г. Казань |
|
31 мая 2016 г. |
Дело N А12-50916/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Муравьева С.Ю., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Степановой О.В., доверенность от 11.01.2016,
ответчика - Ребровой Л.Ю., доверенность от 26.01.2016 N 22,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.12.2015 (судья Пономарев А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2016 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)
по делу N А12-50916/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТепличноХозяйственныйКомплекс" (ИНН 7731559164 ОГРН 1077746036422) к Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ИНН 3444054540, ОГРН 105444031299) о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТепличноХозяйственныйКомплекс" (далее - заявитель, ООО "ТХК", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Комитету по управлению государственным имуществом администрации Волгоградской области (далее - Комитет), в котором просило признать незаконным решение Комитета, выраженное в письме от 16.10.2015 N 21-20/20868, об отказе ООО "ТХК" в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 34:34:080013:42.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 11.12.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2016, заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Комитет обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления либо направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из нижеследующего.
Как установлено судами, 20.04.2009 между Комитетом и ООО "ТХК" заключен договор N 180 аренды земельного участка с кадастровым номером 34:34:080013:23 площадью 639 973 кв. м.
В связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 34:34:080013:23 на два земельных участка с кадастровыми номерами 34:34:080013:42 и 34:34:080013:43 вышеуказанный договор аренды согласно распоряжению КУГИ по Волгоградской области от 24.08.2010 N 1776-р расторгнут. Земельные участки с кадастровыми номерами 34:34:080013:42 и 34:34:080013:43 предоставлены в аренду обществу сроком на 49 лет и 11 месяцев, соответственно, для эксплуатации теплично-парникового хозяйства.
В последующем, земельный участок с кадастровым номером 34:34:080013:43 был приватизирован обществом. На данном земельном участке построены здания теплиц общей площадью 3 га, административно-бытового корпуса и здание котельной (энергетического центра).
В отношении земельного участка с кадастровым номером 34:34:080013:42 между комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области и обществом заключен договор аренды земельного участка от25.08.2010 N 246 сроком на 49 лет.
На земельном участке с кадастровым номером 34:34:080013:42 проложены коммуникации газопровода, водоснабжения и автомобильная дорога, которые необходимы для эксплуатации всего теплично-парникового хозяйства, часть объектов которого расположена на земельном участке с кадастровым номером 34:34:080013:43 ранее приватизированном обществом.
17 сентября 2015 года ООО "ТХК" обратилось в Комитет с заявлением, в котором просило предоставить обществу в собственность за плату без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 34:34:080013:42 общей площадью 587 339 кв. м, расположенный по адресу: г. Волгоград, ул. им. Куйбышева, 78 по правилам подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
К заявлению приложены документы согласно требований Приказа Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов":
- договор аренды земельного участка от 25.08.2010 N 246 сроком на 49 лет, подтверждающий использование земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" более трех лет;
- кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка либо кадастровая выписка об испрашиваемом земельном участке 34:34:080013:42;
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок;
- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц о юридическом лице, являющемся заявителем;
- выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей об индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем.
Решением содержащемся в письме от 16.10.2015 N 21-20/20868 Комитет отказал обществу в приватизации спорного земельного участка без проведения торгов.
Отказ мотивирован отсутствием на испрашиваемом земельном парникового-тепличного хозяйства, объектов недвижимости, земельный участок не используется для производства сельскохозяйственной продукции.
Заявитель, полагая, что отказ нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель отвечает критериям, установленным положениями пункта 9 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ, поскольку земельный участок с кадастровым номером 34:34:080013:42 предназначен для ведения сельскохозяйственного производства; передан в аренду ООО "ТХК" на основании договора аренды земельного участка, находится в аренде более трех лет и надлежащим образом используется заявителем в течение всего периода владения исключительно для ведения сельскохозяйственного производства; заявление о заключении договора купли-продажи данного земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка; доказательства ненадлежащего использования участка отсутствуют.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Основания для государственной регистрации прав, а также требования, предъявляемые к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, установлены статьями 17, 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации). Основания для отказа в государственной регистрации прав содержатся в статье 20 указанного Закона.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В государственной регистрации может быть отказано на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с указанным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Наличие у спорного земельного участка статуса находящегося в государственной собственности подтверждается договором аренды спорного земельного участка.
