Исполком Московского Совета отмечает, что Главное управление народного образования, исполкомы райсоветов проводят определенную работу по развитию и совершенствованию дифференцированной сети школ-интернатов и детских домов, которые выполняют важную социальную функцию в воспитании детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, оказывают помощь семьям в воспитании детей, способствуют осуществлению всеобщего среднего образования молодежи и подготовке ее к трудовой деятельности.
В городе функционируют 69 школ-интернатов, в которых воспитываются более 20 тыс. детей; 12 детских домой с контингентом 1,8 тыс. детей; 20 домов ребенка на 2250 мест.
Исполкомы райсоветов, органы народного образования приняли меры к улучшению организации учебно-воспитательного процесса в школах-интернатах и детских домах, комплектованию их педагогическими кадрами, укреплению учебно-материальной базы. В 1980 г. охват средним образованием выпускников восьмых классов интернатных учреждений составил 99,8 проц. против 92 проц. в 1976 г., более 50 проц. из них обучаются в профессионально-технических училищах. В школах-интернатах действуют 1060 хорошо оборудованных учебных кабинетов, создано 20 музеев боевой и трудовой славы. В десятой пятилетке построены новые здания для детских домов N 2 Калининского и N 29 Свердловского районов, капитально отремонтированы 51 школа-интернат, два детских дома, 12 домов ребенка. Из средств районных бюджетов на улучшение условий жизни воспитанников школ-интернатов и детских домов дополнительно выделено почти 3 млн. рублей, ежегодно на эти цели привлекаются около 400 тыс. руб. средств шефствующих предприятий.
Вместе с тем в работе исполкомов районных Советов, органов народного образования по обеспечению соблюдения требований законодательства о содержании, обучении, воспитании и охране здоровья детей в школах-интернатах и детских домах имеются серьезные недостатки.
Педагогические коллективы некоторых интернатных учреждений (школы-интернаты NN 25, 55, 66, 89, 94 и другие) еще не обеспечивают единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, высокий уровень знаний учащихся, индивидуальный подход к ним. К воспитанию детей мало привлекаются трудовые коллективы, учреждения культуры, спортивные общества, творческие организации. Исполкомы Куйбышевского, Кунцевского, Ленинградского, Советского и некоторых других районных Советов, отделы народного образования и руководители школ-интернатов не уделяют необходимого внимания трудовому воспитанию, организации производительного труда - главного условия профессиональной ориентации учащихся, слабо привлекают к этому шефствующие и базовые предприятия.
В некоторых школах-интернатах (NN 11, 27, 35, 36, 58, 81, 104 и других), детских домах NN 11, 27, домах ребенка NN 14, 18 учебно-материальная база не отвечает установленным требованиям, нарушаются санитарно-гигиенические нормы содержания воспитанников.
В ряде школ-интернатов недостаточно оснащены учебные кабинеты, игровые комнаты, не благоустроены территории, не оборудованы спортивные и игровые площадки, нет нормативного количества мягкого и жесткого инвентаря, постельных принадлежностей, мебели. Наиболее слаба материальная база интернатных учреждений Бауманского, Кировского, Железнодорожного, Октябрьского и Советского районов. Более 3 лет ведется капитальный ремонт дома ребенка N 8 Бабушкинского района. База "Мосгорупроснабпроса" Главного управления народного образования недостаточно обеспечивает школы-интернаты и детские дома промышленными товарами в необходимом ассортименте.
Недостатки в работе интернатных учреждений во многом объясняются низкой квалификацией некоторой части руководящих и педагогических кадров, отсутствием стабильности кадров воспитателей, большой недоукомплектованностью обслуживающего персонала. Качественный состав учителей по образованию в массовых школах-интернатах значительно ниже, чем в общеобразовательных школах, в отдельных учреждениях велика сменяемость педагогических кадров. Между тем исполкомы районных Советов и органы народного образования не всегда учитывают условия труда работников интернатных учреждений, слабо используют формы морального стимулирования их деятельности, недостаточно уделяют внимания содержанию работы этих учреждений.
Исполкомы районных Советов, органы народного образования недостаточно контролируют работу по выявлению и устройству детей в интернатные учреждения. В ряде детских домов и домов ребенка не работают попечительские советы.
Исполком Московского Совета решил:
1. Обязать Главное управление народного образования, исполкомы районных Советов осуществить необходимые меры по устранению отмеченных недостатков, повысить уровень руководства воспитанием детей в интернатных учреждениях.
Проводить конкретную организаторскую работу по превращению школ-интернатов и детских домов в образцовые учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие воспитание у детей и подростков высокой идейности, нравственности, получение глубоких и прочных знаний основ наук, трудовых навыков для работы в народном хозяйстве.
2. Принять к сведению, что Главным управлением народного образования и исполкомами райсоветов разработан план мероприятий по дальнейшему совершенствованию работы интернатных учреждений, улучшению содержания, обучения, воспитания и охраны здоровья детей в них (приложение N 1).
3. Главному управлению народного образования:
3.1. Обратить особое внимание на подбор и расстановку руководящих и педагогических кадров в интернатных учреждениях, овладение ими передовым педагогическим опытом, оказать конкретную помощь в повышении их идейно-политической подготовки, и профессионального мастерства. Постоянно совершенствовать формы поощрения педагогических кадров школ-интернатов и детских домов, повышать их ответственность за состояние воспитательно-образовательной работы и соблюдение санитарно-гигиенического режима в них.
