г. Тюмень |
|
12 ноября 2013 г. |
Дело N А27-19852/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Перминовой И.В.
Поликарпова Е.В.
при ведении протокола помощником судьи Квитко Д.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово на решение от 07.03.2013 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Семёнычева Е.И.) и постановление от 21.06.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Музыкантова М.Х., Бородулина И.И., Жданова Л.И.) по делу N А27-19852/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный трест" (650000, Кемеровская область, город Кемерово, улица 9 Января, 6, ИНН 4205118441, ОГРН 1064205127271) к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (650992, Кемеровская область, город Кемерово, Кузнецкий проспект, 11, ИНН 4205002373, ОГРН 1044205091380) о признании недействительными решений.
Другое лицо, участвующее в деле,- Администрация города Кемерово.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (до отложения судебного заседания судья Бондаренко С.С., после возобновления судебного заседания судья Мраморная Т.А.) в заседании участвовали представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный трест" - Лякин В.Е. по доверенности от 06.11.2012;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово - Поздняков К.И. по доверенности от 03.09.2013 (до отложения судебного заседания), Коптелова И.П. по доверенности от 09.01.2013, Девитаева Е.Б. по доверенности от 07.02.2013, Милькова О.С. по доверенности от 30.10.2012.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный трест" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (далее - инспекция) от 13.08.2012 N 39076 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 2914 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленной к возмещению; об обязании инспекции устранить нарушение прав налогоплательщика, а именно в срок не позднее 6 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу осуществить действия, предусмотренные пунктом 8 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), по перечислению на расчетный счет общества суммы НДС в размере 1 794 344 рублей, заявленной в налоговой декларации за 4 квартал 2011 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Кемерово (далее - администрация).
Решением от 07.03.2013 Арбитражного суда Кемеровской области заявленное обществом требование о признании недействительным решения инспекции от 13.08.2012 N 2914 оставлено без рассмотрения. В остальной части заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 21.06.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение от 07.03.2013 и постановление от 21.06.2013 в части признания недействительным решения инспекции от 13.08.2012 N 29076 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного обществом требования в этой части.
Податель жалобы не согласен с выводом судов о том, что полученные обществом из бюджета денежные средства в виде субсидий, связанных с применением государственных регулируемых цен, не подлежат обложению НДС, поскольку получение субсидий не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить принятые судебные акты без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Определением от 10.10.2013 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа судебное заседание откладывалось на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) до 15 часов 00 минут 05.11.2013.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2011 года.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 30.05.2012 N 79508 и вынесено решение от 13.08.2012 N 39076 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса в виде штрафа в размере 367 920 рублей 70 копеек. Этим же решением обществу доначислена недоимка по НДС в размере 1 840 014 рублей, начислены пени за несвоевременную уплату налога в размере 30 349 рублей 12 копеек.
Кроме того, инспекцией принято решение от 13.08.2012 N 2914 об отказе обществу в возмещении НДС в сумме 1 794 344 рублей.
Основанием для принятия данных решений послужил вывод инспекции о нарушении обществом подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса, что выразилось в занижении налоговой базы по НДС на сумму субсидий, полученных от администрации с учетом сумм НДС.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 12.10.2012 N 609 решения инспекции от 13.08.2012 N 39076 и N 2914 оставлены без изменения.
Общество, не согласившись с названными решениями инспекции, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оставляя без рассмотрения заявленное обществом требование о признания недействительным решения инспекции от 13.08.2012 N 2914, суды пришли к выводу о несоблюдении обществом досудебного порядка обжалования решения налогового органа.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции и апелляционный суд исходили из того, что полученные обществом из бюджета города Кемерово денежные средства являются субсидиями, предоставляемыми на покрытие фактически полученных им убытков, возникших в результате предоставления услуг по регулируемым ценам. Указанные средства не связаны с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), поэтому не являются объектом налогообложения по НДС.
Выводы судов в части удовлетворения заявленных обществом требований являются правомерными и соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база по НДС определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Судами установлено, что решением Кемеровского Совета народных депутатов от 26.11.2010 N 409 "О мерах по приведению размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом" предусмотрено возмещение затрат организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории города Кемерово, путем предоставления субсидий в порядке, установленном действующим законодательством.
Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат организациям, предоставляющим населению услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещения издержек, утвержден распоряжением администрации от 07.04.2008 N 1375.
На основании названных нормативных актов администрацией и обществом заключен договор от 11.01.2011 N 09-с/11, по условиям которого обществу в 2011 году предоставляются субсидии в пределах лимита бюджетных обязательств, предусмотренных в бюджете города Кемерово, в целях возмещения затрат в связи с оказанием собственникам и нанимателям жилых помещений коммунальных услуг по ценам и тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды пришли к обоснованному выводу, что полученные обществом из бюджета денежные средства были выделены не на оплату товаров (работ, услуг), реализуемых отдельным категориям граждан, которые облагаются НДС, а на покрытие убытков, связанных с предоставлением населению услуг с применением государственного регулирования цен, следовательно, эти суммы не подлежат включению в налоговую базу по НДС.
Отклоняя довод инспекции о применении к спорным правоотношениям подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса, суды верно указали, что направленные из бюджета обществу денежные средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), поскольку поставка коммунальных услуг гражданам, пользующимся льготами, не является реализацией ее местному бюджету муниципального образования "город Кемерово", а полученные обществом денежные средства не представляют собой плату за коммунальные услуги.
При этом суды правильно отметили, что наличие НДС в составе расчета субсидии не меняет ее правовой природы. Основные свойства субсидии остались неизменными, а именно: денежные средства переданы обществу из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с оказанием услуг по государственным регулируемым ценам.
Правомерен вывод судов о том, что получение субсидий не является самостоятельной экономической операцией (реализацией по смыслу статьи 146 Налогового кодекса), соответственно, НДС бюджету не предъявляется (отсутствует). Само по себе увеличение расчета требуемого финансирования при формировании расходной части бюджета на 18% не является основанием для квалификации указанных денежных средств как суммы НДС.
Исходя из этого суды обоснованно отклонили довод инспекции о получении обществом дважды налоговых вычетов.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали недействительным решение инспекции от 13.08.2012 N 39076.
В целом доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 07.03.2013 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 21.06.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-19852/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
И.В. Перминова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды пришли к обоснованному выводу, что полученные обществом из бюджета денежные средства были выделены не на оплату товаров (работ, услуг), реализуемых отдельным категориям граждан, которые облагаются НДС, а на покрытие убытков, связанных с предоставлением населению услуг с применением государственного регулирования цен, следовательно, эти суммы не подлежат включению в налоговую базу по НДС.
Отклоняя довод инспекции о применении к спорным правоотношениям подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса, суды верно указали, что направленные из бюджета обществу денежные средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), поскольку поставка коммунальных услуг гражданам, пользующимся льготами, не является реализацией ее местному бюджету муниципального образования "город Кемерово", а полученные обществом денежные средства не представляют собой плату за коммунальные услуги.
...
Правомерен вывод судов о том, что получение субсидий не является самостоятельной экономической операцией (реализацией по смыслу статьи 146 Налогового кодекса), соответственно, НДС бюджету не предъявляется (отсутствует). Само по себе увеличение расчета требуемого финансирования при формировании расходной части бюджета на 18% не является основанием для квалификации указанных денежных средств как суммы НДС."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 ноября 2013 г. N Ф04-5087/13 по делу N А27-19852/2012