Постановление Правительства Москвы от 17 февраля 2009 г. N 115-ПП "О Годе равных возможностей в городе Москве и Стратегии повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года" (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства Москвы от 17 февраля 2009 г. N 115-ПП
"О Годе равных возможностей в городе Москве и Стратегии повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года"

С изменениями и дополнениями от:

27 октября 2009 г., 24 августа 2010 г., 25 ноября 2014 г., 14 октября, 22 ноября 2016 г.


2009 год объявлен Мэром Москвы Годом равных возможностей.

В целях интенсификации экономических и социальных процессов для решения проблем инвалидов и членов их семей Правительство Москвы постановляет:

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства Москвы от 16 марта 2010 г. N 219-ПП пункт 1 настоящего постановления снят с контроля

1. Одобрить Стратегию повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года (далее - Стратегия), определяющую на основе Конвенции о правах инвалидов N 61/106 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций общие принципы деятельности, цели и задачи органов государственной власти города Москвы по решению проблем инвалидов и членов их семей (приложение 1).

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства Москвы от 16 марта 2010 г. N 219-ПП пункт 2 настоящего постановления снят с контроля

2. Департаментам, комитетам, управлениям, к компетенции которых относится реализация целей и положений Стратегии, префектурам административных округов и управам районов города Москвы в целях консолидации усилий всего городского сообщества и реализации определенных Стратегией подходов и принципов обеспечить ее выполнение.

ГАРАНТ:

См. приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 7 апреля 2009 г. N 349


Информация об изменениях:

Постановлением Правительства Москвы от 25 ноября 2014 г. N 692-ПП в пункт 3 настоящего постановления внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства Москвы от 16 марта 2010 г. N 219-ПП пункт 3 настоящего постановления снят с контроля

3. Просить Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти принять меры государственной поддержки, направленные на совершенствование механизмов предоставления инвалидам технических средств реабилитации, получение ими общего и профессионального образования, рациональное трудоустройство, в том числе через систему квотирования рабочих мест.

4. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 4

5. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 5

6. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 6

7. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 7

8. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 8

9. Департаменту образования города Москвы:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 г. N 772-ПП в пункт 9.1 настоящего постановления внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

9.1. Активизировать работу по созданию на дому ученических автоматизированных рабочих мест детям-инвалидам, обучающимся с использованием дистанционных образовательных технологий, выпускникам Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы "Центр образования "Технологии обучения" и инвалидам в возрасте до 35 лет (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида).

9.2. Разрешить передавать с 1 января 2009 г. указанным в пункте 9.1 категориям инвалидов в безвозмездное пользование компьютерную технику после трехлетнего срока ее эксплуатации.

10. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 10

11. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 11

12. Утвердить сферы ведения органов исполнительной власти города Москвы в вопросах формирования комфортной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных категорий граждан в городе Москве (приложение 3).

13. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 13

14. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 14

15. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 15


16. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 16

17. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 17

18. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 18


19. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 19


20. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 20

21. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 21

22. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 22

23. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 23

24. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 24

25. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 25

26. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 26

27. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 27

28. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 28

29. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 29


ГАРАНТ:

Постановлением Правительства Москвы от 16 марта 2010 г. N 219-ПП пункт 30 настоящего постановления снят с контроля

30. Предложить руководителям предприятий и организаций всех форм собственности принять активное участие в поддержке инвалидов, работающих на предприятиях и в организациях, семей, воспитывающих ребенка-инвалида, по оказанию финансовой помощи общественным организациям инвалидов либо общественным организациям, занимающимся проблемами инвалидов, принимать меры по развитию ведомственной сети реабилитационно-оздоровительных объектов для этой категории граждан.

31. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 31

32. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 32

33. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 33

34. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 34


Информация об изменениях:

Постановлением Правительства Москвы от 25 ноября 2014 г. N 692-ПП пункт 35 настоящего постановления изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

35. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы в соответствии с распределением обязанностей.


Мэр Москвы

Ю.М. Лужков


Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 17 февраля 2009 г. N 115-ПП


Стратегия
повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года

С изменениями и дополнениями от:

22 ноября 2016 г.

ГАРАНТ:

См. Комплексную целевую программу "Социальная интеграция инвалидов г. Москвы" на 2011 г., утвержденную постановлением Правительства Москвы от 14 февраля 2011 г. N 28-ПП

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 г. N 772-ПП в преамбулу настоящего приложения внесены изменения

См. текст преамбулы в предыдущей редакции

В Москве более 1,2 млн. человек - инвалиды. Это почти каждый десятый житель города.

Правительством Москвы, Московской городской Думой, префектурами округов и управами районов, общественными организациями проводится планомерная, последовательная работа по интеграции инвалидов в жизнь нашего города. Эта деятельность носит системный характер.

Начиная с 1998 года, реализуются комплексные городские программы, которые фокусируются на повышении качества и уровня жизни инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности путем развития устойчиво функционирующей, экономически эффективной и доступной системы услуг по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.

В 2001 году был принят Закон города Москвы N 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы". С этого времени в качестве приоритетной ставится задача создания комфортных условий жизнедеятельности для инвалидов и других категорий маломобильных граждан. Начиная с 2001 года в городских программах, эти мероприятия выделяются в специальный раздел, в котором определяются целевые количественные показатели по каждому виду объектов. Если за 2001 - 2003 годы было оборудованы для инвалидов 1387 объектов города, то только за последние два года уже сделано в десять раз больше (13708). По обустройству наземных и подземных пешеходных переходов этот показатель увеличился с 80 до 5435 единиц.

К настоящему времени сформирована методическая и нормативная база, необходимая для формирования комфортной среды жизнедеятельности:

- определены категории инвалидов, для которых требуется создание особых условий пользования объектами городской инфраструктуры (лица на креслах-колясках, с опорами для передвижения, с проблемами зрения и слуха);

- дифференцированы по отдельным элементам объектов градостроительной инфраструктуры (общественные и жилые здания, дворовые и рекреационные территории, улично-пешеходная сеть, остановки и средства общественного пассажирского транспорта и т.д.) виды и составы работ, обеспечивающие безбарьерность объектов для разных категорий инвалидов;

- создана унифицированная система комплексной оценки фактической доступности для разных категорий инвалидов и других маломобильных граждан (родителей с малолетними детьми, граждан с временными ограничениями в передвижении и др.) городских зданий и сооружений.

По данным инвентаризации, проводимой с 2006 года управами районов и префектурами административных округов, удельный вес доступных сооружений административных зданий, к сожалению, пока невелик и не превышает 25 - 30% по разным административным округам). На основе получаемых сведений набирается общегородская специализированная база данных, определяются совместно с инвалидами приоритетные для адаптации учреждения, а также состав работ.

По данным Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы и префектур административных округов города Москвы к концу 2008 года из 12,5 тыс. наземных пешеходных переходов понижением бордюрного камня обустроено порядка 4 тыс. наземных пешеходных переходов, что составляет 32% от общего объема работ. Практического опыта в комплексном подходе решения этих задач ни в Москве, ни в России до 2008 г. не было. В связи с чем в 2008 году по поручению Мэра Москвы с комплексами городского хозяйства и социальной сферы с участием московских организаций инвалидов разработаны типовые проектные решения по адаптации наземных пешеходных переходов для беспрепятственного передвижения маломобильных групп населения путем установки модульных железобетонных конструкций. По данной технологии в 2008 г. в рамках широкомасштабных экспериментальных работ всего обустроено 1156 сходов с тротуара на проезжую часть (560 пешеходных переходов). С 2009 года сходы с тротуара на проезжую часть в местах наземных пешеходных переходов будут обустраиваться только с применением модульных конструкций.

Кардинально изменилась ситуация с доступностью городского пассажирского наземного транспорта. Если в 2001 - 2005 годах ГУП "Мосгортранс" производились лишь отдельные "целевые закупки" предназначенных для беспрепятственного пользования инвалидами транспортных средств (в 2002 году - 5 ед., в 2005 - 76 ед.), то с 2006 года приобретается весь новый подвижной состав (автобусы и троллейбусы), рассчитанный на обслуживание всех категорий пользователей, в том числе и инвалидов. В настоящее время в городе на 399 маршрутах (54% автобусных и 87% троллейбусных маршрутов) работает 1157 низкопольных автобусов и 281 низкопольный троллейбус.

В 2007 году по заказу Департамента транспорта города Москвы были разработаны опытные образцы трамвая, полностью доступного для лиц с любыми ограничениями, и остановочный павильон ожидания. В 2008 году они приняты к изготовлению. Можно констатировать, что уже сейчас на примере адаптации городского наземного транспорта реализуется определенный Конвенцией о правах инвалидов Генеральной Ассамблеи ООН (далее - Конвенция) принцип "дизайн для всех", основанный на модели изначальной безбарьерной доступности всего, что есть в городе, для всех пользователей (независимо от возраста, социального статуса, физических и интеллектуальных возможностей).

