г. Тюмень |
|
21 декабря 2015 г. |
Дело N А03-4759/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Ильина В.И.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы в сфере транспорта на решение от 09.06.2015 Арбитражного суда Алтайского края (судья Ильичева Л.Ю.) и постановление от 27.08.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Марченко Н.В., Усанина Н.А.) по делу N А03-4759/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Риэл-Т" (656036, Алтайский край, город Барнаул, улица Петра Сухова, 61, 201, ИНН 2224118450, ОГРН 1072224021429) к Межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы в сфере транспорта (656043, Алтайский край, город Барнаул, улица Большая Олонская, 42, ИНН 2225105119, ОГРН 1092225005542) о признании незаконными предписания и акта проверки.
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Риэл-Т" - Кайда С.В. по доверенности от 23.09.2015.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Риэл-Т" (далее - ООО УК "Риэл-Т", общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ), к Межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление) о признании недействительными предписания от 05.03.2015 N 15009 и акта проверки от 05.03.2015 N 150098.
Решением от 09.06.2015 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 27.08.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
Суды признали незаконным и отменили предписание управления от 05.03.2015 N 15009.
В части оспаривания обществом акта проверки от 05.03.2015 N 15009 производство по делу было прекращено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить и прекратить производство по делу.
По мнению управления, основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения применяются к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, независимо от рода деятельности лица.
Неправомерным управление считает вывод суда об отсутствии в штате общества водителей, поскольку это не дает право лицам, при выполнении своих должностных обязанностей совмещающим функции водителя, не соблюдать требования статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ).
В отзыве на кассационную жалобу общество просит состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, считает их законными.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и в отзыве, правильность применения судами норм права, пришел к выводу об оставлении без изменения принятых по делу судебных актов.
Из материалов дела следует и судами установлено, что должностными лицами управления на основании приказа начальника управления от 30.01.2014 N 5/0084 проведена плановая выездная проверка соблюдения обществом нормативно-правовых актов Российской Федерации по обеспечению безопасности дорожного движения при эксплуатации транспортных средств.
Выявленные в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте проверки от 05.03.2015 N 150098 и послужили основанием для выдачи ООО УК "Риэл-Т" предписания от 05.03.2015 N 150098 об устранении нарушений законодательства.
Согласно данному предписанию обществу необходимо:
- организовать проведение ежедневного контроля технического состояния транспортных средств при выезде с постоянной стоянки по возвращении к месту стоянки (абзац 2 части 1, абзацы 5, 6 части 4 статьи 20 Закона N 196-ФЗ, пункты 28 и 29 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 N 7 (далее - Правила N 7), пункт 2.5 Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 N 7) (пункт 1);
- вести учет дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) с участием принадлежащих организации транспортных средств с последующим проведением ежемесячных сверок с управлением (отделом) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям сведений о ДТП с участием принадлежащих предприятию транспортных средств (абзац 6 части 1 статьи 20 Закона N 196-ФЗ, пункты 15, 16, 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 N 647) (пункт 2);
- организовать проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства водителя (абзацы 2, 5 части 1, абзац 6 части 4 статьи 20 Закона N 196-ФЗ, абзац 2 пункта 7 Правил N 7, пункт 1.1 Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20.01.1986) (пункт 3);
- организовать проведение инструктажей с водителем по безопасности перевозок (вводный, сезонный, специальный инструктажи), вести документальный учет сведений о проведении инструктажей (абзацы 2, 3 части 1, абзац 6 части 4 статьи 20 Закона N 196-ФЗ, пункты 16, 23 Правил N 7, пункт 1.4 Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденного приказом Министерства транспорта России от 15.01.2014 N 7 (далее - Перечень мероприятий, пункт 4);
- организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителя, вести журнал учета прохождения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителя (абзац 5 части 4 статьи 20 Закона N 196-ФЗ; пункты 10 и 11 Правил N 7, пункт 1.5 Перечня мероприятий, пункты 4, 5 части 2 статьи 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) (пункт 5);
- организовать проведение аттестации лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения (абзац 2 части 1, абзац 2 части 4 статьи 20 Закон N 196-ФЗ, пункт 8.2 Правил N 7, Положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11.03.1994 N 13/11) (пункт 6);
- организовать проведение проверок соблюдения мероприятий, указанных в пунктах 2.1, 2.2, 2.3, 4.2, 4.3, 4.4, 4.6 акта проверки от 03.03.2015 N 150098 в отношении должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения (абзац 2 части 1 статьи 20 Закона N 196-ФЗ, абзац 2 пункта 5 Правил N 7) (пункт 7);
- организовать проведение проверок соблюдения мероприятий, указанных в пунктах 4.1, 4.5, 4.9 акта проверки от 03.03.2015 N 150098, в отношении должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения (абзац 2 части 1 статьи 20 Закона N 196-ФЗ, абзац 3 пункта 5 Правил N 7) (пункт 8);
- путевые листы заполнять и вести в соответствии с требованиями Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2002 N 152 (пункт 9);
- организовать проведение мероприятия по совершенствованию водителем навыков оказания первой помощи пострадавшим в ДТП (абзац 7 части 1, абзац 6 части 4 статьи 20, абзац 7 части 1 статьи 23 Закона N 196-ФЗ, статья 31 Закона N 323-ФЗ, пункт 10).
