Основы организации командно-штабных учений

Глава I. Основы организации командно-штабных учений

 

Общие положения

 

Командно-штабные (КШУ), штабные учения (ШУ)* в административных округах и районах г.Москвы с отработкой вопросов выполнения мероприятий гражданской обороны (ГО), вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера являются высшей и наиболее эффективной формой подготовки органов исполнительной власти, местного самоуправления, органов, специально уполномоченных для решения задач ГОЧС округов и районов**, комиссий по ЧС к выполнению возложенных на них задач в области защиты населения и территорий от ЧС мирного и военного времени.

Сущность учений заключается в действиях его участников по выполнению мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны, действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также возложенных на них функций в соответствии с занимаемыми должностями на фоне смоделированной обстановки, которая может сложиться на территории округа в результате техногенных аварий, катастроф и стихийных бедствий как в мирное, так и в военное время.

Учения проводятся на местности, на объектах экономики или на картах, планах г.Москвы, округа, объектов с развертыванием систем управления, привлечением сил и средств для ликвидации ЧС.

Основными целями проведения учений являются:

- совершенствование практических навыков руководящего состава ГО округов и районов, комиссий по ЧС, органов управления ГОЧС и сил в решении вопросов защиты населения и территорий от опасностей, возникающих в мирное и военное время;

- достижение согласованности в работе органов исполнительной власти, местного самоуправления г.Москвы, органов управления ГОЧС, руководителей объектов экономики и организаций при выполнении мероприятий ГО, ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

- проверка реальности планов ГО, действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

- проверки эффективности выполненных и намеченных к выполнению мероприятий по повышению устойчивости функционирования округов, районов города, объектов экономики, сил и средств ГО, Московской городской системы предупреждения и ликвидации ЧС (МГСЧС);

- исследование различных аспектов проблемы защиты населения и территорий от ЧС мирного и военного времени.

По количеству уровней территориальной подсистемы МГСЧС, привлекаемых на учения, они могут разделяться на одностепенные и многостепенные.

На одностепенные учения привлекается руководящий состав одного уровня управления ГО, подсистемы МГСЧС, например, окружного.

На многостепенные учения привлекается руководящий состав двух и более уровней управления ГО и МГСЧС, например, окружного, районного и объектового.

В целях более полной и всесторонней проверки реальности разработанных планирующих документов, действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, определения готовности сил и средств к выполнению задач, на учения могут привлекаться окружные и районные службы ГО, гражданские организации ГО; силы территориальной подсистемы МГСЧС для проведения с ними комплексных и тактико-специальных учений.

По своему назначению и целям учения подразделяются на плановые, проверочные, показные и опытно-исследовательские.

Плановые учения завершают цикл подготовки всех категорий обучаемых органов управления и сил к выполнению задач, предусмотренных планами ГО, действий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Проверочные учения проводятся в целях определения степени готовности органов управления и сил по выполнению мероприятий ГО и ликвидации ЧС мирного времени.

Показные учения проводятся в целях выработки единства взглядов на организацию и методику проведения учений, показа образцовых и наиболее целесообразных действий его участников при решении возлагаемых на них задач.

Опытно-исследовательские учения проводятся в целях исследования наиболее важных проблемных вопросов теории и практики ГО, предупреждения и действий в ЧС, изыскания наиболее эффективных способов защиты населения и территорий округа, повышения устойчивости функционирования объектов экономики и организаций, приемов ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР), совершенствования методов управления, вопросов связи и оповещения.

В ходе учения органы управления размещаются, как правило, на городских пунктах управления и используют существующие средства связи и обмена информацией. При необходимости могут развертываться дополнительные средства связи. В некоторых случаях (при отработке вопросов химических и радиационных аварий, а также тем военного времени) органы управления могут находиться на запасных (загородных) и подвижных пунктах управления.

При необходимости исследования проблем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, изыскания наиболее эффективных способов решения задач могут проводиться опытно-исследовательские учения или в ходе командно-штабных учений могут проводиться исследования отдельных вопросов.

Командно-штабные учения проводятся с руководящим составом ГО или МГСЧС (в зависимости от выбранной темы), органами, специально уполномоченными для решения задач в области ГОЧС, руководящим составом территориальных служб ГО с целью совершенствования навыков в руководстве организации и проведении мероприятий ГО, ликвидации ЧС мирного времени.

Штабные учения проводятся с оперативными (специальными) группами органов исполнительной власти, местного самоуправления, с органами, специально уполномоченными для решения задач в области ГОЧС, штабами территориальных служб ГО, пунктами управления и узлами связи с целью совершенствования организации и проведения мероприятий ГО, ликвидации ЧС, форм и методов управления при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, отработки документов, обеспечивающих устойчивое управление органами, силами и средствами ГОЧС.

