Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 5 декабря 2018 г. N Ф06-39864/18 по делу N А57-26118/2017

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 5 декабря 2018 г. N Ф06-39864/18 по делу N А57-26118/2017

 

г. Казань

 

05 декабря 2018 г.

Дело N А57-26118/2017

 

Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2018 года.

 

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Топорова А.В.,

судей Баширова Э.Г., Савкиной М.А.,

при участии представителя ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района - Никишиной О.В. по доверенности 05.06.2018,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.04.2018 (судья Мамяшева Д.Р.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2018 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)

по делу N А57-26118/2017

по заявлению ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 03.10.2017 N 182-06-05 по устранению выявленных нарушений,

УСТАНОВИЛ:

ассоциация товарищества собственников жилья Ленинского района г. Саратова (далее - заявитель, ассоциация ТСЖ Ленинского района) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - Жилищная инспекция, контролирующий орган) от 03.10.2017 N 182-06-05 по устранению выявленных нарушений.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 18.04.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом с соблюдением норм права, регулирующие спорные правоотношения.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 28.11.2018 была произведена замена судьи докладчика Закировой И.Ш. на судью Топорова А.В.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит правовых оснований для отмены принятых по делу судебных актов.

С целью проверки доводов, изложенных в обращении гражданина Аникеенко А.И. от 08.08.2017 N 13290-01-07А, жилищной инспекцией проведена проверка соблюдения ассоциацией ТСЖ Ленинского района г. Саратова обязательных требований к установлению собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Саратов, ул. Уфимцева, д. 6, платы по статье "содержание жилья (ОДН)" в размере 2,45 руб./кв.м. за период - июль 2017 года.

В ходе проверки установлены нарушения заявителем обязательных требований части 9.1. статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в МКД), пункта 27 Приложения N 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг).

По результатам проверки контролирующим органом 03.10.2018 составлен акт N 474-06-06 и выдано предписание N 182-06-05, согласно которому заявителю надлежит произвести перерасчет начисленной за июль 2017 года собственникам помещений в спорном многоквартирном доме платы за коммунальные ресурсы (холодная вода, горячая вода, сточные воды), потребляемые в целях содержания общего имущества (в платежном документе включены в статью "содержание жилья (ОДН)") с учетом площади помещений, указанных в перечне состава общего имущества для определения нормативов потребления данных коммунальных ресурсов (исключить из расчета площадь машинных отделений, лифтов, мусоросборников, теплоузлов (тех. подполья), пожарных выходов).

Ассоциация ТСЖ Ленинского района г. Саратова, полагая, что указанное предписание Жилищной инспекции не соответствуют действующему законодательству, нарушает законные права и ее интересы, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исходя из установленных обстоятельств дела, руководствуясь положениями статей 65, 71, 198, 200 АПК РФ, статей 20, 39, 153, 154, 156, 157, 161, 162 ЖК РФ, части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пунктов 2, 10, 11 Правил содержания общего имущества в МКД, а также, принимая во внимание вступившее в законную силу решение Мирового судьи судебного участка N 4 Ленинского района г. Саратова от 22.11.2017 по делу N 5-969/2017, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое предписание содержит законные требования, возлагают на заявителя обязанность по устранению допущенных нарушений жилищного законодательства, а сами требования предписания исполнимы.

Апелляционная инстанция согласилась с позицией суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции признает выводы нижестоящих судов основанными на установленных по делу обстоятельствах спора и правильном применении норм права.

Жилищным законодательством на заявителя как на организацию, осуществляющую обслуживание жилого дома, возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами содержания общего имущества в МКД, Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД).

Вышеуказанные Правила являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.

Согласно статье 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 9.2 указанной статьи).

Судами установлено, что применяются нормативы, установленные постановлениями Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.05.2017 N 25/1 и от 17.06.2017 N 25/3 (с изменениями, внесенными постановлением от 19.05.2017 N 25/2).

Размер расходов на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, определяется путем суммирования размера расходов по каждому виду коммунальных ресурсов, который определяется путем перерасчета стоимости каждого вида коммунального ресурса, определенного соответственно площади помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, на 1 квадратный метр площади жилых и нежилых помещений в каждом многоквартирном доме.

В указанных целях площадь помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, определяется в соответствии с технической документацией на многоквартирный дом и видом таких помещений.

Как следует из материалов дела, заявитель на основании договора от 24.08.2015 осуществляет управление многоквартирным домом N 6 по ул. Уфимцева в г. Саратове.

Жилищной инспекцией установлено и подтверждено судами, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в спорном многоквартирном доме (применимая для определения объема холодной и горячей воды) составляет 5053,3 кв.м (в соответствии с техническим паспортом - площадь лестниц, коридоров, колясочных).

Ассоциация ТСЖ Ленинского района в своем расчете используют площадь 5816,2 кв.м, добавляя к площади лестниц, коридоров, колясочных, площадь машинных отделений, лифтов, мусоросборников, теплоузлов (технического подполья), пожарных выходов.

Суды пришли к выводу, что указанный расчет площади мест общего пользования для определения размера платы за холодную и горячую воду в целях содержания общего имущества противоречит Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Согласно пункту 27 Приложения N 1 к вышеуказанным Правилам общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.

Таким образом, Правительством РФ для расчета платы за горячую и холодную воду на ОДН многоквартирного жилого дома приняты площади не всех помещений, поименованных в статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, перечень их индивидуализирован для расчета конкретной услуги.

Проанализировав обстоятельства дела в совокупности с исследованными судами доказательствами, суд кассационной инстанции соглашается с выводами нижестоящих судов о том, что включение площадей спорных помещений для платы за потребления данных коммунальных ресурсов является неправомерным.

При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о соответствии оспариваемого предписания требованиям жилищного законодательства и отсутствии нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поскольку при вынесении обжалуемых судебных актов нормы материального права применены правильно, нормы процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.

При подаче кассационной жалобы заявитель уплатил государственную пошлину в размере 3000 руб., в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.

Руководствуясь статьями 104, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.04.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2018 по делу N А57-26118/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 389 от 16.10.2018 государственную пошлину в размере 1500 рублей 00 копеек.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.

 

Председательствующий судья

А.В. Топоров

 

Судьи

Э.Г. Баширов
М.А. Савкина

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Согласно статье 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

...

Согласно пункту 27 Приложения N 1 к вышеуказанным Правилам общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.

Таким образом, Правительством РФ для расчета платы за горячую и холодную воду на ОДН многоквартирного жилого дома приняты площади не всех помещений, поименованных в статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, перечень их индивидуализирован для расчета конкретной услуги."