Екатеринбург |
|
25 ноября 2022 г. |
Дело N А71-5179/2022 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Черкезова Е.О., рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Корпорация "Мир" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.06.2022 по делу N А71-5179/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2022 по тому же делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судьей единолично без вызова сторон.
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии при Администрации Устиновского района города Ижевска (далее - административная комиссия, административный орган) от 08.04.2021 N 211/2021 о привлечении к ответственности по части 1 статьи 11.2 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" (далее - Закон N 57-РЗ), в виде штрафа в размере 25 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 17.06.2022 постановление административной комиссии от 08.04.2021 N 211/2021 признано незаконным и изменено в части назначения наказания. Обществу назначен штраф в размере 20 000 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2022 решение суда оставлено без изменения. Суд апелляционной инстанции признал постановление административной комиссии от 08.04.2021 N 211/2021 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 11.2 закона N 57-РЗ не подлежащим исполнению в части размера штрафа, превышающего 10 000 руб.
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что общество не является собственником всего здания, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Союзная, 75. По данным Единого государственного реестра недвижимости, в здании зарегистрировано 16 кадастровых номеров помещений и только одно из них с кадастровым номером 18:26:030106:2131 является собственностью общества. Общество полагает, что ответственность за чистку территории (уборка снега и наледи с прилегающей к его помещению территории), по условиям договора аренды, возложена на арендатора - общество с ограниченной ответственностью "Импульс" (торговая точка "Питьсбург").
Кроме того, общество считает, что суды неправильно истолковали положения пункта 4.2 Правил благоустройства г. Ижевска, утвержденных решением Городской Думы города Ижевска от 28.06.2012 N 308 (далее - Правила).
Согласно положениям части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении доводов жалобы и принятых по делу судебных актов оснований для удовлетворения кассационной жалобы общества не установлено.
Как следует из судебных актов, основанием для привлечения к административной ответственности послужили выводы административной комиссии о нарушении обществом требований в сфере благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске (правил по содержанию и уборке территорий и объектов благоустройства, повлекшее их загрязнение и засорение).
Согласно части 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ непроведение предусмотренных правилами благоустройства территорий муниципальных образований работ по содержанию и уборке территорий и объектов благоустройства, повлекшее их загрязнение и засорение, либо нарушение установленных сроков и порядка проведения указанных работ, не повлекшие нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, а именно работ, в том числе по уборке (очистке) территорий, объектов благоустройства, в том числе кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега, сосулек, ледяных наростов и удалению зимней скользкости, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до четырех тысяч рублей, на должностных лиц - от семи тысяч до пятнадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Физические и юридические лица обязаны осуществлять содержание (в том числе очистку и уборку), а также обеспечивать благоустройство объектов благоустройства самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств (пункт 4.1 Правил).
На основании пункта 4.2 Правил ответственными за благоустройство и содержание объектов благоустройства являются физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе на территориях земельных участков и зданиях многоквартирных домов - организации, осуществляющие управление жилищным фондом, либо собственники многоквартирного жилого дома, выбравшие непосредственный способ управления.
В силу пунктов 4.1, 4.3, 4.4.1, 4.4.8 Правил физические и юридические лица обязаны осуществлять содержание (в том числе очистку и уборку), а также обеспечивать благоустройство объектов благоустройства самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.
Согласно пункту 4.3 Правил содержание объектов благоустройства (в том числе территорий) в городе Ижевске осуществляется, в том числе в осенне-зимний период - с 1 ноября по 14 апреля.
Пунктом 4.5.12 Правил установлено, что все тротуары, дворы с асфальтовым покрытием, лотки проезжей части улиц, площадей, набережных, рыночные площади и участки с асфальтовым покрытием очищаются от снега и обледенелого наката под скребок и посыпаются песком, песко-соляной смесью, ПГМ до 8 часов утра.
Все работы по уборке и содержанию территорий объектов благоустройства и территорий общего пользования в осенне-зимний период должны быть закончены к 10 часам утра (пункт 4.5.23 Правил).
