Екатеринбург |
|
01 февраля 2019 г. |
Дело N А07-16083/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Поротниковой Е.А., Токмаковой А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ласселсбергер" (далее - общество, ООО "Ласселсбергер") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.08.2018 по делу N А07-16083/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2018 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Ганиева Л.Р. (доверенность от 09.01.2019 N 21);
Башкортостанской таможни (далее - таможенный орган, таможня) - Кунцевич Н.Н. (доверенность от 29.12.2018 N 01-07-51/17813).
ООО "Ласселсбергер" обратилось в арбитражный суд с заявлением к таможне об изменении пунктов 1-5, 7-12 резолютивной части постановления от 16.05.2018 N 10401000-457/2018, а именно: признать ООО "Ласселсбергер" виновным в совершении правонарушения, за которое предусмотрена ответственность по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), выразившегося в нарушении сроков предоставления статистических форм учета перемещения товаров N 10401000/130418/С358875, N 10401000/130418/С358893, N 10401000/130418/С358922, N 10401000/130418/С358933, N 10401000/130418/С358937, N 10401000/130418/С358944, N 10401000/130418/С358959, N 10401000/130418/С358950, N 10401000/130418/С358969, N 10401000/130418/С358984, N 10401000/130418/С359044 и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.; признать незаконным и отменить пункт 6 резолютивной части постановления от 16.05.2018 N 10401000-457/2018 в части назначения административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, выразившегося в предоставлении статистической формы учета перемещения товаров N 10401000/130418/С358937, содержащей недостоверные сведения, в связи с малозначительностью в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием в адрес общества.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.08.2018 (судья Решетников С.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2018 (судьи Иванова Н.А., Скобелкин А.П., Костин В.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, ненадлежащую оценку фактических обстоятельств дела.
Заявитель жалобы считает, что судами не исследован факт привлечения общества к ответственности дважды по одной статистической форме N 10401000/130418/С358937, поскольку в пункте 5 резолютивной части оспариваемого постановления общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, выразившегося в нарушении сроков предоставления статистической формы учета перемещения товаров N 10401000/130418/С358937 и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. Между тем заявитель жалобы указывает на пункт 6 резолютивной части названного выше постановления, в котором ООО "Ласселсбергер" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, выразившегося в предоставлении статистической формы учета перемещения товаров N 10401000/130418/С358937, содержащего недостоверные сведения и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 20 000 руб. Общество полагает, что оно незаконно привлечено к ответственности дважды по одной статистической форме в рамках одного контракта за нарушение срока предоставления статистической формы и за предоставление недостоверных сведений.
ООО "Ласселсбергер" в кассационной жалобе приводит довод о том, что все выявленные таможенным органом нарушения требований Правил статистики в части нарушения срока предоставления, допущенные обществом, образуют состав одного и того же правонарушения, что должно повлечь однократное привлечение к административной ответственности. Полагает, что исходя из диспозиции части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ ответственность наступает за несоблюдение сроков предоставления статистических форм, а не за их количество, представленное с нарушением срока, отмечая, что в рассматриваемом случае отдельные элементы объективной стороны одного правонарушения не могут образовывать самостоятельные административные правонарушения, а также зависимость квалификации отдельного события правонарушения от количества контрактов неверно.
Заявитель жалобы считает, что наказание является несоразмерным нарушению, носит карательный характер, не направлено на развитие внешнеэкономических отношений, в разные отчетные периоды одно и тоже действие в виде нарушения срока может повлечь разный размер ответственности, то есть размер штрафа будет зависеть от количества договоров, по которым происходили отгрузки за отчетный период.