Однако, несмотря на принимаемые меры, в настоящее время городская среда является не приспособленной для инвалидов. Инфраструктура города сложилась, в основном, до 1995 года - законодательного введения требования о безбарьерной среде жизнедеятельности для инвалидов. Сейчас москвичи с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, с проблемами зрения и слуха испытывают серьезные трудности при передвижении по городу, особенно при переезде в разные его районы. По объективным оценкам, быстро проблема адаптации "старой" городской инфраструктуры не решится ввиду большого объема работ и сложности инфраструктуры города.

Постепенно расширяются возможности для получения инвалидами услуг по реабилитации.

В связи с реформой федерального законодательства и кардинальным пересмотром компетенции органов государственной власти в отношении инвалидов (передачи в федеральное подчинение городской службы медико-социальной экспертизы; усложнения порядка обеспечения инвалидов протезами и другими техническими средствами реабилитации и передачи этих функций органам Фонда социального страхования Российской Федерации; ликвидации института внесения работодателями обязательной платы на создание рабочих мест для инвалидов в случае невыполнения квоты), был принят Закон города Москвы от 26 октября 2005 г. N 55 "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве", которым регламентировано оказание дополнительных услуг по реабилитации инвалидам за счет средств городского бюджета.

Выполнение городских целевых программ позволяет поэтапно осуществлять системные мероприятия, направленные на снижение показателей инвалидности, восстановление и укрепление здоровья лиц с хроническими заболеваниями.

Значительно увеличился объем предоставленных инвалидам и другим лицам, страдающим хроническими заболеваниями, услуг по медицинской многопрофильной реабилитации: если в 2004 году услуги получили белее 500 тыс. инвалидов, то в 2007 г. этот показатель возрос до 1 млн. человек (в т.ч. в дневных стационарах - 50,6 тыс.). Курсы восстановительного лечения ежегодно проводятся 22,5 тыс. детей-инвалидов.

В соответствии с российским и московским законодательством обязательное медицинское страхование обеспечивает всем застрахованным горожанам равные возможности в получении бесплатной медицинской помощи. Московским городским фондом ОМС за счет средств своего бюджета осуществляется информационно-разъяснительная работа среди москвичей по повышению правовой культуры и осведомленности населения о порядке и условиях получения гарантированной государством медицинской помощи.

Сложившаяся в городе комплексная система реабилитационных учреждений различного ведомственного подчинения позволяет на современном уровне оказывать необходимую медико-социальную помощь не только москвичам, но и другим гражданам Российской Федерации, пребывающим из других регионов. В настоящее время в этой сфере работают более 1,4 тыс. организаций, предоставляющих медицинские, образовательные и социальные услуги инвалидам (детям и взрослым), в том числе городского подчинения - 1016, федерального - 44, негосударственных - 139. Вместе с тем, в настоящее время в государственной системе здравоохранения нет ни одного специализированного центра, работающего по долгосрочным программам комплексной медико-социальной реабилитации "спинальников". Только в 2009 году в Москве планируется открыть первый такой центр, который должен стать не только медицинским учреждением, но и научно-методическим штабом, отрабатывающим новые формы и методы этой категории пациентов.

Сегодня в городе функционирует разветвленная дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая обеспечивает создание им индивидуальной адаптивной среды - детские сады компенсирующего (234) и комбинированного (426) видов, специальные (коррекционные) школы и школы-интернаты (54), начальные школы-детские сады компенсирующего вида (29), средние общеобразовательные учреждения "Школа надомного обучения" (14), средние общеобразовательные учреждения "Школа здоровья" (81), санаторно-лесные школы (4), санаторные школы-интернаты (3), центры образования (2), образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (54), учреждения начального и среднего профессионального образования (45).

Во всех типах образовательных учреждений, удовлетворяющих в целом потребности маленьких москвичей с нарушениями здоровья, воспитывается и обучается свыше 50 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе свыше 18 тыс. детей-инвалидов. Более 3 тыс. детей обучаются индивидуально на дому, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. Всего в 2008 году система образования охватывает 74,5 процента детей-инвалидов школьного возраста и 36,7 процента детей-инвалидов дошкольного возраста. При этом постоянно увеличивается количество детей, с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности, получающих образовательные услуги.

Создание условий для полноценного воспитания и образования детей-инвалидов и молодежи, адекватного их состоянию и здоровью, выделено в один из приоритетов социальной политики города.

Кроме того, в 20 домах ребенка городского подчинения воспитывается 450 детей-инвалидов. В 7 детских домах-интернатах системы социальной защиты населения города проживает 1806 "тяжелых" детей-инвалидов, которые получают весь комплекс мероприятий по воспитанию, медицинской и социальной реабилитации, обучаются навыкам обслуживания и самостоятельной жизнедеятельности.

Абзац двадцать второй утратил силу

Информация об изменениях:

См. текст абзаца двадцать второго преамбулы

Кроме того, ряд направлений дополнительно реализуется в других профильных городских программах.

Выполнение всех утвержденных программ и планов обеспечивает решение основных практических задач по всем аспектам реабилитационной помощи различным категориям инвалидов-москвичей (независимо от возраста, причины и тяжести инвалидности), способствует профилактике инвалидности, снижению тяжести социальной дезадаптации инвалидов.

По сравнению с 2003 годом снизилось число детей-инвалидов (с 27,4 тыс. чел. до 25,6 тыс. чел.). Несколько снизилось число инвалидов 1 группы, имеющих тяжелые ограничения жизнедеятельности (с 81, 9 тыс. чел. до 71, 7 тыс. чел.).

Вместе с тем, количество инвалидов в городе остается большим. В числе лиц, имеющих инвалидность, 229 тыс. чел. трудоспособного возраста; инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата около 26 тыс., в том числе на креслах-колясках - более 7,3 тыс.; незрячих и слабовидящих - свыше 10 тыс. лиц; глухих - около 5,5 тыс. чел.

В общей численности инвалидов 6,2 процента составляют те, у кого I группа, 76,8 процента - II группа; 17 процентов - III группа. Основными причинами инвалидности у взрослых являются болезни системы крови и злокачественные новообразования, болезни костно-мышечной системы и последствия травм.

В семьях или самостоятельно проживают около 100 тысяч москвичей, нуждающихся в постороннем уходе. Около 16 тыс. инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата используют вспомогательные опоры для передвижения. Около 60 тыс. инвалидов не выходят из дома по разным причинам.

Более 14 тыс. инвалидов, страдающих особенно тяжелыми заболеваниями и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, находятся на полном государственном обеспечении в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Около 1,5 тыс. детей-инвалидов со сложными дефектами, в основном дошкольного возраста (987 чел.) все еще не включены в системный образовательный процесс и получают преимущественно медицинские реабилитационные услуги.

Все эти москвичи нуждаются в специально приспособленных условиях и требуют повседневной помощи в бытовой и общественной жизни.

В этой связи, в среднесрочном периоде необходимо решить следующие задачи:

- реорганизовать деятельность органов исполнительной власти города Москвы и перейти от "заявительного" принципа работы с инвалидами к адресному выявлению их потребностей в реабилитации для устранения или возможно полной компенсации имеющихся ограничений жизнедеятельности;

- обеспечить безусловное предоставление инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности в полном объеме установленных действующим законодательством государственных гарантий по комплексной медико-социальной реабилитации;

- создать межведомственную систему постоянного мониторинга потребностей инвалидов (особенно детей-инвалидов и лиц молодого возраста) и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в реабилитации и адаптации среды жизнедеятельности, объема и качества предоставляемых реабилитационных услуг;

- оптимизировать и переструктурировать сеть реабилитационных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти города Москвы, в целях приближения их к месту жительства и обеспечения "активного" социального патронажа.

Еще одной основной задачей является создание новой, эффективной системы государственной поддержки инвалидов на рынке труда.

По оценочным данным, на предприятиях города трудятся сейчас около 145 тыс. инвалидов. За последние десять лет на квотируемых рабочих местах работало более 45 тысяч москвичей из числа инвалидов и молодежи.

Ежегодно за счет городского бюджета создается дополнительно от 300 до 780 рабочих мест. Вместе с тем, общая потребность в рабочих местах для трудоустройства инвалидов, с учетом видов патологий, по данным экспертных исследований (официальная статистика не собирается), составляет не менее 2,5 тыс. в год, из них около половины - на специализированных участках и цехах.

