Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава II. Подготовка учения
Подготовка учений включает в себя:
- определение исходных данных;
- разработку документов;
- подготовку участников учения;
- подготовку мест проведения учения;
- материальное и техническое обеспечение учения;
- контроль и оказание помощи обучаемым.
Определение исходных данных
Основными исходными данными для разработки замысла учения являются: тема, учебные цели, этапы и учебные вопросы, состав участников, продолжительность, сроки и место проведения учения, характер обстановки. Определение этих данных детально производится с учетом условий, в которых будет выполняться задача, степени подготовки руководящего состава и органов управления, содержания планирующих документов.
Тема учений определяется на этапе планирования основных мероприятий по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС на год и отражается в Плане основных мероприятий административного округа (района) по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на год.
Тема учений может быть комплексной, т.е. охватывать весь комплекс вопросов, решаемых при выполнении мероприятий ГО, в условиях угрозы возникновения и при возникновении конкретных видов чрезвычайных ситуаций, либо локальной, включающей некоторые из них.
Комплексными темами учений, например, могут быть:
"Перевод ГО административного округа с мирное на военное время и управление мероприятиями ГО";
"Действия органов исполнительной власти, КЧС, Управления ГОЧС округа в условиях угрозы и при возникновении ЧС";
"Управление проведением мероприятий по защите населения округа и обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики, организаций округа в ЧС".
Темами, в которых охватываются локальные проблемы, решаемые в ЧС, например, могут быть:
"Управление мероприятиями по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в угрожаемый период";
"Управление мероприятиями ГО округа при диверсии на объекте экономики";
"Действия органов исполнительной власти, КЧС, Управления ГОЧС округа при возникновении аварии на объекте экономики (транспортной аварии) с выбросом АХОВ (РВ, БОВ, ЛВГЖ)";
"Управление проведением мероприятий по защите населения округа в ЧС";
"Управление проведением мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения округа в ЧС";
"Управление проведением спасательных и других неотложных работ на территории округа в ЧС";
"Организация обеспечения объектов экономики, организаций округа, жизнедеятельности населения в условиях аварий на коммунально-энергетических сетях".
Учебные цели определяются исходя из содержания и характера темы учения, а также из состава и уровня подготовки его участников. Количество учебных целей должно быть ограничено, это позволит сосредоточить внимание на отработке главных вопросов темы учения. Учебные цели отражаются в замысле учения, плане (плане-календаре) его проведения и других документах.
Цели подразделяются на учебные, контрольные, исследовательские. Они могут быть общими для всех участников учения и частными для отдельных категорий.
Общими целями, например, могут быть:
- совершенствовать навыки руководящего состава префектуры, КЧС, органов управления ГОЧС округа в управлении проведением мероприятий по защите населения и обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики и организаций округа в ЧС;
- проверить готовность органов исполнительной власти, КЧС, органов управления ГОЧС округа к действиям в ЧС;
- оценить полноту и реальность планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
- оценить эффективность осуществленных и намеченных к выполнению мероприятий по защите населения и повышению устойчивости функционирования объектов экономики и организаций округа в ЧС;
- отработать взаимодействие органов исполнительной власти, КЧС, органов управления ГОЧС округа с вышестоящими и подчиненными органами, а также органами военного командования по совместному решению задач в ЧС;
- дать практику участникам учения в анализе обстановки, оценке последствий ЧС для населения округа и принятии решений на обеспечение продолжения производственной деятельности подведомственного хозяйства в условиях сложившейся обстановки.
Частными целями, например, могут быть:
- дать практику руководящему составу в принятии решений по обеспечению жизнедеятельности населения округа в условиях ЧС;
- проверить систему оповещения населения округа об угрозе возникновения ЧС;
- оценить эффективность системы сбора информации об обстановке в округе в ЧС;
- исследовать эффективность использования автоматизированных систем управления для принятия решений в ЧС;
- провести эксперименты по конкретным проблемам.
Учения проводятся, как правило, в два-три этапа.
Этап - это часть учения, включающая определенный период обстановки, в условиях которой обучаемые отрабатывают часть вопросов темы.
Количество этапов, их содержание и продолжительность определяются исходя из темы и целей учения, а также из его продолжительности.