Обществом в кассационной жалобе указано на то, что вменяемым правонарушением не причинен вред, не создана существенная угроза охраняемым законом общественным отношениям, а также интересам граждан, общества, государства, совершенное правонарушение является малозначительным, в связи с чем полагает, что вывод судов об отсутствии оснований для признания нарушения малозначительным основан на неверном применении норм материального права и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Таможней представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, ООО "Ласселсбергер" посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в Башкортостанскую таможню 13.04.2018 представлены за март 2017 года статистические формы учета перемещения товаров за март 2018 года: N 10401000/130418/С358875, N 10401000/130418/С358893, N 10401000/130418/С358922, N 10401000/130418/С358933, N 10401000/130418/С358937, N 10401000/130418/С358944, N 10401000/130418/С358959, N 10401000/130418/С358950, N 10401000/130418/С358969, N 10401000/130418/С358984, N 10401000/130418/С359044, при рассмотрении которых таможенным органом выявлено, что все перечисленные статистические формы учета представлены с нарушением установленного срока; в статистической форме N 10401000/130418/С358937 содержатся недостоверные сведения в части указания даты договора: вместо "28.11.2017" указано "01.08.2017".
Указанные обстоятельства послужили основанием для вывода таможенного органа о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, и составления в отношении названного общества связи с чем протокола об административном правонарушении от 03.10.2018 N 10401000-457/2018 по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Таможней 16.05.2018 вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10401000-457/2018, которым ООО "Ласселсбергер" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в общей сумме 220 000 руб.
Полагая, что данное постановлением является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из доказанности совершения обществом меняемого ему административного правонарушения и отсутствия оснований для признания правонарушения малозначительным.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрено, что непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.13 КоАП РФ, является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территории государств - членов ЕАЭС или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов ЕАЭС. Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, заключается, в том числе, в несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского таможенного союза (далее - Правила N 1329), пунктом 1 которых установлено, что данные Правила определяют порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов ЕАЭС.
Ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС обеспечивается Федеральной таможенной службой в соответствии с Единой методологией ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 525, и включает в себя сбор статистических форм учета перемещения товаров (далее - статистическая форма), обработку содержащихся в них сведений, формирование, публикацию и предоставление заинтересованным пользователям официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС (пункт 4 Правил N 1329).
Статистическая форма заполняется в соответствии с Правилами заполнения статистической формы учета перемещения товаров, предусмотренными приложением N 2. Статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от наличия или отсутствия у заявителя усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной для представления сведений в таможенные органы (далее электронная подпись). В случае отсутствия у заявителя электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью заявителя (при ее наличии), представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.
Согласно пункту 5 Правил N 1329 формирование официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС осуществляется на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации.
Под иными источниками информации понимаются сведения, содержащиеся в декларациях на товары, для товаров, подлежащих таможенному декларированию в соответствии с нормативными правовыми актами ЕАЭС и нормативными правовыми актами Российской Федерации, и в документах, представляемых юридическими и физическими лицами в таможенные органы в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством Российской Федерации, а также оценочные данные сопоставительного анализа результатов взаимной торговли.
Российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов ЕАЭС, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений.
В пункте 6 Правил N 1329 предусмотрено, что статистическая форма заполняется на товары независимо от вида транспорта, которым они перевозятся, и представляется заявителем. Статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
В соответствии с пунктом 7 Правил N 1329 статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Датой представления статистической формы в электронном виде считается дата ее отправки посредством сети "Интернет", а на бумажном носителе - дата отправки по почте заказным письмом, указанная на почтовом штемпеле, либо дата фактической передачи в таможенный орган, то есть дата регистрации в таможенном органе в соответствии с установленными правилами делопроизводства.
В силу пункта 10 Правил N 1329 непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе исследования доказательств, представленных в материалы дела, суды установили следующее.
По сведениям, содержащимся в статистической форме N 10401000/130418/С358875, по договору от 03.08.2017 N 44-2017-П ООО "Ласселсбергер" отгружен товар в Киргизию в адрес "Битайлс" на сумму 2 579 146 руб. 39 коп.
Согласно сведений, указанных в статистической форме N 10401000/130418/С358893, ООО "Ласселсбергер" по договору от 01.08.2017 N 57-2017-П в Казахстан в адрес ТОО "Аleks комплект строй" отгружен товар на сумму 1 347 963 руб. 75 коп.
