Пояснительная записка
к проекту федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"О соглашениях о разделе продукции"
Разработка и внесение в Государственную Думу настоящего законопроекта вызвана необходимостью совершенствования Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" на основе четырехлетнего опыта его применения в Российской Федерации.
На момент вступления в силу закона "О соглашениях о разделе продукции" (в январе 1996 года), существовало несколько серьезных проблем в экономике, которые предполагалось решить с помощью этого федерального закона. За счет создания стабильных экономических условий, предоставляемых специальным налоговым режимом раздела продукции, недропользователи получали возможность привлекать прямые производственные (не спекулятивные) инвестиции, применять новые высокоэффективные технологии, сохранить старые и получить доступ к новым рынкам сбыта.
По оценкам экспертов из Российской Академии Наук, только за период действия шести наиболее подготовленных на сегодняшний день нефтегазовых проектов на условиях соглашений о разделе продукции Российская экономика могла бы привлечь свыше 100 млрд. долл. инвестиций, что позволило бы получить около 300 млрд. долл. дохода в бюджеты всех уровней.
На сегодняшний день российское законодательство позволяет перевести на условия раздела продукции до 30 процентов балансовых запасов нефтегазовых месторождений. Государственная Дума утвердила перечень почти из двадцати пяти месторождений право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Однако с момента вступления закона в силу и до сегодняшнего дня только для одного объекта заключено и вступило в действие соглашение о разделе продукции.
Сложившаяся ситуация обусловлена сложностью реализации закона в рамках существующей системы отношений государства с субъектами предпринимательской деятельности, и отсутствия законодательных механизмов обеспечения положений закона. Как следствие происходит увеличение рисков и снижение привлекательности проектов для инвестора.
Действующий закон имеет двойственный характер, поскольку разделом продукции заменяется лишь часть налогов, а при уплате другой части инвестор попадает под действие нестабильного, постоянно меняющегося налогового законодательства.
Из-за отсутствия четкого разграничения на уровне подзаконных актов функций каждого из органов государственной исполнительной власти, при реализации соглашений, возникают проблемы и несогласованность действий как внутри исполнительной власти, так и во взаимоотношениях с инвесторами.
При этом государство несет значительные финансовые потери, не восполняются выбывающие запасы минерального сырья, не вовлекаются в разработку новые месторождения, в результате чего не решаются многие социальные проблемы многих районов страны.
Предлагаемые изменения направлены на устранение указанных недостатков базового закона и дополняют его новой схемой раздела продукции. Эта схема не затрагивает действующий механизм раздела продукции, но при этом позволяет упростить существующую процедуру, путем исключения этапа разделения произведенной продукции на прибыльную и компенсационную. Вводимая схема заменяет этот этап на более прозрачный, как следствие лучше контролируемый и более привлекательный для инвесторов этап разделения всей добытой продукции между государством и инвесторам в соответствии с условиями конкретных соглашений. При этом инвестор вправе выбрать по какой из двух предлагаемых схем он будет работать. Это создаст более благоприятный инвестиционный климат, обеспечит стабильность условий соглашений в течение всего периода их действия.
Реализация закона "О СРП", в случае принятия предлагаемых поправок, не потребует создания каких-либо дополнительных специальных государственных органов, издания необходимых на сегодняшний день многочисленных подзаконных нормативно-правовых актов, сделает закон реально работающим.
Государство получит большие объемы минерального сырья, которые могут быть использованы для выполнения государственных программ.
Перечень актов федерального законодательства,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению,
изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием данного закона
Для реализации данного Закона необходимо:
а) внести изменения в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
б) внести изменения в Закон Российской Федерации "О недрах".
Финансово-экономическое обоснование
В случае принятия рассматриваемого Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" не потребуется дополнительных и иных затрат из Федерального бюджета Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.