Екатеринбург |
|
20 декабря 2021 г. |
Дело N А76-5350/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Жаворонкова Д.В., Кравцовой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета финансов города Челябинска (далее - заявитель, Комитет) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2021 по делу Арбитражного суда Челябинской области N А76-5350/2021.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Челябинской области, явку в судебное заседание обеспечили представители:
Комитета - Маслова Е.В. (доверенность от 12.01.2021),
Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска (далее - ИФНС России по Советскому району г. Челябинска, инспекция, налоговый орган) - Белоусов А.Г. (доверенность от 30.12.2020).
Комитет обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к инспекции о признании недействительным решения от 07.09.2020 N 1960 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение и обязании возвратить уплаченный штраф в размере 312,50 рублей.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.05.2021 (судья Кудрявцева А.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2021 (судьи Иванова Н.А., Киреев П.Н., Плаксина Н.Г.) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Комитет просит апелляционное постановление отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Полагает принятие апелляционным судом дополнительных документов противоправным. Комитет отрицает состав вменяемого правонарушения, ввиду отсутствия объективной стороны. Указывает, что налоговым органом в нарушение пункта 2 статьи 85.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) не урегулирован порядок направления сообщений в электронной форме. В период пандемии отсутствовала возможность передачи сообщения на бумажном носителе. Полагает, что им были предприняты все меры для исполнения норм законодательства в срок.
Как следует из материалов дела, 30.03.2020 в Комитете были открыты лицевые счета муниципальному автономному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 137 г. Челябинска". В течение 3 дней Комитет финансов должен был предоставить сведения об открытии счетов учреждению в ИФНС России по Советскому району г. Челябинска.
Соответствующее извещение 06.04.2020 отправлено свободным файлом через программный комплекс Комитета "Контур.Экстерн", предназначенный для сдачи бухгалтерской и иной отчетности.
На основании пункта 1 статьи 101.4 НК РФ инспекцией оставлен акт от 07.07.2020 N 5016 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях и вынесено решение от 07.09.2020 07.09.2020 N 1960 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом, сведений, которые в соответствии с Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу в виде штрафа в размере 312,50 рублей, сниженного с учетом наличия смягчающих ответственность обстоятельств на основании пункта 1 статьи 112, пункта 3 статьи 114 НК РФ.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 12.11.2020 N 16-07/005863, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы Комитета, решение инспекции утверждено.
Заявитель, не согласившись с вынесенным решением инспекции, обжаловал его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что вины заявителя в несвоевременном направлении в налоговый орган сведений об открытии счетов не имеется вследствие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, связанных с ограничительными мерами, введенными уполномоченными органами с целью предотвращения распространения коронавирусной инфекции (в спорный период отправка сообщения Комитетом почтовой связью была исключена, передача сообщения при личном приеме в инспекции также не могла быть осуществлена).
Отменяя решение суда, и отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд правомерно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 статьи 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации учет операций со средствами федеральных бюджетных и автономных учреждений, бюджетных и автономных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных бюджетных и автономных учреждений) производится на лицевых счетах, открываемых им соответственно в Федеральном казначействе, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 85.1 НК РФ территориальный орган Федерального казначейства (иной орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации) обязан сообщить об открытии (о закрытии, об изменении реквизитов) лицевого счета организации в налоговый орган по месту своего нахождения в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронной форме.
Формы, форматы сообщений об открытии (о закрытии, об изменении реквизитов) лицевых счетов организациям в территориальном органе Федерального казначейства (ином органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации) утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Соответствующие формы, форматы сообщений об открытии (о закрытии, об изменении реквизитов) лицевых счетов организациям в территориальном органе Федерального казначейства утверждены Приказом ФНС России от 03.08.2020 N ЕД-7-14/525@ "Об утверждении форм сообщений органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, об открытии (о закрытии, об изменении реквизитов) лицевых счетов организациям, а также формата их представления в налоговый орган в электронной форме" Начало действия документа 01.11.2020.
До издания указанного приказа Письмом Казначейства России от 22.05.2014 N 42-7.4-05/5.1-317 "О порядке направления сообщений налоговым органам об открытии (о закрытии, об изменении реквизитов) лицевых счетов организациям в органах Федерального казначейства" рекомендовано до принятия правового акта, устанавливающего порядок направления сообщений, в соответствии с разъяснениями, полученными от Федеральной налоговой службы, Федеральная налоговая служба предлагает органам Федерального казначейства направлять сообщения по рекомендованной форме. Данные сообщения, подписанные уполномоченным лицом органа Федерального казначейства, направляются по всем видам лицевых счетов, открытых (переоформленных, закрытых) органами Федерального казначейства, на бумажном носителе с сопроводительным письмом в налоговые органы по месту своего нахождения в течение трех дней со дня соответствующего события.
Согласно пункту 1 статьи 129.1 Кодекса неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с этим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 этого Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.
В силу статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом.
В соответствии с Указами Президента РФ от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, населения на территории РФ были установлены нерабочие дни с 30.03.2020 по 03.04.2020.
Федеральным органам государственной власти предписано определить численность федеральных государственных служащих, обеспечивающих функционирование этих органов. Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления указано определить в зависимости от санитарно-эпидемиологической обстановки на соответствующей территории РФ численность государственных и муниципальных служащих, обеспечивающих функционирование этих органов.