 

Требования, предъявляемые к организации и проведению учений

 

Учения проводятся в соответствии с годовыми планами основных мероприятий МЧС России, г.Москвы, административных округов и районов г.Москвы, а также указаниями соответствующих должностных лиц.

Одним из главных условий подготовки и проведения учений является всесторонний учет характера возможных чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени и практического опыта их предупреждения и ликвидации.

К организации и проведению учений предъявляются следующие требования:

- учет реального состояния готовности органов управления ГО, органов управления территориальной подсистемы МГСЧС к действиям в ЧС мирного и военного времени;

- создание обстановки на учении, максимально приближенной к реально возможной и позволяющей отрабатывать задачи, стоящие перед всеми инстанциями и категориями обучаемых;

- учет особенностей и степени готовности объектов экономики и организаций округа к функционированию в военное время и ЧС;

- отработка задач, решаемых участниками учения в ЧС, на основе планов ГО, действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

- исключение возможности возникновения в ходе подготовки и проведения учения ситуаций, которые могут привести к человеческим жертвам, материальному ущербу, возрастанию социальной напряженности в городе, ухудшению условий жизни и работы населения.

Учения организуются и проводятся по принципу: "Старшие начальники обучают своих подчиненных". Это повышает степень ответственности участников, а также способствует быстрейшему внедрению в жизнь разработанных в ходе учений мероприятий по совершенствованию выполнения мероприятий ГО, системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При подготовке и особенно при проведении учений важное значение придается отработке выполнения его участниками обязанностей и тех задач, которые им придется решать в чрезвычайных ситуациях. Практическое проведение мероприятий по защите населения и территорий дает возможность более полно проверить реальность планирующих документов, способствует выработке дополнительных мер, которые необходимо провести для снижения последствий возможных чрезвычайных ситуаций.

Учения должны обеспечивать повышение уровня подготовки и поддержание высокой степени готовности руководящего состава, органов управления, сил и средств к решению внезапно возникающих задач ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

 

Организация руководства учением

 

Учение с административным округом могут проводить Правительство Москвы, Главное управление ГОЧС г.Москвы или префект административного округа. В соответствии с этим руководителем учения может быть Мэр Москвы - начальник ГО г.Москвы, начальник Главного управления ГОЧС г.Москвы, префект административного округа.

Учение с районом могут проводить префектура административного округа, Управление ГОЧС административного округа, Управа района. В соответствии с этим руководителем учения может быть префект административного округа, начальник Управления ГОЧС административного округа, глава Управы района.

В состав руководства учением, кроме руководителя, входят его заместители, помощники, а также начальник штаба руководства, который является заместителем руководителя учения.

Руководитель учения несет полную ответственность за своевременную подготовку и высокое качество проведения учения. Руководство подготовкой и проведением учения он осуществляет лично, через заместителей, штаб руководства, помощников руководителя, а также через посреднический аппарат.

При подготовке учения руководитель определяет или уточняет исходные данные учения, назначает посредников и организует их подготовку, обеспечивает контроль за подготовкой руководящего состава и органов управления, осуществляет общее руководство разработкой документов для проведения учения. В ходе учения он направляет работу руководства, штаба руководства, посредников, а также обучаемых на достижение поставленных целей учения, полную и качественную отработку всех вопросов в соответствии с планом учения. По окончании учения руководитель проводит его разбор, в котором оценивает результаты учения, работу его участников и ставит задачи по устранению выявленных недостатков.

Заместителем (заместителями) руководителя учения обычно назначается первый заместитель, заместитель (заместители) главы органа исполнительной власти (местного самоуправления) или руководитель органа управления ГОЧС.

При многостепенных учениях в административных округах, если на них привлекаются органы управления ГО районов, органы управления районными званьями МГСЧС для руководства в каждом или в некотором из них могут назначаться заместители руководителя и при них создаваться группы руководства.

Заместители (помощники) руководителя учения назначаются для помощи руководителю в полной и качественной отработке учебных вопросов участниками учения. На помощников руководителя учения возлагаются также организация отработки специальных вопросов и решение задач по отдельным направлениям, например, по исследованиям, материально-техническому обеспечению, по эвакуации и т.п. Помощники руководителя учения являются также старшими посредниками по своему направлению работы.