С советских времен в городе функционируют специализированные предприятия всероссийских общественных объединений инвалидов (ВОИ, ВОС и ВОГ), а также предприятия местной промышленности (ЗАО "Горспецпром") С 2000 года, после отмены налоговых льгот по хозяйственной деятельности, неуклонно сокращается численность работающих на них инвалидов. В настоящее время на них занято около 4 тыс. чел, в том числе 2,9 тыс. инвалидов. Ввиду значительного износа, многие рабочие места (более 80 процентов) требуют коренной модернизации. Уровень заработной платы на указанных предприятиях является крайне низким. В настоящее время не определена продуманная, долгосрочная программа поддержки деятельности этих организаций, на которых не только работают, но и получают услуги по медицине и реабилитации, общаются самые тяжелые категории инвалидов (слепые люди, граждане с психическими и интеллектуальными расстройствами).

Степень вовлечения в активную жизнь инвалидов отстает от их реальных потенциальных возможностей. Отсутствие приемлемого трудоустройства создает как дополнительные социальные проблемы, так и неоправданно сокращает численность экономически активного населения города, дефицит которого становится все более острой проблемой. В условиях нарастающего дефицита рабочей силы в Москве более широкое трудоустройство инвалидов могло бы улучшить ситуацию на городском рынке труда. Тем более, что для многих людей с инвалидностью сам факт занятости является важным доказательством их полноценности для общества.

Негативное влияние на этот процесс оказало вступление в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в части отмены института внесения работодателями в бюджеты субъектов специальных платежей в качестве альтернативного механизма квотирования рабочих мест. С 2004 года более чем в 2 раза сократилось количество работодателей, квотирующих рабочие места для инвалидов (с 15 тыс. до 7 тыс. чел. соответственно). В настоящее время не создана комплексная система государственного стимулирования работодателем, участвующих в программах по трудоустройству инвалидов. В связи с этим, работодатели экономически не заинтересованы организовывать рабочие места с применением гибких форм занятости.

Несмотря на законодательные инициативы субъектов Российской Федерации о восстановлении обязательной платы работодателей в случае отказа инвалидам в трудоустройстве, до настоящего времени решение Государственной Думой не принято. Необходимо в кратчайшие сроки определить на федеральном уровне принципиальные направления и конкретные мероприятия для эффективного решения этой задачи, что позволит инвалидам проявить себя в работе, использовать потенциальные способности, обеспечить материальную независимость.

Поэтому достигнутые положительные результаты все еще не позволяют считать Москву городом, где для всех в полном объеме обеспечены равные возможности для жизни и развития.

По ряду значимых для инвалидов и членов их семей социальных проблем (свободное перемещение по улицам города и беспрепятственный доступ к объектам социальной и транспортной инфраструктуры; возможность рационального трудоустройства по желаемой специальности: удобство получения необходимых технических средств реабилитации; обустройство жилья; равный с другими гражданами доступ к государственным медицинским услугам) уже в краткосрочной перспективе требуется принятие дополнительных мер.

Кроме того, реально складывающаяся ситуация показывает, что многие практические задачи лежат в смежных сферах городского развития - архитектуры, строительства, потребительского рынка, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и др. Имеется еще много несогласованности в работе различных городских служб, обеспечивающих доступ потребителям, в том числе имеющим особые потребности в связи с инвалидностью, к обычным, повседневным услугам.

Еще одним серьезным препятствием для решения проблем инвалидов является "неготовность" российского и московского сообщества воспринимать их равными членами общества, признавать равенство их прав на образование, труд, досуг, занятия физической культурой и спортом, на общественную и политическую деятельность.

Как следствие, вовлеченность инвалидов в образовательные процессы, общественно-полезный труд, общественную жизнь пока остается низкой.

При этом Москва готова к формированию качественно новой политики в отношении инвалидов. Уже принята основная нормативно-правовая база, создается инфраструктура специализированных учреждений, отрабатываются конкретные механизмы создания безбарьерной городской среды (жилья, общественных, административных, торговых и промышленных зданий, средств транспорта, переходов и тротуаров, рекреационных зон и др.). Город сейчас тратит значительные финансовые средства на указанные цели.

Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов. Это в корне должно изменить роль данной категории населения в общественной жизни, предоставив им равные возможности для личностной и гражданской самореализации. Именно поэтому следующий год в столице объявлен Мэром Москвы Годом равных возможностей.

Но это только первый шаг на пути к достижению генеральной цели - превращения Москвы уже к 2020 году в город, где реально обеспечены равные возможности для развития всем ее жителям.

Почему в качестве ориентира для реализации Стратегии выбран этот период?

Руководством страны выдвинут план превращения России к 2020 году в одного из лидеров мирового развития. Это значит что страна и ее столица должны стать не только мощными с точки зрения инновационной экономики, но и комфортным местом проживания для людей с самыми различными личностными и физическими особенностями.

Одновременно разрабатывается Стратегия социально-экономического развития Москвы до 2025 года, стержневой идеей которой является превращение нашего города в место, где комфортно жить всем.

Несмотря на значительные усилия по улучшению жизни в городе, не только в 2009 году, но и в последующие несколько лет, не удастся полностью решить многие проблемы инвалидов и членов их семей. Для этого потребуется напряженная и последовательная работа в долгосрочном периоде.

Целями разработки и реализации Стратегии являются:

- интенсификация в городе Москве экономических и социальных процессов и ресурсов для улучшения качества жизни инвалидов и членов их семей;

- повышение темпов и эффективности работ для обеспечения инвалидам равного с другими гражданами доступа к объектам городской инфраструктуры, услугам и информации;

- формирование толерантного отношения общества к инвалидам и их проблемам.

При этом необходимо достижение баланса между потребностями инвалидов и членов их семей, инфраструктурой учреждений и организаций, оказывающих услуги данным категориям населения, и возможностями городского хозяйства по удовлетворению этих потребностей.

В результате выполнения Стратегии в городе должна быть сформирована и в полном объеме реализована функция управления процессом социальной интеграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности; созданы условия для исключения несогласованности в работе заинтересованных органов исполнительной власти; обеспечено единство и целенаправленность развития всех смежных структур городского управления.

Основными инструментами реализации Стратегии должны стать:

- регулярный анализ и прогнозирование потребностей инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в реабилитационных услугах;

- оптимизация процессов создания в городе доступной инфраструктуры для инвалидов с различными ограничениями жизнедеятельности;

- постоянная актуализация комплекса выполняемых работ, исходя из реальных запросов инвалидов и членов их семей;

- устранение дисбаланса общественных отношений в городе и формирование толерантного отношения к инвалидам и проблемам, связанным с инвалидностью.

В соответствии с предлагаемой Стратегией - Стратегией равных возможностей - должны быть скоординированы и взаимоувязаны между собой все утвержденные (37) и разрабатываемые городские целевые программы (по мероприятиям, срокам, ресурсам и ожидаемым результатам).

При этом реализация Стратегии в долгосрочной перспективе не должна снизить уже достигнутые темпы работы. В 2009 году необходимо сделать мощный рывок, поскольку каждый шаг в этом направлении тестирует общество на человечность, степень цивилизованности, а значит, и приумножает тот социальный позитив, в котором нуждается все городское сообщество.

Принципы "равных возможностей" отвергают устоявшийся в последнее время термин "люди с ограниченными возможностями". Возможности у всех людей равны, но именно сложившиеся в обществе барьеры делают их "ограниченными". Стратегия в соответствии с Конвенцией отвергает эти барьеры, как искусственное явление, придуманное и реализованное людьми, для которых инвалидность - отклонение от "нормы", которую они сами же и придумали.

Стратегическая задача города - освободиться от этого многолетнего заблуждения, не только исходя из всегда актуальных гуманистических соображений, но и отчетливо понимая: без трудового и общественного вклада инвалидов Россия и Москва не станет экономически процветающей страной. Из этой когорты людей должны появиться высокопрофессиональные специалисты по информационным технологиям, инновациям, психологи и педагоги нового поколения, финансовые консультанты и банковские менеджеры, предприниматели.

По определению действующего Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" "инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты". Общество, конечно, должно делать все необходимое для того, чтобы предотвращать возникновение каких-либо отклонений в здоровье у своих граждан. Но этого не удается избегать, поэтому инвалидность не перестает быть общественно нормальным явлением.

Равные возможности - это не просто безбарьерная среда обитания, доступность общественных учреждений, это - "универсальный дизайн", который означает дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна. "Универсальный дизайн" не исключает специальные устройства для конкретных групп инвалидов, где это необходимо.

Равные возможности - это и наличие достаточного числа рабочих мест, приспособленных к особенностям инвалидов.

Очевидно, что равные возможности должны быть не просто благим пожеланием и броским лозунгом, а частью ментальности всех членов общества. Они должны обеспечить свободное, ничем не ограниченное соучастие инвалидов в образовательном процессе (инклюзивность), в трудовой и общественной деятельности. В городе "равных возможностей" инвалид не должен себя ощущать инвалидом.