Исходя из сведений, содержащихся в статистической форме N 10401000/130418/С358922, по договору от 01.08.2017 N 58-2017-П ООО "Ласселсбергер" отгружен товар в Казахстан в адрес "Кеrama Gold" на сумму 904 851 руб. 36 коп.
В соответствии со сведениями, указанными в статистической форме N 10401000/130418/С358933, ООО "Ласселсбергер" по договору от 23.01.2018 N 90-2017-П в Казахстан в адрес "АЯ Люкс" отгружен товар на сумму 1 166 920 руб. 62 коп.
По сведениям ООО "Ласселсбергер", представленным в статистической форме N 10401000/130418/С358937, по договору от 01.08.2017 N 59-2017-П обществом отгружен товар в Казахстан в адрес "ДОВЕКУ" на сумму 1 396 172 руб. 08 коп.
Исходя из сведений, указанных в статистической форме N 10401000/130418/С358944, ООО "Ласселсбергер" по договору от 03.08.2017 N 45-2017-П в Казахстан в адрес "МЕГАСТРОЙ-АСТАНА DIY" отгружен товар на сумму 2 707 809 руб. 42 коп.
На основании сведений, содержащихся в статистической форме N 10401000/130418/С358950, по договору от 06.02.2018 N 77-2017-П ООО "Ласселсбергер" в Казахстан в адрес "Салон Альтаир Алматы ТОО" отгружен товар на сумму 1 326 273 руб. 56 коп.
Согласно сведениям, указанным в статистической форме N 10401000/130418/С358959, ООО "Ласселсбергер" по договору от 30.08.2017 N 79-2017-П в Казахстан в адрес "Торговый Дом "Пятерка Диалог" отгружен товар на сумму 2 493 217 руб. 33 коп.
По сведениям, представленным в статистической форме N 10401000/130418/С358984, по договору от 10.08.2017 N 70-2017-П ООО "Ласселсбергер" отгружен товар в Беларусь в адрес "СтоунХаус" на сумму 397 161 руб. 05 коп.
Исходя из сведений, содержащихся в статистической форме N 10401000/130418/С359044, ООО "Ласселсбергер" по договору от 03.08.2017 N 50-2017-П отгружен товар в Армению в адрес "ИМЭКС ГРУП" на сумму 2 607 416 руб. 88 коп.
На основании сведений, указанных в статистической форме N 10401000/130418/С358969, ООО "Ласселсбергер" по договору от 25.08.2017 N 65-2017-П в Казахстан в адрес "MasterTradeSystem" отгружен товар на сумму 385 089 руб. 28 коп.
Правильно применив указанные выше нормы права, суды обоснованно посчитали, что спорные статистические формы учета перемещения товаров общество обязано представить в таможенный орган в срок до 11.04.2018 года.
Между тем фактически указанные документы представлены обществом в таможенный орган лишь 13.04.2018.
При установленных обстоятельствах судами сделан обоснованный вывод о представлении обществом указанных выше статистических форм с нарушением установленного законом срока.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что установленные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях ООО "Ласселсбергер" события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 1.5, 1.6, 2.1 КоАП РФ, суды сделали обоснованный вывод о подтверждении материалами дела вины общества во вмененном ему административном правонарушении.
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, объективных причин, свидетельствующих о невозможности исполнения установленных действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, правил, обществом в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, суды обоснованно признали доказанным наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, выразившееся в несвоевременном представлении в таможенный орган статистических форм учета перемещения товаров, за которое в пунктах 1-5, 7-12 резолютивной части постановления от 16.05.2018 N 10401000-457/2018, таможенным органом назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. за каждое несвоевременное представление статистических форм отчетности.
С учетом изложенного довод общества о том, что за выявленные таможенным органом нарушения срока предоставления одиннадцати статистических форм должно следовать однократное привлечение к административной ответственности, был предметом исследования судов и правомерно отклонен, как основанный на неверном токовании норм права.
Как верно указали суды, в соответствии с пунктом 6 Правил N 1329 статистическая форма учета заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Существенным обстоятельством в данном требовании является то, что статистическая форма предоставляется за отгрузку товаров, отгруженных в отчетном месяце в рамках одного контракта.