3.2. Значительно улучшить нравственное, художественное, трудовое и физическое воспитание детей в школах-интернатах и детских домах. Оказывать влияние на расширение и укрепление связей этих учреждений с производственными коллективами, учреждениями культуры, спортивными обществами.
3.3. Совместно с Мосгорпланом, Управлением снабжения материалами и оборудованием разработать и осуществить в 1981 г. мероприятия по улучшению снабжения интернатных учреждений мягким и жестким инвентарем, обмундированием и другими товарами в соответствий с нормами.
В месячный срок разобраться с причинами неудовлетворительного снабжения промышленными товарами интернатных учреждений базой "Мосгорупроснабпроса". Решительно улучшить ее работу.
3.4. Ежегодно при утверждении сети школ на новый учебный год рассматривать в каждом районе обеспеченность детей интернатными учреждениями, вспомогательными школами и при необходимости вносить в Мосгорисполком предложения по их созданию на базе общеобразовательных школ. В 1981 - 1982 гг. предусмотреть открытие вспомогательных школ-интернатов в Перовском и Советском районах.
4. Исполкомам районных Советов:
4.1. Обратить особое внимание на строгое соблюдение требований законодательства по оказанию помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без надлежащего родительского попечения, улучшить координацию деятельности всех организаций, призванных обеспечивать своевременное выявление и устройство этих детей в школы-интернаты, детские дома и дома ребенка.
4.2. Выполнить в 1981 - 1985 гг. мероприятия по укреплению и дальнейшему развитию материальной базы школ-интернатов, детских домов и домов ребенка согласно приложениям NN 2, 3.
4.3. Определить потребность школ-интернатов и детских домов в оборудовании и мягком инвентаре в соответствии с утвержденными нормами их обеспечения и при необходимости изыскать возможность выделить в 1981 г. дополнительные ассигнования на указанные цели за счет средств бюджета района.
4.4 Значительно активизировать деятельность попечительских советов и шефскую помощь предприятий, учреждений и организаций школам-интернатам и детским домам в укреплении учебно-материальной базы и проведении воспитательной работы, создании условий для трудовой и профессиональной подготовки учащихся. К началу 1981/82 учебного года организовать в каждой школе-интернате и детском доме производительный труд воспитанников.
4.5. Принять меры к укреплению школ-интернатов, детских домов, домов ребенка квалифицированными, руководящими, педагогическими и медицинскими кадрами.
Учитывая характер труда работников интернатных учреждений, совершенствовать его стимулирование, предоставлять им в первую очередь жилую площадь из лимитов РОНО оказывать содействие в обмене жилплощади в целях приближения их к месту работы.
4.6. Исполкомам Волгоградского, Ждановского, Ленинградского и Черемушкинского райсоветов принять в 1981 г. меры к улучшению условий размещения воспитанников школ-интернатов NN 67, 68, 76, 105, полностью использовать их помещения по прямому назначению.
5. Мосгорплану, главный управлениям народного образования и здравоохранения предусматривать с годовыми планами строительство типовых зданий детских дошкольных учреждений для размещения в них дошкольных детских домов и домов ребенка. В 1981 г. передать под эти цели три здания детских дошкольных учреждений.
Предусмотреть с планами на 1981 - 1985 гг. строительство 3 зданий специальных школ-интернатов в Тимирязевском, Тушинском районах и г. Зеленограде.
6. Исполкому Краснопресненского райсовета завершить в 1981 г. строительство комплекса зданий для детского дома N 39 на станции Зеленоградская, обеспечить капитальный ремонт здания школы-интерната N 13 в 1982 г.
7. Обратить внимание исполкома Октябрьского райсовета и ГлавАПУ г. Москвы на срыв сроков проектирования комплекса зданий для детского дома N 3 на станции Барыбино. Выполнить эту работу в I квартале 1981 г.
8. Главным управлениям народного образования и здравоохранения, исполкомам райсоветов принять меры к улучшению санитарно-гигиенического состояния школ-интернатов и детских домов, своевременному проведению врачами-специалистами углубленных осмотров детей и их лечению. В месячный срок укомплектовать все интернаты и детские дома врачами и медицинскими сестрами.
Улучшить летнюю оздоровительно-лечебную работу с воспитанниками интернатных учреждений, ежегодно создавать для них на базе школ-интернатов летние санаторные лагеря.
9. Главным управлениям народного образования, здравоохранения, торговли осуществить необходимые меры по улучшению организации питания детей в интернатных учреждениях, проводить проверки снабжения их продуктами, не допускать завоза в эти учреждения продуктов низкого качества.
10. Справку о состоянии содержания, обучения воспитания и охраны здоровья детей в школах-интернатах и детских домах направить исполкомам райсоветов и соответствующим главным управлениям и управлениям Мосгорисполкома для устранения указанных недостатков (приложение N 4).
11. Контроль за выполнением решения возложить на Главное управление народного образования и заместителя председателя исполкома Моссовета тов. Воронину П.А.
Председатель исполкома |
В.Ф. Промыслов |
Секретарь исполкома |
Б.В. Покаржевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение исполкома Моссовета от 10 февраля 1981 г. N 312 "О состоянии и мерах улучшения учебно-воспитательной работы в школах-интернатах и детских домах"
Текст решения опубликован в Бюллетене исполкома Московского городского Совета, 1981 г., N 6 (без приложений 2 - 4)