Уже в 2009 году, москвичами должны быть реализованы опорные принципы отношения к инвалидам, изложенные в Конвенции и Стратегии:

- уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;

- недискриминация;

- полное и эффективное вовлечение и включение в общество;

- уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;

- равенство возможностей;

- доступность;

- равенство мужчин и женщин;

- уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

Москвичам предстоит совместными усилиями внедрить эти принципы в жизнь нашего города, без которых будут бесполезны все усилия по превращению Москвы в место жизни, где у всех действительно равные возможности для самореализации во благо каждого персонально и России в целом.


I. Равный доступ к медицинскому обслуживанию


В целях предотвращения хронизации заболеваний, приводящих к стойкой утрате трудоспособности и формированию тяжелых степеней ограничений жизнедеятельности, в ближайшие три года необходимо обеспечить:

- беспрепятственный доступ инвалидов ко всем видам гарантированной государственной медицинской помощи;

- полный охват детей с врожденными аномалиями и пороками развития диспансеризацией, своевременной высоко-технологичной помощью путем их раннего выявления и коррекции;

- внедрение новых форм и методов восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, применение современных инновационных технологий в целях устранения или возможно более полной компенсации нарушений состояния здоровья, развитие новых форм медицинского обслуживания лежачих и плохо передвигающихся лиц;

- подготовку медицинских кадров, владеющих высокотехнологичными методами реабилитационной помощи разным категориям лиц с ограничениями жизнедеятельности;

- разработку системы управления и информатизации в целях усиления контроля за полнотой и качеством обслуживания лиц, состоящих на диспансерном учете;

- формирование у москвичей здорового образа жизни и проведение профилактических мероприятий.

При этом необходимо создание новых центров высоких технологий, развитие сети учреждений медицинской реабилитации, укрепление их материально-технической базы, повышение качества и эффективности их деятельности. До открытия профильных специализированных центров требуется вводить гибкие формы оказания реабилитационных услуг инвалидам на основе частно-государственного партнерства.

Вместе с тем, основным сдерживающим препятствием для обеспечения инвалидам равного с другими гражданами доступа к медицинским услугам является неприспособленность учреждений здравоохранения. В связи с этим необходимо ускорить темпы этой работы, а в 2009 году определить в каждом округе и/или районе 1 - 2 базовых, опорных медицинских учреждения, готовых к приему пациентов с патологиями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха.


II. Равный доступ к воспитанию и образованию


Достижимыми целевыми индикаторами Стратегии в этом секторе являются:

- создание специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности во всех типах и видах образовательных учреждений города.

- дифференицированный подход при принятии решений о формах воспитания и образования детей-инвалидов на основе оценки состояния здоровья ребенка.

Максимальное удовлетворение социального запроса родителей (законных представителей) на разные формы обучения (с учетом территориальной доступности образовательного учреждения от места проживания).

В условиях инклюзивного обучения ребенок-инвалид чувствует себя равным среди равных, ему легче войти в обычную жизнь, процесс адаптации и самореализации. При такой форме обучения он не чувствует свою ущербность и отгороженность от общества. Кроме того, совместное обучение детей с особенностями развития и детей, не имеющих таких нарушений, способствует формированию толерантного отношения к инвалидам и членам их семей.

Оценки показывают, что вполне реально к 2020 году дать возможность практически всем московским детям-инвалидам, родители которых изъявят желание, посещать дошкольные и школьные образовательные учреждения общего типа.

В качестве временного решения проблемы в 2009 году необходимо обеспечить условия детям (при желании родителей) обучаться в доступных общеобразовательных учреждениях, раскрепив их (4 - 5) в разрезе районов, вблизи места жительства. Неприспособленные учреждения, в которых учатся дети-инвалиды, предполагается оснастить специальными мобильными лестничными подъемниками, световыми и звуковыми информационными устройствами, тактильными дорожками. В штаты общеобразовательных учреждений будут введены должности педагогов нового поколения, - тьютеров, которые будут обеспечивать наставничество и сопровождение этой особой категории обучающихся.

Особое внимание будет уделено детям, которые по состоянию здоровья получают образование на дому, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. К 2012 году необходимо создать максимально благоприятные условия для включения этой категории детей не только в учебный процесс, но и в общую жизнь школы, района, города.

Не позднее 2010 года этим детям должен быть обеспечен бесплатный выход в сеть Интернет с ежемесячной компенсацией затрат родителям (законным представителям) за оплату трафика.

Детям с тяжелыми (множественными) нарушениями здоровья, находящимся в учреждениях интернатного типа, должны быть созданы условия для комфортного жизнеобеспечения и гарантированного обучения, соответствующего их психофизическому развитию и потенциальным возможностям.


III. Равные возможности на рынке труда


Для создания равных возможностей инвалидам на рынке труда необходимо:

- устранить диспропорции между количеством и структурой создаваемых работодателями рабочих мест для инвалидов и спросом на них самих инвалидов с тяжелыми ограничениями, которым трудно найти работу и адаптироваться в обычной среде;

- создавать специальные рабочие места для инвалидов-колясочников, лиц с полной и частичной потерей зрения на крупных отраслевых предприятиях и специализированных предприятиях, применяющих труд инвалидов;

- обеспечить инвалидам беспрепятственный доступ к рабочим местам и инфраструктуре предприятий.

До 2012 года необходимо создать условия для занятости всех желающих инвалидов, исходя из состояния их здоровья, профессиональных навыков и уровня социальных притязаний.

Для достижения этой цели в 2009 году необходимо сосредоточиться на следующих основных направлениях:

- создать на крупных промышленных предприятиях специальные цеха (участки) для гарантированного трудоустройства инвалидов по востребованным на рынке труда специальностям с развитием инфраструктуры по месту работы услуг по реабилитации, организации досуга и др.;

- сохранить существующие рабочие места на предприятиях, находящихся в ведении общественных организаций инвалидов, предприятиях ЗАО "Горспецпром" и в других специализированных организациях, применяющих труд инвалидов;

- стимулировать самозанятость инвалидов и создание ими предприятий малого бизнеса;

- реформировать действующую систему государственной поддержки инвалидов на рынке труда, основанной на принципе "бюджетные деньги идут работодателю вслед за инвалидом" (на дотирование заработной платы, специальных приспособлений рабочего места, компенсацию затрат на медико-социальные услуги и реабилитацию).


IV. Доступ к реабилитационным услугам. Непрерывная реабилитация


Материальная поддержка инвалидов государством не может сводиться лишь к пенсиям и социальным выплатам. С расширением возможностей для социальной интеграции происходит процесс снижения степени зависимости инвалидов от дотационных денежных выплат.

Для обеспечения равного доступа инвалидов к реабилитации должен быть реализован принцип, когда все необходимые мероприятия и расходы, связанные с инвалидностью, должны предоставляться гражданину в соответствии с установленными государством стандартами и программами реабилитации, разработанными на основе профессиональной оценки состояния здоровья человека и его реабилитационных возможностей.

В связи с этим, уже сейчас должны быть выделены категории инвалидов, которые по объективным обстоятельствам вынуждены нести значительную финансовую нагрузку в связи с инвалидностью, и введены дополнительные меры их материальной поддержки для компенсации затрат по наиболее значимым направлениям.

Одновременно необходимо добиться полной обеспеченности всех нуждающихся инвалидов государственными реабилитационными услугами.

Уже к 2010 году должно стать нормой:

- доступное получение инвалидами положенных по законодательству технических средств реабилитации и других реабилитационных услуг;

- обеспечение в установленном порядке санаторно-курортным лечением ветеранов и инвалидов, а также создание условий для отдыха и оздоровления тяжелых инвалидов, имеющих противопоказания к санаторно-курортному лечению, совместно с членами их семей;

- использование потенциала негосударственных организаций в целях расширения возможностей для реабилитации тяжелых инвалидов.

Не позднее 2012 года необходимо:

- окончательно сформировать полноценную городскую службу оказания реабилитационной помощи инвалидам;

- организовать систему психологической и социальной помощи и поддержки членов семей инвалидов вследствие тяжелых соматических и психических заболеваний, травм, детей и взрослых с врожденными дефектами и аномалиями, которые не могут осуществлять полноценную трудовую и общественную деятельность.

По данным международных исследований, трудопотери, связанные с появлением в семье инвалида и необходимостью постоянного постороннего ухода и наблюдения со стороны родственников, в совокупном выражении могут составлять от 0,5 до 1 процента ВВП (при численности инвалидов не менее 10 процентов от общей численности населения). Каждый доллар, вложенный в реабилитацию инвалидов и создание вспомогательных служб помощи членам их семей, дает 10-кратный экономический эффект. Действующие в городе государственные реабилитационные структуры разной ведомственной подчиненности ориентированы в основном на работу с теми москвичами, которые могут прийти сами.

