Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в
связи с проведением новации государственных ценных бумаг Российской
Федерации"
Новация облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии путем обмена по согласованию с их владельцами на облигации государственного валютного облигационного займа 1999 года или облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом осуществлена Правительством Российской Федерации в целях исполнения обязательств Российской Федерации, связанных с погашением облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии, эмитированных в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 15 марта 1993 г. N222 "Об утверждении условий выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа" и постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 1996 г. N229 "О выпуске облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа".
В целях проведения новации облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии предусмотрено провести эмиссию облигаций государственного валютного облигационного займа 1999 года и облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом общей номинальной стоимостью 1322 млн.долларов США. При этом по выбору инвесторов облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии могут быть переоформлены как в облигации государственного валютного облигационного займа 1999 года, так и в рублевые облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом. Эмиссия началась 1 февраля 2000 г., но проценты исчисляются с 14 ноября 1999 года.
Реально операции по обмену облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии на новые долговые обязательства государства будут проводиться в течение длительного периода, начиная с 1 февраля 2000 года.
Новация облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии осуществляется путем их обмена на облигации государственного валютного облигационного займа 1999 года в соотношении 1:1 либо на облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом по курсу рубля к доллару США, рассчитанному как среднее арифметическое курсов, установленных Центральным банком Российской Федерации на первую рабочую неделю ноября 1999 года.
При проведении новации также будет осуществлена выплата держателям облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии купонных процентов в долларах США за период с 14 мая по 14 ноября 1999 г. исходя из ставки 3 процента годовых.
В настоящее время Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не решены вопросы, связанные с налогообложением операций при проведении новации по государственным ценным бумагам.
В Российской Федерации имеют место различные правила ведения бухгалтерского учета для отражения операций с ценными бумагами в зависимости от того, относится ли организация к кредитным организациям, профессиональным участникам рынка ценных бумаг или является инвестором, в каких целях приобретались ценные бумаги (в целях долгосрочных инвестиций или для получения дохода на рынке ценных бумаг от операций купли-продажи). В связи с этим неравномерно возникают налоговые последствия даже при совершении операций с одними и теми же ценными бумагами. Так, кредитные организации облигации, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, и валютные облигации переоценивают на изменение их рыночной стоимости и уплачивают налог на прибыль на основании включения сумм переоценки в доход. Инвесторы, осуществляющие долгосрочные вложения в ценные бумаги, их стоимость не меняют до даты погашения или иного выбытия.
Законопроектом предусмотрен единый порядок исчисления налоговой базы по операциям, связанным с новацией облигаций федеральных займов, для всех участников, независимо от того, как формируется у них стоимость полученных при новации новых государственных ценных бумаг.
Одновременно в связи с уточнением согласно статье 43 части первой Налогового кодекса Российской Федерации понятия дивидендов и процентов возникла необходимость внесения поправки в статью 9 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Кроме того, в целях привлечения средств инвесторов на рынок капитала для участников вторичного рынка ценных бумаг в соответствии с условиями обращения государственных ценных бумаг предусмотрено предоставление им права на исключение из цены сделки части процентного дохода, исчисленного исходя из доходности ценной бумаги и времени нахождения ее у владельца. Доход возникает у продавца ценной бумаги, однако действующей редакцией Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" этот вопрос не решен.
В соответствии с законодательством с полученного держателями облигаций ОВГВЗ серии III дохода в виде процентов налог на доход не взимается. С доходов в виде процентов, выплачиваемых по новым облигациям, полученным при замене облигаций ОВГВЗ серии III на новые долгосрочные обязательства государства при новации, согласно законодательству должен быть удержан налог на доход по ставке 15 процентов.
По условиям новации доходность облигаций государственного валютного облигационного займа 1999 года равна доходности заменяемых при новации облигаций ОВГВЗ серии III, то есть определена в размере 3 процентов годовых к их номинальной стоимости. Учитывая, что в результате замены одних долговых обязательств на другие обязательства, имеющие такую же доходность, у предприятий владельцев полученных при новации ОВГВЗ серии III облигаций государственного валютного займа 1999 года ухудшаются условия инвестирования средств в ценные бумаги, целесообразно ввести в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" норму, согласно которой проценты, полученные указанными предприятиями по новым облигациям не подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на доход.
Принятие поправок в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" позволит снять неясность в определении даты включения в налогооблагаемую базу прибыли и доходов в виде процентов по ценным бумагам при совершении операций новации, снимет проблему, связанную с порядком исчисления налоговой базы при реализации новых ценных бумаг, полученных при новации, и исключит возможность повторного включения одних и тех же доходов в налоговую базу. Данный законопроект позволит исключить налогообложение дополнительно возникающей налогооблагаемой базы в результате проведения новации по государственным ценным бумагам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.