Письмами ФНС России от 27.03.2020 N БС-4-19/5304@, от 03.04.2020 N БС-4-19/5697@, от 30.04.2020; N БС-4-19/7374@, от 07.05.2020 N БС-4-19/7563@, от 15.05.2020 N БС-4-19/8004@, от 21.05.2020 N БС-4-19/8327@, от 29.05.2020 N БС-4-19/8895@ личный прием и обслуживание налогоплательщиков в территориальных налоговых органах были приостановлены с 30.03.2020 по 13.06.2020.
Однако, согласно письму ФНС России от 20.03.2020 N БС-4-19/4884@, письму УФНС России по Челябинской области от 30.03.2020 N 09-10/1/000385@ инспекцией с 30.03.2020 организован прием входящей корреспонденции, представляемой налогоплательщиками в бумажном виде, через боксы. Согласно письму от 20.03.2020 N БС-4-19/4884@, в случае, если налогоплательщик настаивает на приеме документов лично сотрудником налогового органа с целью получения отметки о приеме на копии заявления, налоговым органам предписано направлять заявителя к сотруднику налогового органа.
Опрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля работник охранного предприятия, осуществлявший охрану здания ИФНС России по Советскому району г. Челябинска 30.03.2020 пояснил, что допуск граждан в фойе инспекции 30.03.2020 осуществлялся, там же был установлен ящик для приема корреспонденции. Данные пояснения с учетом того, что указанное лицо не является заинтересованным, поскольку не имеет отношения к деятельности инспекции, а является сотрудником охранного предприятия, приняты апелляционной коллегией в качестве надлежащего доказательства по делу.
Судом указано, что материалы дела не содержат доказательств того, что представитель Комитета не имел возможности представить спорные документы в налоговый орган через бокс в срок, установленный законодательством, в том числе с 31.03.2020 по 02.04.2020.
Кроме того, Комитет не воспользовался своим правом на направление спорных документов посредством почтовой связи, равно как не воспользовался своим правом на направление спорных документов посредством электронной почты.
Как установил суд, сообщение об открытии счета представлено Комитетом 06.04.2020 через электронную систему "Контур-Экстерн".
Как пояснил представитель инспекции в судебном заседании, через данный электронный сервис Комитет с 2016 года по настоящее время в адрес инспекции направляет различного рода сообщения, информацию, ведет диалог с налоговым органом, что не оспаривается заявителем.
С учетом установленных по делу обстоятельств, апелляционный суд обоснованно заключил, что Комитет имел возможность представить сообщение об открытии счетов в установленный налоговым законодательством срок (на бумажном носителе лично, используя бокс для приема входящей корреспонденции, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, либо через почтовые отделения), ввиду чего, вина заявителя является доказанной.
Доводы кассатора об обратом своего подтверждения не нашли.
При этом при решении вопроса о привлечении к налоговой ответственности налоговым в соответствии с положениями пункта 1 статьи 112 и пункта 3 статьи 114 НК РФ исследованы вопросы о наличии обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, в качестве смягчающих обстоятельств учтены, в том числе совершение правонарушения в силу стечения обстоятельств (совершение в период начала ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (Covid-19), а также незначительность просрочки, социальная направленность деятельности налогоплательщика, несоразмерность деяния тяжести наказания, в связи с чем, размер штрафа снижен в 16 раз.
Учитывая изложенное, суд округа находит верным вывод апелляционной коллегии об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о необоснованном приобщении к материалам дела дополнительных документов судом округа отклоняются, поскольку по смыслу части 2 статьи 268 АПК РФ и абзаца 5 пункта 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разрешение вопроса о принятии дополнительных пояснений и доказательств находится в пределах усмотрения суда апелляционной инстанции.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку по существу направлены на переоценку принятых и оценённых судом апелляционной инстанции доказательств и на установление новых обстоятельств дела, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу ст. 286 и ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного акта (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2021 по делу Арбитражного суда Челябинской области N А76-5350/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета финансов города Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы кассатора об обратом своего подтверждения не нашли.
При этом при решении вопроса о привлечении к налоговой ответственности налоговым в соответствии с положениями пункта 1 статьи 112 и пункта 3 статьи 114 НК РФ исследованы вопросы о наличии обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, в качестве смягчающих обстоятельств учтены, в том числе совершение правонарушения в силу стечения обстоятельств (совершение в период начала ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (Covid-19), а также незначительность просрочки, социальная направленность деятельности налогоплательщика, несоразмерность деяния тяжести наказания, в связи с чем, размер штрафа снижен в 16 раз.
...
Приведенные в кассационной жалобе доводы о необоснованном приобщении к материалам дела дополнительных документов судом округа отклоняются, поскольку по смыслу части 2 статьи 268 АПК РФ и абзаца 5 пункта 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разрешение вопроса о принятии дополнительных пояснений и доказательств находится в пределах усмотрения суда апелляционной инстанции."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 декабря 2021 г. N Ф09-8875/21 по делу N А76-5350/2021
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8875/2021
17.08.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9334/2021
21.06.2021 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-5350/2021
20.05.2021 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-5350/2021