Информацию об исполнении предписания от 05.03.2015 N 150098 обществу необходимо было представить в управление в срок до 22.04.2015.
Не согласившись с вышеуказанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов правомерными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Согласно статье 20 Закона N 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности, создавать условия для повышения квалификации водителей, других работников автомобильного транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; анализировать и устранять причины ДТП, нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать к эксплуатации транспортные средства при наличии неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения (пункт 1).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего аттестацию на право занимать соответствующую должность; обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям; обеспечивать наличие помещений и оборудования, позволяющих осуществлять стоянку, техническое обслуживание транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке, техническом обслуживании и ремонте транспортных средств; организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств (пункт 4).
Таким образом, статья 20 Закона N 196-ФЗ разграничивает обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В данном случае судами двух инстанций установлено, что основным видом экономической деятельности ООО УК "Риэл-Т" является управление недвижимым имуществом. Деятельность по перевозке пассажиров и грузов общество не осуществляет.
Транспортное средство, зарегистрированное на общество, закреплено за директором и главным инженером ООО УК "Риэл-Т" для личного передвижения, перевозка иных сотрудников на указанном транспортном средстве не осуществляется.
Следовательно, возложение на ООО УК "Риэл-Т" обязанностей, указанных в пунктах 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 предписания является не обоснованным.
В пункте 2 оспариваемого предписания обществу указано на необходимость вести учет ДТП с участием принадлежащих ему транспортных средств, с ежемесячным осуществлением сверки с управлениями органа внутренних дел сведений о ДТП с участием принадлежащих им транспортных средств, указанная обязанность имеется только при наличии таких ДТП с участием принадлежащих организации транспортных средств.
Суды обоснованно указали, что в ином случае такой обязанности у организации не возникает.
Проанализировав положения нормативных правовых актов, нарушения которых вменены в пунктах 3, 4, 5, 9,10 оспариваемого предписания, суды пришли к правомерному выводу о том, что требования указанных пунктов предписания не распространяются на общество, поскольку в штатном расписании общества, осуществляющего эксплуатацию транспортного средства, отсутствует должность "водитель".
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ООО УК "Риэл-Т" осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и багажа, грузов или участвует в иных правоотношения, возникающих при оказании услуг автомобильным транспортом.
Факт наличия на балансе общества транспортного средства не является основанием для возложения на него обязанностей по соблюдению требований законодательства Российской Федерации, установленных для профессиональных перевозчиков грузов, пассажиров и багажа.
Суд кассационной инстанции соглашается с обоснованным выводом судов о том, что наличие зарегистрированных за обществом автотранспортных средств не является безусловным основанием для проведения медицинских осмотров водителей, поскольку такая обязанность возникает только в случае оказания юридическим лицом услуг автомобильным транспортом.
С учетом изложенного вывод судов первой и апелляционной инстанций о незаконности требований оспариваемого предписания является обоснованным.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов и не свидетельствуют о неправильном применении ими норм материального права.
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены судами правильно, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 09.06.2015 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 27.08.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-4759/2015 Арбитражного суда Алтайского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего аттестацию на право занимать соответствующую должность; обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям; обеспечивать наличие помещений и оборудования, позволяющих осуществлять стоянку, техническое обслуживание транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке, техническом обслуживании и ремонте транспортных средств; организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств (пункт 4).
Таким образом, статья 20 Закона N 196-ФЗ разграничивает обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 декабря 2015 г. N Ф04-27561/15 по делу N А03-4759/2015