Заместитель (заместители) и помощники руководителя участвуют в мероприятиях по подготовке учения, решают вопросы его всестороннего обеспечения, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР), контролируют по указанию руководителя готовность к учению руководящего состава и органов управления. В ходе учения они помогают руководителю в отработке учебных вопросов и в достижении целей учения, анализируют работу обучаемых, принимают участие в подготовке общего разбора, в выработке предложений по устранению выявленных недочетов и дальнейшему совершенствованию вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также готовят и проводят частные разборы учения. Свою работу они организуют и проводят по частным планам, утвержденным руководителем учения.

Начальником штаба руководства, как правило, назначается руководитель территориального органа управления ГОЧС или его заместитель. Начальник штаба руководства несет ответственность за подготовку, качественное и поучительное проведение учения. В соответствии с указаниями руководителя он осуществляет руководство разработкой документов, контролирует своевременнее их доведение до исполнителей, организует подготовку штаба руководства, посреднического аппарата и других участников учения.

В ходе учения начальник штаба руководства контролирует работу участников учения, своевременно доводит указания руководителя учения до его заместителей и помощников, штаба руководства, посреднического аппарата и привлеченных к учению звеньев управления в части, их касающейся. Кроме того, начальник штаба обеспечивает связь руководства с посредническим аппаратом, соблюдение мер безопасности, контролирует проведение мероприятий по всестороннему обеспечению учения, а также организует своевременную подготовку материалов для проведения его разбора.

Штаб руководства является основным органом управления учением, обеспечивающим выполнение всех мероприятий по организации проведения учения. Он разрабатывает соответствующие документы по подготовке и проведению учения, осуществляет подготовку посредников, руководящего состава, органов управления и других его участников, пунктов управления, систем связи и оповещения, автоматизированной системы управления и всестороннего обеспечения учения.

В ходе учения штаб руководства обеспечивает отработку учебных вопросов и достижение поставленных целей. Он организует сбор и обобщение сведений о работе обучаемых, исследование намеченных вопросов, подготовку материалов для разбора учения и его проведения, а также готовит проект доклада вышестоящему начальнику о результатах проведенного учения.

Посреднический аппарат обычно состоит из старших посредников и посредников. Старшие посредники могут назначаться при председателях КЧС районов, при штабах ГО районов, при оперативных группах запасных пунктов управления, при крупных промышленных и производственных объединениях и при руководителях органов управления ГОЧС. В отдельных случаях с учетом служебного положения старший посредник при объекте может являться руководителем комплексного учения на объекте. Старшие посредники подчиняются руководителю и соответствующему заместителю руководителя учения.

Посредники назначаются при структурных подразделениях префектуры административного округа, при объектах, с которыми в ходе учения проводятся комплексные учения, а также при формированиях, привлекаемых к практическим действиям в ходе учения.

Основная задача всех посредников - обеспечить полную и качественную отработку учебных вопросов, добиться правильного решения участниками учения своих задач и достижения поставленных целей. До начала учения посредники разрабатывают свои частные планы работы на учении, изучают обстановку и планирующие документы той инстанции, где будут выполнять свои обязанности.

В ходе учения посредники в соответствии с планом его проведения и указаниями руководства создают (наращивают) обстановку, осуществляют контроль за получением сигналов оповещения, распоряжений и указаний вышестоящих органов, оценивают работу обучаемых по анализу данных обстановки, принятию соответствующих решений, их оформлению и доведению задач до подведомственных структурных подразделений. Они докладывают в штаб руководства о результатах отработки учебных вопросов, о достижении целей учения и предложения к общему разбору. По указанию руководителя старшие посредники проводят частные разборы.

На одностепенное учение в зависимости от его темы и учебных целей посредники могут не назначаться, а их обязанности возлагаться на штаб руководства.

Руководству учения и посредникам запрещается раскрывать обучаемым замысел учения, план (план-календарь) проведения учения, план наращивания обстановки.

 

Организация исследований на учениях

 

Важность и сложность задач, стоящих перед ГО г.Москвы, МГСЧС, необходимость дальнейшего совершенствования методов их решения требуют проведения исследования отдельных, наиболее важных вопросов. Для этого на учения определяются цели, вопросы и методы исследований, создается исследовательская группа при штабе руководства при помощнике руководителя учений по исследованиям (если он назначается). Вопросы исследований определяются по этапам учения в зависимости от его темы и целей, а также особенностей структурного звена МГСЧС, отвечающего за поставленные вопросы. Во всех случаях они должны вытекать из основных задач по выполнению мероприятий ГО, функционированию МГСЧС.

Вопросы, намеченные для исследований, могут прорабатываться и обсуждаться на специальных совещаниях еще до начала учения. В ходе учения они глубоко изучаются и обобщаются, после чего результаты исследований докладываются руководству. Одновременно определяются меры по реализации результатов исследования в интересах совершенствования ГО и территориальной подсистемы МГСЧС.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.