Для отработки темы: "Управление силами окружной подсистемы МГСЧС в ходе ликвидации последствий аварии на химически - опасном объекте экономики" примерное наименование этапов учения может быть следующим:
1 этап - "Приведение органов управления и сил окружной подсистемы МГСЧС в различные режимы функционирования";
2 этап - "Руководство действиями органов управления и сил окружной подсистемы МГСЧС по ликвидации последствий аварии".
Учебные вопросы - это ряд последовательно, логически вытекающих одна из другой наиболее характерных для данной обстановки задач, решаемых обучаемыми на этапе. Их количество, содержание и последовательность зависят от темы, целей, масштабов и времени, отводимого на отработку этапа.
Состав участников учения определяется в зависимости от поставленных целей и масштаба учения.
Как правило, для участия в многостепенном учении округа с отработкой вопросов выполнения мероприятий ГО привлекаются префект административного округа - начальник ГО округа, его заместители, Управление ГОЧС округа, главы Управ районов - начальники ГО районов, штабы ГО районов, руководители объектов экономики, штабы ГО объектов, окружные и районные службы ГО. На учения с отработкой вопросов защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в мирное время, кроме того, привлекаются КЧС округа, районов и объектов экономики, а также силы и средства территориальных и объектовых подсистем и звеньев МГСЧС.
Продолжительность учения устанавливается в пределах до трех суток.
Организация проведения практических мероприятий на учениях
В ходе проведения учений могут выполняться практические мероприятия, которые являются одним из наиболее эффективных методов отработки учебных вопросов. Они позволяют всесторонне проверить реальность планирующих документов по ГО, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и на этой основе внести в них необходимые уточнения, определить степень готовности руководящего состава, сил и средств территориальной подсистемы МГСЧС к реагированию на чрезвычайные ситуации.
Объем и характер практических мероприятий определяется руководителем в зависимости от целей, продолжительности учения, уровня подготовки его участников. Порядок отработки практических мероприятий отражается в Плане практических мероприятий и частных планах работы заместителей, помощников руководителя и старших посредников.
Практические мероприятия проводятся в ходе отработки учебных вопросов на учебном оперативном фоне КШУ.
Разработка документов
При подготовке учения разрабатываются следующие документы:
1) приказ (распоряжение) о подготовке и проведении учения;
4) схема организации руководства учения;
7) план (план-календарь) проведения учения;
10) план проведения исследований;
11) частные планы работы заместителей (помощников) руководителя учения, посредников.
Перечень документов, разрабатываемых при подготовке учения, в зависимости от обстановки, может быть сокращен или расширен по решению руководителя учения.
После определения замысла учения, оценки объема мероприятий руководителем учения при необходимости может проводиться рекогносцировка района проведения учения. Для проведения рекогносцировки привлекаются заместители и помощники руководителя учения, начальник штаба руководства и необходимое количество сотрудников штаба. В ходе рекогносцировки уточняются последовательность отработки учебных вопросов, объем и места проведения практических мероприятий и другие вопросы.
Первичным документом при организации подготовки учения является распоряжение (приказ начальника ГО) префекта административного округа, главы Управы района о подготовке и проведении учения, проект которого готовит орган управления ГОЧС. Распоряжение (приказ начальника ГО) издается за полтора - один месяц до начала учения. В нем должны быть определены тема, сроки и продолжительность учения, назначен руководитель учения и его заместители, а также штаб руководства учением, определены сроки разработки замысла учения и организационных указаний, порядок назначения посредников, предусмотрены меры по подготовке к учению личного состава, в т.ч. по соблюдению мер безопасности, по материально-техническому обеспечению, по порядку докладов, представляемых в штаб руководства учением, и др. вопросы исходя из конкретной обстановки в районе проведения учения. Приказ доводится до руководящего состава органа управления, привлекаемого к учению, в части касающейся.
Организационные указания (приложение 1) разрабатывают для подготовки обучаемых, в развитие распоряжения на проведение учения. В них обычно указываются: тема, цели, сроки проведения учения, состав руководства и обучаемых, места проведения учения, порядок организации управления и связи, порядок представления донесений в ходе учения, организация обеспечения участников учения питанием, транспортом, объем мероприятий, который обучаемым необходимо выполнить при подготовке к учению.