Все работы по уборке и содержанию территории многоквартирного дома должны быть закончены к 10 часам утра. При невозможности выполнения работ в указанный срок в связи с погодными условиями, уборочные работы могут быть продолжены в течение дня (пункт 4.6.3.8 Правил).
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции, сделав вывод о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, постановление административной комиссии от 08.04.2021 N 211/2021 признал незаконным и изменил в части назначения наказания. Обществу назначен штраф в размере 20 000 руб.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава вмененного правонарушения и применив положения части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ, счел возможным признать постановление административной комиссии от 08.04.2021 N 211/2021 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ не подлежащим исполнению в части размера штрафа, превышающего 10 000 руб.
Суды исходили из доказанности материалами дела нарушения обществом требований в сфере благоустройства в г. Ижевске, а именно непроведение необходимых работ по содержанию территории в зимний период (проведение очистки территории от снега, зимней скользкости).
При этом судами указано, что общество является одним из собственников нежилых помещений, расположенных в здании по адресу: г. Ижевск, ул. Союзная, 75. В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Актами осмотра территории (объекта) от 16.03.2021 и 17.03.2021, фототаблицами, протоколом об административном правонарушении от 31.03.2021, подтверждается, что обществом нарушены предусмотренные муниципальными правовыми актами установленные сроки и порядок проведения работы по содержанию и уборке территорий и объектов благоустройства, а именно: не проводятся работы по очистке от снега пешеходного тротуара. Из приложенных к акту фотографий усматривается наличие наледи.
Названные обстоятельства правомерно расценены судами как свидетельствующие о доказанности события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ.
В связи с этим суды, с учетом положений статьи 2.1 КоАП РФ верно указали, что обществом не представлено доказательств принятия всех возможных мер для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств объективной невозможности их соблюдения.
Однако суд апелляционной инстанции при рассмотрении вопроса обоснованности назначения административного наказания с учетом положений части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ, счел возможным признать постановление административной комиссии от 08.04.2021 N 211/2021 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ не подлежащим исполнению в части размера штрафа, превышающего 10 000 руб.
Из системного толкования части 2 статьи 1.7, пункта 2 статьи 31.7, статьи 31.8 КоАП РФ, а также разъяснений, содержащихся в пункте 33.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", следует, что после принятия закона, исключающего административную ответственность за содеянное правонарушение, иным образом улучшающее положение лица, привлеченного к административной ответственности, неисполненное (полностью или в части) к моменту вступления в силу такого закона постановление о назначении административного наказания исполнению не подлежит.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, в жалобе не приведено.
Судом кассационной инстанции таковые нарушения также не выявлены.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288.2, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.06.2022 по делу N А71-5179/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Корпорация "Мир" - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Актами осмотра территории (объекта) от 16.03.2021 и 17.03.2021, фототаблицами, протоколом об административном правонарушении от 31.03.2021, подтверждается, что обществом нарушены предусмотренные муниципальными правовыми актами установленные сроки и порядок проведения работы по содержанию и уборке территорий и объектов благоустройства, а именно: не проводятся работы по очистке от снега пешеходного тротуара. Из приложенных к акту фотографий усматривается наличие наледи.
Названные обстоятельства правомерно расценены судами как свидетельствующие о доказанности события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ.
В связи с этим суды, с учетом положений статьи 2.1 КоАП РФ верно указали, что обществом не представлено доказательств принятия всех возможных мер для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств объективной невозможности их соблюдения.
Однако суд апелляционной инстанции при рассмотрении вопроса обоснованности назначения административного наказания с учетом положений части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ, счел возможным признать постановление административной комиссии от 08.04.2021 N 211/2021 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ не подлежащим исполнению в части размера штрафа, превышающего 10 000 руб.
Из системного толкования части 2 статьи 1.7, пункта 2 статьи 31.7, статьи 31.8 КоАП РФ, а также разъяснений, содержащихся в пункте 33.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", следует, что после принятия закона, исключающего административную ответственность за содеянное правонарушение, иным образом улучшающее положение лица, привлеченного к административной ответственности, неисполненное (полностью или в части) к моменту вступления в силу такого закона постановление о назначении административного наказания исполнению не подлежит."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 ноября 2022 г. N Ф09-8272/22 по делу N А71-5179/2022