Необходимо перестроить деятельность разных реабилитационных учреждений на активную помощь тяжелым инвалидам, уйти от "уравниловки", разработать дифференцированные реабилитационные программы для разных категорий инвалидов (в зависимости от возраста, состояния здоровья, степени ограничений жизнедеятельности, уровня притязаний и т.д.), направленные на комплексное устранение или компенсацию утраченных функций. Реабилитационная помощь должна стать кондуктивной не только для инвалидов, но и для членов их семей. Ряд проектов в этом направлении уже реализуется, однако необходимо расширить эту работу, особенно для родителей детей с онкологическими заболеваниями, ДЦП, спинальников, инвалидов с психическими и интеллектуальными нарушениями.

В учреждениях и организациях, имеющих отношение к реабилитации инвалидов и других нуждающихся в этом категориях населения, требуется внедрить самые современные технологии и методики, оснастить оборудованием, в т.ч. для занятий физкультурой и спортом, для интеллектуального развития и др.

Важнейшим элементом должно стать выстраивание системы психологического и реабилитационного сопровождения как самих инвалидов, так и их ближнего круга (родителей, братьев и сестер, супругов, других родственников). Для этого должны быть внедрены новые подходы к работе с семьями в целях их адаптации, избежания стрессов и минимизации жизненных рисков. Нужно не просто помочь инвалиду через тех, кто помогает ему каждый день, но и помочь тому, кто помогает инвалиду.

Необходимо добиться, чтобы процесс реабилитации имел непрерывный характер, независимо от заболевания, перехода в другую возрастную категорию, перемены места жительства. Для этого на базе действующих учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты населения, занятости, культуры, физической культуры и спорта должна быть создана городская многопрофильная служба реабилитации инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, работающая на единых принципах - раннего и адекватного вмешательства, преемственности и непрерывности.


V. Безбарьерная среда обитания и универсальный дизайн


Чтобы инвалиды имели возможность всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, необходимо предпринять исчерпывающие меры по обеспечению их доступа к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Для этого необходимо:

- совершенствовать стандарты и руководящие ориентиры, регламентирующие доступность объектов и услуг для населения, вводить их в действие и следить за их соблюдением;

- добиться, чтобы организации всех форм собственности (включая негосударственные), предлагающие услуги населению в разных сферах, учитывали все аспекты доступности их для разных категорий инвалидов;

- организовывать для всех вовлеченных сторон методическую поддержку и инструктаж по проблемам доступности среды для инвалидов;

- размещать в зданиях и других объектах, открытых для населения, информацию в легко читаемой и понятной форме, в том числе выполненной азбукой Брайля;

- предоставлять специализированные услуги помощников и посредников, в том числе проводников и профессиональных сурдопереводчиков, для облегчения доступа к предоставляемым услугам;

- поощрять доступ инвалидов к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет;

- поощрять проектирование, разработку, производство и распространение изначально доступных для всех пользователей продуктов, в том числе в строительстве, информационно-коммуникационных технологий и систем.

В развитие этих принципов, необходимо добиться того, чтобы все новые и реконструируемые объекты, расположенные на территории города Москвы, изначально проектировались и строились по принципам "универсального дизайна" - доступными для разных категорий пользователей. Прежде всего, эта норма должна неукоснительно соблюдаться при строительстве зданий и сооружений, построенных по городскому заказу.

В случае отсутствия возможности приспособления объекта (из-за финансовых возможностей, конструктивных и технических характеристик), необходимо обеспечивать условия для временного доступа в него инвалидов с помощью мобильных вспомогательных технических устройств, реализации в сфере потребительского рынка и услуг специальных сервисных программ для инвалидов и других маломобильных лиц.

Абзацы пятый-шестой утратили силу

Информация об изменениях:

См. текст абзацев пятого-шестого раздела V

В сложившейся застройке в 2010 - 2012 годах должны быть оборудованы определенные с участием инвалидов социально значимые и наиболее посещаемые инвалидами объекты социальной сферы (здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физкультуры и спорта, культуры, медико-социальной экспертизы), потребительского рынка и услуг, пешеходные переходы (наземные и подземные), остановки общественного наземного пассажирского транспорта; жилые дома, в которых проживают инвалиды-колясочники, лица с тяжелыми ограничениями в передвижении (их квартиры, входы в подъезды и подъезды), и прилегающие к ним территории; помещения, занимаемые общественными организациями инвалидов.

На следующем этапе по итогам инвентаризации и проведенной работы собственниками объектов, балансодержателями, осуществляется плановое переоборудование неприспособленных городских объектов. Данные об объектах старой застройки, которые невозможно приспособить для инвалидов (по заключению специализированной организации), заносятся в специализированную общегородскую базу данных и доводятся до сведения инвалидов и их общественных организаций.

Для осуществления предложенной Стратегии предлагается сохранить отработанную в 2007 - 2008 годах практику:

1) формирование префектурами административных округов по предложениям органов социальной защиты населения, подготовленным совместное общественными организациями инвалидов, адресных списков объектов, подлежащих адаптации в первоочередном порядке, и последующим представление их в заинтересованные отраслевые органы исполнительной власти;

2) определение состава и объемов работ по каждому объекту городского подчинения, назначение кураторов, ответственных за их организацию и выполнение в установленные сроки;

3) установление многоуровневой системы контроля за выполнением работ;

4) периодичный (квартальный, полугодовой и годовой) анализ реализации работ и их корректировка.

В случае принятия предложенной технологии работы, возможны следующие реальные сроки обустройства для инвалидов объектов сложившейся застройки, находящихся в ведении города (при наличии технических возможностей для переоборудования): учреждения здравоохранения - к 2016 году; образования - к 2016 году; социальной защиты населения - в 2010 году; культуры - к 2011 году; учреждения физической культуры и спорта - к 2011 году; учреждения службы занятости - к 2012 году; семейной и молодежной политики - к 2012 году; наземные пешеходные переходы - к 2011 году, подземные тоннели и мосты - к 2014 году; средства наземного пассажирского транспорта - к 2015 году; остановочные пункты - к 2012 году; жилые дома и прилегающие к ним территории - к 2020 году.

Организации потребительского рынка смогут завершить эту работу в 2012 году.

Таким образом, к 2020 году Москва вплотную приблизится к решению проблемы доступности городской среды обитания для инвалидов.


VI. Общественная и социальная активность инвалидов. Равный доступ к услугам в сфере потребления, культуры, спорта


Инвалиды должны иметь право участвовать наравне с другими жителями Москвы в общественной и социальной жизни столицы. Для этого требуется предпринять все надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа к произведениям культуры, к телевизионным программам, фильмам, театральным постановкам и другим культурным мероприятиям, а также к местам культурных мероприятий или услуг, в театры, музеи, кинотеатры, библиотеки, к памятникам и объектам, имеющим национальную культурную значимость.

Для того, чтобы наделить инвалидов возможностью участвовать наравне с другими в проведении досуга и отдыха и в спортивных мероприятиях, необходимо:

- поощрять и пропагандировать участие инвалидов в общегородских мероприятиях разного уровня;

- организовывать спортивные и досуговые мероприятия для инвалидов с участием в них широких слоев населения;

- обеспечивать доступ инвалидам, включая детей-инвалидов, к спортивным, рекреационным и туристическим объектам.

Особое внимание необходимо уделить организации досуговой работы для инвалидов с тяжелыми нарушениями состояния здоровья:

- организовать их отдых с элементами реабилитации совместно с родственниками в ближнем Подмосковье и прилегающих областях;

- организовать оздоровление "тяжелых" детей-инвалидов в зарубежных здравницах и загородных отделениях клиник федеральных головных медицинских центров;

- расширить возможности инвалидам и членам их семей для экскурсионного обслуживания, организации досуга и т.д.


VII. Социальное партнерство в создании равных возможностей


Обеспечение равных возможностей невозможно без создания атмосферы социальной сплоченности. Решение этой задачи невозможно без участия всех государственных и общественных институтов, без вовлечения в этот процесс максимально возможного круга москвичей.

У каждого юридического и физического лица должно, начиная с 2009 года, найтись свое дело в этом процессе, которое кроме общественной пользы будет приносить массу положительных эмоций, и являться неотъемлемой частью понятия "комфортной жизни".

Конечно, государственные органы должны брать на себя инициативную роль в постановке конкретных вопросов и конструировании социальных технологий, организовывать общественную экспертизу проектов властных решений, и, в конечном счете, нести всю полноту ответственности за формирование городской среды на основе равных возможностей.

По инициативе Правительства Москвы уже в ближайшее время:

- будет подготовлен пакет проектов нормативных правовых актов, направленных на совершенствование системы социальной интеграции инвалидов;

- все городские целевые программы будут скоординированы, исходя из требований реализации Стратегии;

- будет предложено ввести институт представительства интересов инвалидов в трудовых коллективах и государственных органах с широкими распорядительными функциями.

В трудовых коллективах (независимо от формы собственности) необходимо разработать программы поддержки работающих там инвалидов.