То есть, в том случае, если за один отчетный период по разным контрактам осуществлена отгрузка товаров, то по каждой такой отгрузке необходимо отдельно предоставлять статистическую форму в таможенный орган.
Несвоевременное представление в таможенный орган нескольких статистических форм учета, заполненных за конкретный отчетный месяц по отгрузкам товаров, отгруженных на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора), образует одно событие административного правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Поскольку контракты, заключенные ООО "Ласселсбергер" с иностранными контрагентами являются абсолютно разными, то, следовательно, и статистические формы учета перемещения товаров не будут тождественными и должны быть представлены таможенному органу в связи с отгрузкой товаров, отгруженных в рамках каждого контракта в отдельности.
Таким образом, исходя из буквального толкования требований, закрепленных в Правилах N 1329, таможней правомерно установлены административные наказания по каждому событию правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное нарушение.
С учетом изложенного, в рассматриваемом случае обстоятельства, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности, имели место в разное время совершения (разное время осуществления отгрузок), а также различные основания совершения (разные договоры), а значит, ООО "Ласселсбергер" совершило несколько самостоятельных правонарушений, за каждое из которых оно привлечено к административной ответственности, в том числе, и оспариваемым постановлением.
Вывод судов об отсутствии оснований для применения к вмененному обществу административному правонарушению положений статьи 2.9 КоАП РФ, судом кассационной инстанцией не переоценивается.
Между тем, при рассмотрения дела судами не учтено следующее.
Как следует из обстоятельств дела, таможенным органом установлено, что в статистической форм учета перемещения товаров, N 10401000/130418/С358937 содержатся недостоверные сведения в части указания даты договора: вместо "28.11.2017" указано "01.08.2017", в связи с чем по данному факту в пункте 6 резолютивной части постановления от 16.05.2018 N 10401000-457/2018, ООО "Ласселсбергер" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, заключается в непредставлении или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
При этом совершение лицом нескольких действий (бездействий), входящих в объективную сторону одного состава административного правонарушения с альтернативно указанными действиями, не образует совокупности административных правонарушений и является основанием для квалификации данных действий как одного административного правонарушения.
В рамках одной проверки в один временной период и по факту подачи одной таможенной декларации таможней выявлено несколько однородных нарушений, за каждое из которых общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, а именно: несвоевременное представление статистической формы учета перемещения товаров N 10401000/130418/С358937 (пункт 5 резолютивной части постановления таможенного органа от 16.05.2018 N 10401000-457/2018); представление статистической формы учета перемещения товаров N 10401000/130418/С358937, содержащей недостоверные сведения (пункт 5резолютивной части постановления таможни от 16.05.2018 N 10401000-457/2018).
Поскольку указанные действия (бездействие) выявлены в рамках проверки одной таможенной декларации, в один временной период, их оценка подведомственна одному административному органу, обстоятельства выявленных нарушений обусловлены противоправным деянием, выразившимся в представление статистической формы учета перемещения товаров N 10401000/130418/С358937 с нарушением установленных норм, то указанные деяния являются одним административным правонарушением, подпадают под квалификацию одной статьи КоАП РФ с назначением наказания в пределах санкции части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
С учетом изложенного пункт 6 постановления таможни от 16.05.2018 в части привлечения общества с ограниченной ответственностью "Ласселсбергер" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 КоАП Российской Федерации, является незаконным и подлежит отмене.
Таким образом, обжалуемые судебные акты следует изменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований в части привлечения ООО "Ласселсбергер" к административной ответственности по пункту 6 постановления Башкортостанской таможни от 16.05.2018, кассационная жалоба подлежит удовлетворению в данной части.
В остальной части судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.08.2018 по делу N А07-16083/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2018 по тому же делу изменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований в части привлечения общества с ограниченной ответственностью "Ласселсбергер" к административной ответственности по пункту 6 постановления Башкортостанской таможни от 16.05.2018.
Признать незаконным и отменить пункт 6 постановления Башкортостанской таможни от 16.05.2018 в части привлечения общества с ограниченной ответственностью "Ласселсбергер" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.