Оборот земельных участков в силу статьи 27 ЗК РФ осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно статье 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в числе прочего, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка собственность за плату.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (статья 39.3 ЗК РФ).
В пункте 9 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ определено, что без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Буквальное толкование данной нормы свидетельствует о наличии законных оснований для её применения не только в отношении земельных участков, имеющих категорию - земельные участки сельскохозяйственного назначения, но и в отношении земельных участков, имеющих иную категорию, но предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства.
Основным видом деятельности общества является растениеводство, что подтверждается установленным органами государственной статистики идентификационным кодом ОКВЭД-2001-01.1 по Общероссийскому классификатору.
ООО "ТХК" на основании договора аренды находящегося в собственности Волгоградской области земельного участка от 25.08.2010 N 246 сроком на 49 лет, принадлежит земельный участок с кадастровым номером 34:34:080013:42, расположенный по адресу: г. Волгоград, ул. Куйбышева, 78.
Земельный участок отнесен к категории - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации теплично-парникового хозяйства.
Ранее данный земельный участок входил в состав земельного участка с кадастровым номером 34:34:080013:23 площадью 639 973 кв. м (до его раздела и образования земельных участков с кадастровыми номерами 34:34:080013:42 и 34:34:080013:43 (находится в собственности заявителя), который, также принадлежал заявителю на праве аренды на основании договора аренды земельного участка от 20.04.2009 N 180.
С 20 апреля 2009 года то есть с момента поступления во владение ООО "ТХК" земельного участка с кадастровым номером 34:34:080013:23, последним приняты меры по развитию данного участка в полном объеме для целей сельскохозяйственного производства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка - ведения теплично-парникового хозяйства, запланирована поэтапная застройка земельного участка в виде возведения теплиц.
В целях осуществления сельскохозяйственного производства ООО "ТХК" обеспечило строительство на земельном участке автомобильной дороги, проложило коммуникации газопровода, водоснабжения, которые необходимы для эксплуатации теплично-парникового хозяйства, возвел технические объекты, необходимые для эксплуатации теплично-парникового хозяйства - административно-бытовой корпус и здание котельной (энергетического центра).
Согласно плану поэтапного строительства, обществом осуществлена плановая застройка первого этапа здания теплиц общей площадью 3 га, которые территориально размещены на земельном участке с кадастровым номером 34:34:080013:43, сформированного в качестве объекта права, в том числе для использования в качестве залога при заключении кредитных договоров с целью получения кредитных денежных средств для застройки территории смежного земельного участка с кадастровым номером 34:34:080013:42.
В настоящее время на основании договора на строительство теплиц от 01.04.2015 ведется планировка территории и строительство следующего этапа застройки - возведение теплиц на территории общей площадью 3 га, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 34:34:080013:42.
Приведенные обстоятельства подтверждаются актом уполномоченного органа от 10.09.2015, согласно которому по данному участку проходит дорога, подземный газопровод и водопровод, находящиеся в собственности ООО "ТХК", и необходимые для эксплуатации теплично-парникового хозяйства; также, проложена ливневая канализация, имеющая выходы на поверхность в виде бетонных колец; на участке проводятся работы по планировке 3 га территории, работает спецтехника и бетонные работы по возведению на данной территории теплиц, строительство которых планируется завершить в срок до 31.11.2016, имеется договор на строительство теплиц.
Как обоснованно указано судами предыдущих инстанций, земельный участок с кадастровым номером 34:34:080013:42 следует судьбе и целевому использованию земельного участка кадастровым номером 34:34:080013:43.
Как установлено судами и пояснил представитель ООО "ТХК" в суде кассационной инстанции, общество является динамично развивающимся сельхозпроизводителем, эффективно реализует проект по производству сельскохозяйственной продукции в целях импортозамещения ввозимой из-за рубежа цветочной продукции, что соответствует основным целям государственной аграрной политики в долгосрочной перспективе.
Изначально земельные участки входили в состав единого земельного участка с кадастровым номером 34:34:080013:23, были предоставлены обществу для эксплуатации теплично-парникового хозяйства, а их разделение обусловлено проведением мероприятий по оптимизации строительства теплиц на всей представленной заявителю территории, в том числе в целях использования образованного самостоятельного объекта права земельного участка с кадастровым номером 34:34:080013:43 в качестве объекта залога для привлечения необходимых для строительства теплиц на земельном участке с кадастровым номером 34:34:080013:42 заемных (кредитных) средств, подтверждением чему является обременение имущества ипотечным залогом.