Вопросы, содержащиеся в организационных указаниях, могут быть отражены в распоряжении на проведение учения. В этом случае нет необходимости в их разработке. Выписки из организационных указаний или распоряжения доводятся до конкретной категории обучаемых, в части, их касающейся, за один месяц до начала учения.
Календарный план подготовки учения (приложение 2) является рабочим документом штаба руководства. Он включает основные мероприятия по подготовке учения, очередность и сроки их исполнения, а также ответственных исполнителей. В разделах плана отражаются: перечень организационных мероприятий по подготовке учения, порядок и сроки подготовки к учению руководства, штаба, посредников, обучаемых, пунктов управления, систем связи и оповещения, а также меры по материально-техническому обеспечению учения и контролю за ходом его подготовки.
Схема организации руководства учением разрабатывается графически и является рабочим документом штаба руководства. На ней указываются: руководитель учения, его заместители, помощники, начальник штаба и штаб руководства, посредники, группы подыгрыша и обеспечения, подготовки разбора, исследования, а также привлекаемые на учение органы управления, структурные подразделения МГСЧС. На схеме отражается также расчет состава руководства, посредников, и состав участников; с указанием их общего количества, наименования структурных звеньев, от которых выделяется состав руководства и посредников, привлекаемые участники учения.
Одним из основных документов, разрабатываемых штабом руководства, является замысел учения (приложение 3). В нем определяется содержание решения руководителя на проведение учения, показывается в какой обстановке, какими силами и средствами и способами руководитель предусматривает достижение поставленных целей учения. При разработке замысла учения необходимо руководствоваться задачами, изложенными в организационно-методических указаниях по подготовке гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на текущий год.
Замысел учения разрабатывается, как правило, графически на карте (схеме, плане административного округа, района) с приложением краткой пояснительной записки (приложение 4), таблиц и необходимых расчетов. При этом на карте (схеме, плане административного округа, района) отрабатываются:
- тема, учебные цели, время проведения учения, состав участников (привлекаемые органы управления, силы и средства);
- исходная обстановка - пункты управления, районы (места) дислокации (размещения) сил и средств ГО или МГСЧС (в зависимости от темы проведения учения) зоны возможных разрушений, маршруты эвакуации, приемные эвакопункты, пункты временного размещения населения, зоны возможного катастрофического затопления, радиационная, химическая и биологическая обстановка при разрушении (аварии) на потенциально опасных объектах и другие данные, влияющие на отработку учебных вопросов;
- задачи, маршруты выдвижения, рубежи ввода сил и средств для выполнения АСДНР;
- этапы, их наименование и продолжительность, учебные вопросы и время на их отработку;
- районы, участки и места розыгрыша этапов учения;
- нормы расхода моторесурсов и имитационных средств.
Обстановка, которая не отображается на карте графически, может показываться в таблицах. Она может содержать сведения о чрезвычайной обстановке, данные о численности населения, его обеспеченности средствами индивидуальной защиты, об объемах аварийно-спасательных и других неотложных работ, возможности сил территориальной подсистемы МГСЧС и другие данные. Эти таблицы и другие справочные материалы используются руководством и посредниками для создания обстановки, соответствующей замыслу учения, и позволяют объективно оценивать состояние готовности территориальных и объектовых звеньев по реагированию на ЧС. В пояснительной записке к замыслу учения обычно указываются: состав участников учения и их задачи, общая (исходная) обстановка порядок проведения учения (наименование этапов, продолжительность по оперативному и астрономическому времени), частная обстановка, учебные вопросы и порядок их отработки, практические мероприятия, исследуемые вопросы, организация руководства учением, порядок проведения разбора.
После разработки замысел подписывается начальником штаба руководства учения, не позднее 20 дней до начала учения, согласовывается с вышестоящим городским (территориальным) органом управления ГОЧС и утверждается руководителем учения.
Задание на учение (приложение 5) - исходный документ для непосредственной подготовки к учению органов управления ГО, сил ГО; руководящего состава и органов управления территориальных и объектовых звеньев МГСЧС. В нем обычно излагаются общая и частная обстановка, справочные данные и необходимые указания участникам по подготовке к учению.
В разделе "Общая обстановка" излагаются характеристика округа (района), природно-климатические особенности, потенциальные опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, краткая социально-экономическая ситуация.