В реализации Стратегии ключевая роль принадлежит общественным и политическим организациям, действующим на территории Москвы, которые не просто должны стать партнерами государственным органам, но и взять на себя инициативу по продвижению в реальную жизнь основных идей Стратегии. Важно также, чтобы этой важнейшей работой занимались не только некоммерческие общественные организации, но и все другие общественные институты.

Немаловажная роль в предстоящей работе принадлежит бизнесу. Именно предприниматели, как никто другие, должны понять важность приобщения инвалидов к посильной для них занятости. При должном уровне квалификации эти люди своим трудом сторицей окупают затраты и на обучение, и на приспособление рабочих мест под их потребности. Тем более, что в Москве, как и во всей стране, нарастает дефицит трудовых ресурсов, который невозможно (да и не нужно) компенсировать притоком мигрантов.

Со своей стороны в ближайшие 2 - 3 года должна увеличиться численность инвалидов, занятых в городских структурах.

Привлечение средств массовой информации к освещению деятельности органов исполнительной власти в решении вопросов комплексной реабилитации инвалидов, а также в формировании толерантного отношения к инвалидам трудно переоценить. Очевидно, что без должного участия СМИ город равных возможностей также останется лишь благим пожеланием. Жители Москвы должны получать в полной мере информацию о деятельности Правительства Москвы в этой сфере. Необходимо предпринять все зависящее, чтобы донести до горожан ценности равных возможностей через проведение массовых мероприятий, средства наглядной агитации, раздачу материалов на улицах, рассылку по почте, всеми другими доступными способами. Для этой цели в рамках Года равных возможностей будет проведен блок мероприятий, которые должны быть пролонгированы на следующий долгосрочный период.

Недостаточное информирование общества и стереотипное отношение к инвалидам лишают детей-инвалидов возможности совместного обучения или просто общения со сверстниками, ограничивая тем самым круг общения детей с инвалидностью и развивая в них комплексы.

В общеобразовательных школах должны быть введены занятия по пониманию инвалидности, построенные таким образом, чтобы дети могли прочувствовать каждую ситуацию на своем личном опыте и поделиться своими эмоциями и чувствами с другими ребятами. Требуется также подключить к этой работе молодых инвалидов для того, чтобы дети имели возможность формировать свое отношение к инвалидам, общаясь с ними напрямую.

В ходе этой работы у школьников будет сформировано адекватное отношение к людям с инвалидностью, понимание, что инвалиды такие же люди, как и все остальные: они делают те же вещи, что и все люди, только иногда другими способами.

Требуется разработать и осуществить комплекс дополнительных специальных мероприятий не для инвалидов, а для обычных москвичей, направленных на формирование толерантного отношения общества к инвалидам, как к равноправным членам городского сообщества, правильного понимания их проблем.


Информация об изменениях:

Постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 г. N 772-ПП в раздел VIII настоящего приложения внесены изменения

См. текст раздела в предыдущей редакции

VIII. Организация работы над реализацией Стратегии


В целях достижения поставленных целей предполагается реализовать Стратегию в три этапа:

I этап - 2009 год - Год равных возможностей. Предполагается сконцентрировать основные усилия на:

- проработке основных направлений Стратегии и формировании мероприятий комплексной городской целевой программы на 2010 - 2012 годы;

- разработке среднесрочных (промежуточных) стандартов, нормативов и порядков их реализации по наиболее актуальным проблемам инвалидов (обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами; развитие инклюзивного и коррекционного образования детей-инвалидов; создание условий для рационального трудоустройства инвалидов на московском рынке труда; формирование в городе комфортной среды жизнедеятельности);

дефис утратил силу

Информация об изменениях:

См. текст дефиса раздела VIII

II этап - 2010 - 2015 годы (переходные период). Предполагается:

- внедрение разработанных в 2009 году среднесрочных стандартов, нормативов и порядков их реализации;

- предварительная оценка внедрений, а также выполняемых в рамках городских целевых программ мероприятий и, при необходимости, их корректировка;

- реализация предусмотренных распорядительными документами Правительства Москвы мероприятий, оценка хода их выполнения, эффективности и результативности.

III этап - 2015 - 2020 годы (завершающий период):

- пересмотр действующих и разработка на их основе оптимальных городских стандартов, нормативов и порядков их реализации по всем аспектам социальной интеграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности;

- анализ, обобщение и оценка выполненных мероприятий, разработка предложений по последующему совершенствованию системы социальной интеграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве.

Реализация Стратегии возможна при условии достижения целевых индикаторов и показателей для каждого этапа их решения.

Абзац утратил силу

Информация об изменениях:

См. текст абзаца раздела VIII

В последующие периоды целевые показатели будут определяться, исходя из целей и принципов данной Стратегии в городских программах, касающихся всех аспектов жизни инвалидов и членов их семей, в соответствии с утвержденными распорядительными документами Правительства Москвы.

Для достижения поставленных целей Стратегии сформированы и рассмотрены три сценария возможного хода ее реализации (пессимистический, оптимистический, реалистический).

В качестве критериев оценки сценариев приняты основные качественные и количественные показатели, характеризующие:

- охват инвалидов реабилитационными услугами,

- развитие сети городских учреждений, предоставляющих эти услуги,

- удельный вес полностью отвечающих требованиям действующих строительных норм и правил о доступности для инвалидов с различными ограничениями жизнедеятельности объектов городской инфраструктуры.

Пессимистический вариант предусматривает сохранение на существующем уровне или ухудшение показателей качества реабилитационной помощи инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности.

Такой сценарий может возникнуть вследствие следующих внешних негативных факторов:

- сохранения прежних порядков предоставления реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг инвалидам в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации федеральным перечнем, и объемов финансирования этих расходов из федерального бюджета на уровне последних двух лет или их снижение;

- снижения уровня государственной поддержки инвалидов и членов их семей и дальнейшего усложнения порядков предоставления государственных гарантий инвалидам; снижения объема бесплатных государственных реабилитационных услуг для инвалидов;

- резкого ухудшения демографической ситуации в городе. Вступление в силу указанных факторов приведет к резкому ухудшению качества жизни инвалидов из-за отсутствия возможностей компенсировать имеющиеся ограничения жизнедеятельности вследствие нарушений состояния здоровья.

При этом варианте можно прогнозировать значительное увеличение численности инвалидов во всех возрастных группах, а также возрастание доли лиц I и II групп инвалидности, имеющих тяжелые ограничения, а также детей-инвалидов.

Возможными вариантами для рассмотрения являются следующие сценарии - оптимистический и реалистический, при которых качественные показатели улучшаются.

Оптимистический вариант предусматривает достижение к 2009 году:

- 100% охвата инвалидов необходимыми в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида реабилитационными услугами (по восстановительному и санаторно-курортному лечению; обеспечению техническими средствами реабилитации; воспитанию и образованию детей-инвалидов и др.);

- полного приспособления действующих на территории города всех объектов социальной инфраструктуры (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности) для инвалидов с физическими недостатками.

Для реализации оптимистического варианта необходимо выделение финансовых ресурсов из бюджетов всех уровней в 2009 году в объеме не менее 150 млрд. рублей. Эти данные являются расчетными из-за отсутствия по ряду объектов достоверных сведений об их доступности, о требуемых составах и объемах работ и необходимых для этого финансовых средствах.

Реалистический вариант сформирован при условии полной мобилизации ресурсов бюджетного финансирования по всем видам расходов отраслевых и территориальных органов исполнительной власти, а также привлечения внебюджетных источников, с учетом увеличения уровня бюджетного финансирования на:

- обеспечение в полном объеме заявленной потребности инвалидов в технических средствах и реабилитационных услугах; расширение их спектра; реализацию программ и пилотных проектов, направленных на социальный патронаж, психологическую и социальную помощь и поддержку членам семей инвалидов вследствие тяжелых соматических и психических заболеваний, травм, детей и взрослых с врожденными дефектами и аномалиями;

- проведение дополнительных работ по приспособлению наиболее значимых объектов городской среды: объектов культуры и социальной сферы, улично-пешеходной сети, жилых домов, в которых проживают инвалиды, и прилегающих к ним территорий, остановок общественного наземного пассажирского транспорта и другие мероприятия;

- разработку и реализацию специальных проектов, направленных на формирование толерантного отношения общества к инвалидам.

Результат интегрированного воздействия вышеперечисленных факторов позволит сконцентрировать усилия на достижении главных целевых задачах - максимально возможного (с учетом конструктивных и технических особенностей) приспособления города для нужд инвалидов и маломобильных граждан, реабилитации инвалидов и их трудоустройства.

Абзац утратил силу

Информация об изменениях:

См. текст абзаца раздела VIII

Общий объем финансирования реалистического варианта в 2009 году составит более 21,5 млрд. руб., в т.ч. из городского бюджета - 17,4 млрд. руб.