Использование земельных участков с кадастровыми номерами 34:34:080013:43 и 34:34:080013:42 в качестве единого объекта для ведения теплично-парникового хозяйства подтверждается актом от 10.09.2015, составленным по результатам совместной проверки надлежащего использования земельного участка КУГИ Волгоградской области и контрольно-счетной палаты Волгоградской области; наличием коммуникаций, объектов административно-бытового комплекса и энергоцентра, предназначенных для обслуживания теплично-парникового хозяйства на территории земельных участков с кадастровыми номерами 34:34:080013:43 и 34:34:080013:42, а также проектом планировки территории земельного участка, территория которого включает площади данных земельных участков в полном объеме.
По смыслу положений части 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ) обязанность по подтверждению соответствия использования арендуемых земельных участков их назначению, а именно для нужд сельского хозяйства, возлагается на лицо, которое обращается в соответствующий компетентный орган публичной власти с заявлением о приватизации данных участков.
Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельных участков уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ до настоящего времени не утвержден.
Вместе с тем данное обстоятельство не освобождает лицо, претендующее на приобретение в собственность арендуемых им земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, от исполнения названной выше обязанности.
Согласно Перечню признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369, использование (неиспользование) земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства подтверждается проведением на этом участке соответствующих сельскохозяйственных работ (обработка почвы, сенокошение, выпас скота, уход за почвой, уборка урожая и т.п.).
Согласно тексту оспариваемого отказа, уполномоченным органом в ходе рассмотрения заявления ООО "ТХК" от 17.09.2015 произведена проверка использования спорного земельного участка и выявлено, что по участку проложены подземные коммуникации водоснабжения, водоотведения, газопровода, которые используются для эксплуатации теплично-парникового хозяйства, здания и сооружения которого размещены на смежном земельном участке; на момент обследования на спорном земельном участке производятся работы по планировке территории ориентировочной площадью 30 000 кв. м. с целью возведения на данной территории теплиц из легковозводимых конструкций, строительство которых планируется завершить в срок до 31.11.2016, имеется договор на строительство теплиц. По результатам данной проверки уполномоченным лицом составлен акт от 10.09.2015.
Обстоятельства проведения на спорном земельном участке значительного объема работ по обустройству земельного участка для организации сельскохозяйственного производства, в то числе: возведение необходимых коммуникаций и иных работ, свидетельствует о том, что в течении трех лет заявителем организовано использование спорного земельного участка исключительно для ведения теплично-парникового хозяйства.
Доказательств того, что земельный участок используется не по его целевому назначению и предназначению в соответствии с видом разрешенного использования материалы дела не содержат.
Кроме того, из анализа представленных в материалах дела документов, выкопировок проектной документации, объяснений представителей следует, что теплично-производственный комплекс общества включает в себя: котельную, погрузочную эстакаду, зону сортировки, зону полива, административное здание, теплицы, коридоры опции N 1, 2 и функционально является единым, неделимым объектом, расположенном на двух земельных участках один из которых уже принадлежит обществу на праве собственности, а другой - спорный земельный участок находится у общества в аренде. Возможная передача спорного земельного участка собственником - КУГИ третьим лицам путем проведения торгов без применения пункта 9 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ фактически не позволит обществу эксплуатировать по функциональному назначению теплично-хозяйственный комплекс и будет поставлено в зависимость от воли нового собственника спорного земельного участка.
Признаков ненадлежащего использования земельного участка заинтересованным лицом не установлено и в материалы дела в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
Кроме того, из буквального толкования пункта 9 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ, также, следует, что данная норма не содержит условий её применения в зависимости от категории земельного участка, зонирования территорий, наличия либо отсутствия на таком земельном участке принадлежащих заявителю объектов капитального строительства и других не названных в норме условий, что очевидно следует из конструкции части 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Так, например, условие для осуществления продажи земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений, предусмотрено пунктом 6 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ. Тогда как общество основывало свое обращение на пункте 9 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Также, буквальное толкование данной нормы свидетельствует о наличии законных оснований для её применения не только в отношении земельных участков, имеющих категорию - земельные участки сельскохозяйственного назначения, но и в отношении земельных участков, имеющих иную категорию, но предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства, т.е. не важно, к землям какого назначения (категории) относится земельный участок: это может быть земельный участок и из земель сельскохозяйственного назначения, и из земель сельскохозяйственного использования, входящих в состав земель населенных пунктов.
