых вычетах. Согласно пункту 1 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе, а не обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что суды полно и всесторонне исследовали доказательства по делу, дали им правильную оценку и не допустили нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты должны быть оставлены без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 5 февраля 2015 года по делу N А78-9042/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 апреля 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Парская |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.