В последующие периоды целевое планирование мероприятий и прогнозных объемов финансирования на их реализацию предполагается осуществлять на среднесрочные периоды (на срок до 3-х лет) на основе оценки полученных результатов и анализа современного состояния проблемы путем разработки и принятия в установленном Правительством Москвы порядке городских целевых программ.

Сравнительный анализ предложенных вариантов показал, что оптимистический вариант обеспечивает наиболее высокий уровень качества жизни москвичам в планируемом периоде, но требует и максимальных затрат на реализацию. Однако он практически не реализуем из-за объективных бюджетных ограничений, а также объективной невозможности реализовать в полном объеме в этот период всего комплекса требуемых работ по адаптации городской среды для инвалидов (организовать обследование каждого объекта сложившейся застройки городского подчинения специализированной организацией для принятия решения о возможности его переоборудования для доступа инвалидов; определить состав и объемы работ; разработать проектно-сметную документацию; провести разрешительные и согласовательные процедуры; организовать процедуры конкурсного размещения государственного заказа на соответствующие работы; организовать их осуществление).

Реалистический вариант, позволяющий достичь значительного повышения качества жизни инвалидов при оптимальных затратах, рекомендуется для принятия.

Общий контроль за реализацией Стратегии осуществляет Правительство Москвы.

Реализация Стратегии осуществляется на основе городских программ, выполняемых государственными заказчиками в соответствии с имеющимися полномочиями в установленном порядке путем заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для государственных нужд между государственными заказчиками с исполнителями, отобранными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Организация мониторинга за ходом выполнения Стратегии возлагается на Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы.

Для обеспечения мониторинга хода реализации Стратегии руководители городских программ, уполномоченные за реализацию направлений Стратегии, ежегодно представляют в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы:

- до 1 февраля отчеты о выполнении мероприятий программ с указанием результатов их выполнения, причин срыва сроков намеченных мероприятий и несоответствия результатов целевым показателям и финансовым затратам;

- до 15 октября - отчет за 9 месяцев текущего года и об ожидаемом выполнении за год.

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы представляет в Департамент экономической политики и развития города Москвы и Департамент финансов города Москвы сводные отчеты в срок до 1 марта и 15 ноября соответственно.

Для обеспечения мониторинга хода реализации Стратегии Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы на основе отчетов руководителей городских программ, в которых реализуются направления Стратегии, ежегодно формирует и представляет Мэру Москвы до 1 мая сводный отчет о ходе ее реализации.

Ход и результаты выполнения Стратегии могут рассматриваться на заседаниях Координационного совета по делам инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Мэре Москвы и заседаниях Правительства Москвы с заслушиванием отчетов руководителей городских программ, в которых реализуются направления Стратегии.

Год за годом, совместными усилиями москвичей можно превратить Москву в место, где будет комфортно жить всем людям, независимо от их индивидуальных особенностей. Только соединив административный и финансовый ресурс города с высокими человеческими качествами жителей столицы, можно решить социально значимую задачу - существенно повысить качество и уровень жизни москвичей, имеющих ограничения жизнедеятельности вследствие нарушения состояния здоровья.


Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 17 февраля 2009 г. N 115-ПП


Внесение изменений в приложение к постановлению Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 319-ПП


Пункт 34 постановления, утвердивший настоящее приложение, признан утратившим силу

Информация об изменениях:

См. текст приложения


Приложение 3
к постановлению Правительства Москвы
от 17 февраля 2009 г. N 115-ПП


Сферы ведения органов исполнительной власти города Москвы в вопросах формирования комфортной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных категорий граждан в городе Москве


Органы исполнительной власти города Москвы

Компетенция

Объекты городской инфраструктуры

Направления деятельности и состав работ

Этапы работ

1

2

3

4

I. Дорожно-уличная сеть

Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы




ГУП города Москвы по техническому обеспечению дорожного хозяйства и благоустройства "Доринвест"

- тротуары и наземные переходы на улицах городского подчинения

- понижение бордюрного камня, установка съездов (в т.ч. модульных конструкций);

- формирование госзаказа на проектирование;

- установка направляющих поручней и ограждений;

- разработка технологического задания;

- проектирование;

- окраска по принципу "зебра" или в контрастные цвета опор светофоров, направляющих поручней, ограждений;

- изготовление и приобретение;

- организация и проведение работ по установке;

- установка тактильных покрытий

- текущая эксплуатация и ремонт;

- мониторинг состояния

ГУП города Москвы по эксплуатации и ремонту инженерных ооружений# "Гормост"

- пешеходные инженерные сооружения (переходы подземные, мосты, тоннельные путепроводы)

- установка подъемников или строительство пандусов;

- формирование госзаказа на проектирование;

- установка поручней с горизонтальным завершением на лестничных сходах;

- разработка технологического задания;

- установка рифленых и визуальных указателей;

- проектирование;

- изготовление и приобретение;

- окраска крайних ступеней лестничных сходов в контрастные цвета;

- организация и проведение работ по установке;

- накрытие лестничных сходов и пандусов подземных пешеходных переходов (павильоны);

- текущая эксплуатация и ремонт;

- установка тактильных покрытий

- мониторинг состояния

ГУП "Кольцевые магистрали"

- пешеходные переходы надземные

- установка подъемников для инвалидов;

- формирование госзаказа на проектирование;

- установка поручней с горизонтальным завершением на лестничных сходах;

- разработка технологического задания;

- установка рифленых и визуальных указателей;

- проектирование:

- изготовление и приобретение;

- окраска крайних ступеней лестничных сходов в контрастные цвета;

- организация и проведение работ по установке;

- установка тактильных покрытий

- текущая эксплуатация и ремонт;

- мониторинг состояния

Префектуры административных округов города Москвы

- тротуары и наземные переходы на улицах городского подчинения (регулируемые, не регулируемые)

- понижение бордюрного камня, установка съездов (в т.ч. модульных конструкций);

- разработка технологического задания;

Управы районов города Москвы

- проектирование;

- формирование госзаказа и его реализация;

- установка направляющих поручней и ограждений;

- организация и проведение работ по установке;

- окраска по принципу "зебра" или в контрастные цвета опор светофоров, бордюров, направляющих поручней, ограждений;

- текущая эксплуатация и ремонт;

- организация посадочных площадок у остановочных павильонов;

- мониторинг состояния

- установка тактильных покрытий


Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы

- объекты городской инфраструктуры

- согласование проекта

- этап работы

Комитет города Москвы по государственной экспертизе проектов и ценообразования


- экспертиза проектов

- выдача заключений

Департамент социальной защиты населения города Москвы

- объекты городской инфраструктуры

- обследование объектов нового строительства и реконструкции на предмет доступности для инвалидов

- акт обследования объекта нового строительства и реконструкции

Комитет государственного строительного надзора города Москвы

- объекты городской инфраструктуры

- выдача разрешения на строительство;

- разрешение на строительство (при наличии в проекте раздела "Мероприятия по обеспечению доступности для инвалидов объектов социального и иного назначения";

- проведение проверок на этапах строительства;

- выдача заключения о соответствии (ЗОС) объекта;

- выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

- заключение о соответствии (ЗОС) объекта требованиям технических регламентов и проектной документации;

- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию

Департамент транспорта и связи города Москвы

- наземный городской пассажирский транспорт

- замена подвижного состава на низкопольный, оборудованный аппарелью;

- разработка технологического задания;

- проектирование;

- определение социально-ориентированных маршрутов наземного городского пассажирского транспорт#

- формирование госзаказа и его реализация;

- организация и проведение работ по установке;

- текущая эксплуатация и ремонт;

- мониторинг состояния

ГУ - Центр организации дорожного движения Правительства Москвы

- светофорные объекты

- установка и реконструкция светофорных объектов с аудио- и визуальным выводом информации для лиц с проблемами слуха и зрения

- разработка технологического задания на проектирование;

- организация и проведение работ;

- текущая эксплуатация и ремонт;

- мониторинг состояния

ГУП города Москвы "Мосгортранс"

- остановочные пункты общественного пассажирского транспорта

- установка остановочных павильонов, приспособленных для использования инвалидов с нарушениями в общении, передвижении и ориентации

- разработка технологического задания;

- приобретение;

- организация и проведение работ;

- текущая эксплуатация и ремонт;

- мониторинг состояния

Управление ГИБДД ГУВД по г. Москве

- переходы;

- согласование разметки

- мониторинг состояния

- дорожные знаки;

переходов;


- светофоры;

- согласование установки дорожных знаков;




- подготовка технических заданий по обустройству светофорных объектов с аудио и визуальным выводом информации для лиц с проблемами слуха и зрения


Объединение административно-технических инспекций города Москвы


- контроль за качеством выполняемых работ и соответствием за установленными нормативами дорожно-уличной сети

- мониторинг состояния;

- применение административных мер

II. Дворовые территории

Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы










Префектуры административных округов города Москвы




Управы районов города Москвы

- дворовые проезды;

- понижение бордюрного камня, установка съездов, пандусов;