В разделе "Частная обстановка" указывается состояние органов управления ГО или МГСЧС, сил и средств ГО или МГСЧС, в зависимости от темы проведения учения, другие сведения, характеризующие готовность обучаемых к действиям на учениях.
В разделе "Справочные данные" могут сообщаться сведения, необходимые для принятия в ходе учения решений и уточнения планов ГО, действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, об укомплектованности и оснащенности органов управления и сил; данные о состоянии техники, дорог, мостов и времени их использования; метеоусловия и другие сведения, необходимые для проведения учения.
В конце задания даются указания участникам учения: что изучить, оценить и исполнить, к чему быть готовым в ходе учения, к заданию может прилагаться карта с исходной обстановкой. Задание обычно вручается заблаговременно.
Основными документами, используемыми в ходе учения, являются план проведения учения (план-календарь проведения учения) и план наращивания обстановки.
План проведения учения (приложение 6), как правило, разрабатывается в случае подготовки и проведения окружного (районного) учения, на котором планируется отработка сложных комплексных вопросов, ранее в этом округе не отрабатывающихся.
В нем указывается тема и цели учения, состав участников, время и место его проведения, этапы учения, их продолжительность, учебные вопросы, создаваемая обстановка (содержание вводных), ожидаемые действия обучаемых, работа руководителя учения, а также заместителей (помощников) и посредников.
В других случаях разрабатывается план-календарь проведения учения (приложение 7). В нем в краткой форме по этапам и дням учения отражаются общая последовательность проведения учения, проводимые мероприятия, с указанием времени на их отработку, в том числе и практических мероприятий, время окончания учения, время проведения общего и частных разборов.
Степень детализации плана (плана-календаря) проведения учения, зависит от масштаба и целей учения, состава его участников, уровня подготовки личного состава штаба руководства и посредников.
План (план-календарь) проведения учения служит основой для разработки частных планов работы заместителей и помощников руководителя, старших посредников и других документов учения.
Для планирования работы руководителя учения может разрабатываться личный план работы руководителя с указанием времени и места работы по дням и часам учения, содержания проводимых мероприятий и состава привлекаемых участников учения (например, контроль работы соответствующих должностных лиц и их заслушивание в ходе учения, проведение практических мероприятий, оказание помощи обучаемым и т.д.).
План наращивания обстановки (приложение 8) является документом, определяющим содержание и порядок вручения вводных в соответствии с планом (планом-календарем) проведения учения. В нем указываются: время проведения учений, время подачи вводных, их содержание (когда, где и что произошло), кто выдает, кому вручаются вводные и способ передачи.
Заместители и помощники руководителя, а также посредники в интересах активизации действий обучаемых могут давать вводные, не предусмотренные в плане наращивания обстановки, но вытекающие из замысла учения.
План проведения практических мероприятий (приложение 9) разрабатывается в целях планирования этих мероприятий, определения их объема и порядка проведения. В нем обычно указываются: наименование мероприятий, время и место проведения, привлекаемые силы и средства, ответственные за организацию, проведение и контроль за исполнением соответствующих мероприятий.
План разрабатывается по этапам, в содержание плана включаются практические мероприятия, проводимые в ходе КШУ в районах, на объектах экономики и организациях при проведении с ними комплексных учений. В ходе учений обычно отрабатываются такие мероприятия, как приведение в готовность защитных сооружений, проведение эвакуации отдельных групп населения, выдача средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, средств радиационной и химической разведки, приведение в готовность сил, укрытие населения в защитных сооружениях, развертывание лечебных учреждений и учреждений СНЛК, проведение АСДНР. Основные мероприятия плана включаются в частные планы работы заместителей, помощников руководителя учения и посредников. В плане особое внимание уделяется соблюдению мер безопасности.
План проведения исследований разрабатывается исследовательской группой. В нем обычно излагаются: тема учения, цели, вопросы, методы исследования по этапам учения, порядок и сроки обобщения материалов, ожидаемые конечные результаты исследования (по каким вопросам и в виде какого документа должны быть оформлены результаты исследования). В плане проведения исследований предусматриваются также вопросы, по которым руководитель учения заслушивает доклад обучаемых, исследовательских групп, своих заместителей. Необходимые данные из этого плана отражаются в частных планах работы заместит
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.