г. Казань |
|
20 июля 2015 г. |
Дело N А65-23543/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Гариповой Ф.Г., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Ананина Н.В. (доверенность от 18.03.2015), Дарземановой О.Н. (доверенность от 08.07.2015),
ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан - Челноковой Р.Н. (доверенность от 10.04.2015),
в отсутствие:
ответчика - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ак Барс Регион", г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.01.2015 (судья Воробьев Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Филиппова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу N А65-23543/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ак Барс Регион" (ИНН 1657129771, ОГРН 1131690032957), г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан, г. Казань, Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, об оспаривании решений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ак Барс Регион" (далее - ООО "Ак Барс Регион", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан (далее - Межрайонная ИФНС России N 5 по РТ, налоговый орган, инспекция) от 30.05.2014 N 2.11/727 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 3 400 руб., принятого по результатам рассмотрения акта от 10.04.2014 N 2.11/515 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123 НК РФ) и решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС по РТ) от 15.07.2014 N 2.14-0-18/0166610@.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.01.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015, производство по делу в части оспаривания акта от 10.04.2014 N 2.11/515 прекращено. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе и дополнении к ней ООО "Ак Барс Регион" с принятыми по делу судебными актами не согласилось, просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований общества. При этом заявитель полагает, что судами не применен закон, подлежащий применению, а именно: пункт 9.1 статьи 88 НК РФ, пункт 14 статьи 101 НК РФ. Также, по мнению общества, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу Межрайонная ИФНС России N 5 по РТ возражает против доводов заявителя и просит обжалованные им судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
УФНС по РТ, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства в кассационной инстанции, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, что не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 10:45 16 июля 2015 года.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены либо изменения исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, налоговый орган принял решение от 30.05.2014 N 2.11/727, которым привлек ООО "Ак Барс Регион" к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в сумме 3400 руб. за непредставление документов по требованию от 10.03.2014 N 18829, выставленному в рамках камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС).
Решением от 15.07.2014 N 2.14-0-18/016610@ УФНС по РТ оставило решение инспекции без изменения.
Не согласившись с решение инспекции и УФНС по РТ, ООО "Ак Барс Регион" оспорило их в судебном порядке.
Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, обоснованно исходили из следующего.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ.
Статьей 176 НК РФ предусмотрено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи. После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 НК РФ.
В соответствии с пунктом 8 статьи 88 НК РФ при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных данным пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ.
Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.
Этому праву корреспондирует обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (подпункт 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ).
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.
Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, налоговый орган с целью проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации ООО "Ак Барс Регион" по НДС за 4 квартал 2013 года направил обществу требование от 10.03.2014 N 18829 о представлении документов (17 шт.).
Перечисленные в требовании документы относятся к предмету проверки и проверяемому периоду и необходимы для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов, отраженных налогоплательщиком в налоговой декларации.
ООО "Ак Барс Регион" получило требование 18.03.2014, однако в нарушение пункта 1 статьи 126 НК РФ запрошенные документы в налоговый орган не представило.
Решением Межрайонной ИФНС России N 5 по РТ от 21.04.2014 N 2.11/581 общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление документов по требованию от 25.01.2014 N 18110 в рамках камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2013 года.
14.02.2014 ООО "Ак Барс Регион" представило уточненную налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2013 года.
Согласно пункту 9.1 статьи 88 НК РФ в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
Нормы статей 88, 93 НК РФ не содержат положений об отзыве налоговым органом выставленного ранее требования в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации, а также о неисполнении требования налогового органа по мотиву представления уточненной декларации.
В связи с изложенным налоговый орган прекратил камеральную налоговую проверку первичной налоговой декларации, начал камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации и, учитывая непредставление обществом ранее запрошенных документов по требованию от 25.01.2014 N 18110, выставил требование от 10.03.2014 N 18829 о представлении документов, необходимых для проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации.
Прекращение камеральной налоговой проверки первоначальной налоговой декларации в соответствии с пунктом 9.1 статьи 88 НК РФ не является основанием для освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности по статье 126 НК РФ за несвоевременное представление затребованных документов.
Кроме того, для всестороннего и объективного исследования обстоятельств, необходимых для проверки реальности осуществления хозяйственных операций, связанных с заявлением вычета по налогу, требуется оценка налоговым органом как отдельных первичных документов или документов налогового или бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности), так и проверка их достоверности, правильности, полноты их отражения на основании анализа данных взаимосвязанных счетов бухгалтерского учета, а также других документов и доказательств, подтверждающих достоверность сведений, отраженных в первичных документах и документах налогового и бухгалтерского учета.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции правильно указали, что налоговый орган был вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов и суммы, заявленной к возмещению из бюджета.
При данных обстоятельствах, суды предыдущих инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что, не представив документы по требованиям от 25.01.2014 N 18110 и от 10.03.2014 N 18829 и не сообщив налоговому органу о невозможности их представления, ООО "Ак Барс Регион" совершило два самостоятельных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
По мнению ООО "Ак Барс Регион", налоговым органом допущено нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, выразившееся в рассмотрении материалов проверки в отсутствие представителя общества, не извещенного, как считает заявитель, надлежащим образом. В письме-извещении от 14.04.2014 N 168169 указан временной промежуток с 10:00 до 16:00, а не конкретное время, соответственно, налогоплательщик не был надлежащим образом уведомлен о времени рассмотрения материалов проверки.
Данный довод общества правомерно признан судами несостоятельным ввиду следующего.
Согласно пункту 12 статьи 101.4 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Как установлено судами, письмо от 14.04.2014 N 168169 о назначении рассмотрения акта на 30.05.2014 получено ООО "Ак Барс Регион" заблаговременно - 23.04.2014, что свидетельствует о надлежащем извещении общества. В указанный день представитель общества в налоговый орган явился, однако на рассмотрении акта не присутствовал. Доказательств того, что налоговый орган препятствовал реализации обществом (его представителями) права на участие в процессе рассмотрения материалов проверки, суду не представлено. Конкретное время рассмотрения материалов проверки согласовано между налоговым органом и налогоплательщиком, о чем указано в заявлении общества.
Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица (пункт 7 статьи 101.4 НК РФ).
Таким образом, налоговый орган правомерно рассмотрел акт и вынес решение в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом. При этом налоговый орган учел представленные налогоплательщиком письменные возражения, текст которых воспроизведен в оспариваемом решении.
Таким образом, материалами дела не подтвержден факт нарушения инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки при принятии оспариваемого ненормативного акта.
Суды первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.01.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 по делу N А65-23543/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При данных обстоятельствах, суды предыдущих инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что, не представив документы по требованиям от 25.01.2014 N 18110 и от 10.03.2014 N 18829 и не сообщив налоговому органу о невозможности их представления, ООО "Ак Барс Регион" совершило два самостоятельных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
...
Согласно пункту 12 статьи 101.4 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
...
Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица (пункт 7 статьи 101.4 НК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 июля 2015 г. N Ф06-25724/15 по делу N А65-23543/2014