- формирование госзаказа на проектирование;

- дворовые площадки;

- дворовые территории общественных зданий

- установка направляющих поручней и ограждений;

- разработка технологического задания;

- окраска в контрастные цвета бордюров, ограждений;

- проектирование;

- изготовление и приобретение;

- установка рифленых и визуальных указателей;

- организация и проведение работ по установке;

- окраска крайних ступеней лестничных сходов в контрастные цвета;

- текущая эксплуатация и ремонт;

- организация мест парковки транспорта, принадлежащего инвалидам

- мониторинг состояния

Объединение административно-технических инспекций города Москвы

- дворовые проезды;

- контроль за качеством выполняемых работ и соответствием установленных нормативов

- мониторинг состояния;

- дворовые площадки;

- применение административных мер

- дворовые территории общественных зданий

III. Рекреационные зоны городского подчинения

Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы

- сады;

- понижение бордюрного камня, установка съездов;


- парки

- обустройство площадок отдыха;


- организация маршрутов доступных для инвалидов с визуальными и тактильными указателями;


- установка пандусов и лестниц с ограждающими поручнями;


- окраска по принципу "зебра" или в контрастные цвета опор светофоров, направляющих поручней, ограждений;


- установка тактильных покрытий


Префектуры административных округов города Москвы

- скверы;

- понижение бордюрного камня, установка съездов;


- бульвары

Управы районов города Москвы


- обустройство площадок отдыха;


- организация маршрутов, доступных для инвалидов,

с визуальными и тактильными указателями;


- установка пандусов и лестниц с ограждающими поручнями;


- окраска по принципу "зебра" или в контрастные цвета направляющих поручней, ограждений;


- окраска крайних ступеней лестничных сходов в контрастные цвета;


- установка тактильных покрытий


IV. Жилищный фонд

Департамент городского заказа капитального строительства города Москвы

- дома, включенные в Городскую целевую программу по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008 - 2014 годы

- обеспечение доступности для инвалидов входных групп и подъездов многоквартирных домов в объеме разработанных проектов

- разработка технологического задания

- формирование госзаказа и его реализация

Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы

- жилищный фонд

- контроль за организацией корректировки действующих типовых и повторно применяемых проектов серий жилых домов

- согласование технических заданий

Государственная жилищная инспекция города Москвы


- контроль состояния

- мониторинг состояния


жилищного фонда

- применение административных мер

Департамент капитального ремонта жилищного фонда города Москвы

- жилищный фонд

- в домах, включенных в Городскую целевую программу по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008 - 2014 годы:

- разработка технологического задания

- формирование госзаказа и его реализация

- обеспечение доступности для инвалидов входных групп и подъездов многоквартирных домов в объеме разработанных проектов

Департамент социальной защиты населения города Москвы

- жилищный фонд

- обследование объектов нового строительства и реконструкции на предмет доступности для инвалидов

- акт обследования объекта нового строительства и реконструкции

Комитет государственного строительного надзора города Москвы

- жилищный фонд

- обследование этапов строительства и выдача заключений и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию

- заключение о соответствии объекта требованиям технических регламентов и проектной документации (ЗОС)

Префектуры административных округов города Москвы

- жилищный фонд

- контроль состояния, содержание и эксплуатация жилищного фонда городского подчинения;

- разработка технологического задания

- формирование госзаказа и его реализация

- капитальный и текущий ремонт;

- мониторинг специализированного жилищного фонда

- обеспечение доступности входных групп жилых домов

V. Общественные здания и сооружения городского подчинения

Органы исполнительной власти города Москвы

- общественные здания и сооружения

- обеспечение доступности общественных зданий городского подчинения при:

- разработка технологического задания

- строительстве;

- формирование госзаказа и его реализация

- реконструкции;

- капитальном ремонте

- мониторинг

Учредители государственных организаций городского подчинения (в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты населения культуры, занятости, физкультуры и спорта и др.)

- общественные здания и сооружения и прилегающие территории

- обеспечение доступности

- разработка технологического задания;

- общественных зданий городского подчинения при:

- формирование госзаказа и его реализация;

- строительстве;

- реконструкции;

- мониторинг

- капитальном ремонте

Департамент социальной защиты населения города Москвы

- общественные здания и сооружения и прилегающие территории

- обследование объектов нового строительства и реконструкции на предмет доступности для инвалидов

- акт обследования объекта нового строительства и реконструкции

Комитет государственного строительного надзора города Москвы

- общественные здания и сооружения и прилегающие территории

- выдача разрешения на строительство;

- разрешение на строительство (при наличии в проекте раздела "Мероприятия по обеспечению доступности для инвалидов объектов социального и иного назначения");

- проведение проверок на этапах строительства;

- выдача заключения о соответствии (ЗОС) объекта;

- заключение о соответствии (ЗОС) объекта требованиям технических регламентов и проектной документации;

- выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию

VI. Средства общественного пассажирского транспорта и его инфраструктуры

Департамент транспорта

и связи города Москвы

- наземный городской пассажирский транспорта;

- замена подвижного состава на низкопольный, оборудованный аппарелью;

- разработка технологического задания;

- формирование госзаказа и его реализация;

- специальные системы транспортного обслуживания

- определение социально-ориентированных маршрутов наземного городского пассажирского транспорт;

- мониторинг

- формирование специальных систем транспортного обслуживания

ГУП "Мосгортранс"

пассажирский транспорт;

- замена подвижного состава на низкопольный, оборудованный аппарелью;

- разработка технологического задания;

- специальные системы транспортного обслуживания

- формирование госзаказа и его реализация;

- формирование специальных систем транспортного обслуживания

- мониторинг

ГУП "Московский

метрополитен"

- метро

- установка подъемников или строительство пандусов;

- разработка технологического задания;

- установка поручней с горизонтальным завершением на лестничных сходах;

- установка рифленых и визуальных указателей;

- реализация;

- окраска крайних ступеней лестничных сходов в контрастные цвета;

- мониторинг

- накрытие лестничных сходов и пандусов подземных пешеходных переходов (павильоны);


- установка тактильных покрытий;


- установка шуц-линий;


- установка системы "сигнал-гонг"


Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы

- общественный транспорт

- проектирование транспортной инфраструктуры

- разработка технологического задания;


- формирование госзаказа и его реализация;


- мониторинг

Комитет города Москвы по государственной экспертизе проектов и ценообразования

- общественный транспорт

- экспертиза проектов

- выдача заключения

Комитет государственного строительного надзора города Москвы

- общественный транспорт

- обследование этапов строительства и выдача заключений и разрешений на ввод объектов

- заключение о соответствии объекта требованиям технических регламентов и проектной документации (ЗОС)

VII. Средства информационного общения для незрячих и глухих лиц

Департамент транспорта и связи города Москвы

- средства массовой информации;

- формирование специализированных систем информационного общения

- разработка технологического задания;

- средства телекоммуникации

- формирование госзаказа и его реализация;

- мониторинг

Департамент социальной защиты населения города Москвы

- средства массовой информации;

- формирование специализированных систем информационного общения

- разработка технологического задания;

- формирование госзаказа и его реализация;

- средства телекоммуникации

- мониторинг


Разработана Стратегия повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 г., определяющая общие принципы деятельности, цели и задачи органов государственной власти города по решению проблем инвалидов и членов их семей.

Планируется обеспечить стоматологическое обслуживание инвалидов с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности, в том числе лежачих граждан и колясочников, и акушерско-гинекологическое обслуживание женщин с поражениями опорно-двигательного аппарата.

В 2009 г. Департамент жилищной политики и жилищного фонда должен завершить работу по обеспечению жилой площадью семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на жилищный учет до 1 марта 2005 г.

Особое внимание уделяется вопросам формирования комфортной среды жизнедеятельности для инвалидов. В частности, при проектировании, строительстве и эксплуатации объекты городской инфраструктуры должны быть обустроены для инвалидов. Если проектно-сметная документация не отвечает требованиям доступности для инвалидов - она не будет утверждаться.

Департамент имущества Москвы при проведении торгов на приобретение прав аренды на нежилые помещения будет включать в конкурсную документацию обязательные требования к арендаторам по приспособлению нежилых помещений для инвалидов.


Постановление Правительства Москвы от 17 февраля 2009 г. N 115-ПП "О Годе равных возможностей в городе Москве и Стратегии повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года"


Текст постановления опубликован в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", март 2009 г., N 13 (дата выхода номера в свет 03.03.09)


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Правительства Москвы от 22 ноября 2016 г. N 772-ПП


Постановление Правительства Москвы от 14 октября 2016 г. N 675-ПП


Постановление Правительства Москвы от 25 ноября 2014 г. N 692-ПП


Постановление Правительства Москвы от 24 августа 2010 г. N 730-ПП


Постановление Правительства Москвы от 27 октября 2009 г. N 1179-ПП


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.