При этом разрешенное использование земельного участка - для эксплуатации теплично-парникового хозяйства само по себе свидетельствует о предназначении земельного участка для деятельности, связанной с ведением сельскохозяйственного производства, что, также, подтверждается Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (ред. от 30.09.2015) "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", в соответствии с которым сельскохозяйственное использование земельных участков включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.18, в том числе осуществление хозяйственной деятельности, связанной с выращиванием сельскохозяйственных культур (1.1), в том числе осуществление хозяйственной деятельности, связанной с производством цветочных культур (1.4), а также обеспечение сельскохозяйственного производства, включая размещение технического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства (1.18).
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу, что приведенными выше документами подтвержден факт надлежащего использования спорного земельного участка в соответствии с его целевым назначением и видом использования и условия приобретения спорного земельного участка в собственность обществом при подаче заявления в администрацию были соблюдены. Следовательно, в материалах дела имеются доказательства того, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 34:34:080013:42, предназначен для ведения сельскохозяйственного производства и надлежащим образом используется заявителем в течение всего периода владения, исключительно, для ведения сельскохозяйственного производства - эксплуатации теплично-парникового хозяйства.
Кроме этого, согласно проекту N 1036219-6, внесенному Правительством Российской Федерации и принятому Государственной Думой ФС РФ в I чтении 11.05.2016 (Постановление N 8832-6 ГД), в Земельный кодекс Российской Федерации и в пункт 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предполагается внесение изменений, касающихся понятия надлежащего использования земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства.
В частности, согласно названным изменениям в подпункте 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации слова "надлежащего использования" заменяются словами "отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных и неустраненных нарушениях земельного законодательства при использовании"; в подпункте 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации слова "который надлежащим образом использовал такой земельный участок" заменяются словами "в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных и неустраненных нарушениях земельного законодательства при использовании такого земельного участка"; в пункте 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации третье предложение признается утратившим силу.
В пункте 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в абзаце первом слова "которые осуществляют надлежащее использование" заменяются словами "в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных и неустраненных нарушениях земельного законодательства при использовании"; абзац второй признается утратившим силу.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды пришли к правомерному выводу, что оспариваемый отказ уполномоченного органа, основанный на отсутствии на испрашиваемом земельном участке объектов капитального строительства, является незаконным. Способ восстановления нарушенного права избран судом правильно.
Приведенные в кассационной жалобе доводы противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.12.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2016 по делу N А12-50916/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу, что приведенными выше документами подтвержден факт надлежащего использования спорного земельного участка в соответствии с его целевым назначением и видом использования и условия приобретения спорного земельного участка в собственность обществом при подаче заявления в администрацию были соблюдены. Следовательно, в материалах дела имеются доказательства того, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 34:34:080013:42, предназначен для ведения сельскохозяйственного производства и надлежащим образом используется заявителем в течение всего периода владения, исключительно, для ведения сельскохозяйственного производства - эксплуатации теплично-парникового хозяйства.
Кроме этого, согласно проекту N 1036219-6, внесенному Правительством Российской Федерации и принятому Государственной Думой ФС РФ в I чтении 11.05.2016 (Постановление N 8832-6 ГД), в Земельный кодекс Российской Федерации и в пункт 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предполагается внесение изменений, касающихся понятия надлежащего использования земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства.
В частности, согласно названным изменениям в подпункте 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации слова "надлежащего использования" заменяются словами "отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных и неустраненных нарушениях земельного законодательства при использовании"; в подпункте 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации слова "который надлежащим образом использовал такой земельный участок" заменяются словами "в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных и неустраненных нарушениях земельного законодательства при использовании такого земельного участка"; в пункте 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации третье предложение признается утратившим силу.
В пункте 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в абзаце первом слова "которые осуществляют надлежащее использование" заменяются словами "в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных и неустраненных нарушениях земельного законодательства при использовании"; абзац второй признается утратившим силу."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 31 мая 2016 г. N Ф06-8600/16 по делу N А12-50916/2015