г. Казань |
|
26 июня 2020 г. |
Дело N А65-5826/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2020 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Кормакова Г.А.,
судей Хакимова И.А., Савкиной М.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего Шарипова Марата Зуфаровича
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.11.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2020
по делу N А65-5826/2019
по заявлению конкурсного управляющего Шарипова Марата Зуфаровича, Республика Татарстан, г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан, третье лицо: Леонов С.С., о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Арбитражный управляющий Шарипов Марат Зуфарович (далее - арбитражный управляющий, заявитель, Шарипов М.З.) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, инспекция, регистрирующий орган) о признании незаконным действий, выразившихся в отказе исключить из ЕГРЮЛ сведения о заявителе - конкурсном управляющем общества с органиченной ответственностью ""ОБЛАСТНАЯ ГАЗОРАЗДАТОЧНАЯ КОМПАНИЯ" (далее - ООО "ОБЛАСТНАЯ ГАЗОРАЗДАТОЧНАЯ КОМПАНИЯ") Шарипове М.З, как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Леонов С.С.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.11.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Заявитель не согласился с указанными судебными актами и обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по основаниям, указанным в жалобе.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, приходит к нижеследующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.08.2017 по делу N А65-17714/2017 ООО "ОБЛАСТНАЯ ГАЗОРАЗДАТОЧНАЯ КОМПАНИЯ" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим должника утвержден Шарипов Марат Зуфарович.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.03.2018 по делу N А65-17714/2017 производство о признании несостоятельным (банкротом) ООО "ОБЛАСТНАЯ ГАЗОРАЗДАТОЧНАЯ КОМПАНИЯ" прекращено.
В связи с тем, что в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ в качестве лица, имеющего право действовать от имени ООО "ОБЛАСТНАЯ ГАЗОРАЗДАТОЧНАЯ КОМПАНИЯ" был указан Шарипов Марат Зуфарович, 26.11.2018 арбитражный управляющий направил в адрес регистрирующего органа заявление об исключении сведений из ЕГРЮЛ.
Инспекцией 03.12.2018 направлен ответ Шарипову М.З., со ссылкой на п. 4 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), согласно которому записи в ЕГРЮЛ вносятся на основании документов, представленных при государственной регистрации.
В инспекцию 19.02.2019 от Шарипова М.З. по каналам связи в электронном виде через сайт ФНС России (номер заявки - U01902194601769) поступили документы на государственную регистрацию.
По результатам рассмотрения представленных документов инспекцией 25.02.2019 принято решение об отказе в государственной регистрации, в соответствии с подпунктом "а", пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, по следующей причине: направленные в регистрирующий орган документы не соответствуют Порядку направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационнотелекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утвержденному приказом ФНС РФ от 12.08.2011 N ЯК-7-6/489@ "Об утверждении Порядка (зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2011 N 21987), поскольку в контейнер Р14001 не вложен документ.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд за защитой своих прав с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно руководствовались следующим.
Согласно части 1 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности банкротстве" (далее - Закон о банкротстве) с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 127 Закона о банкротстве конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве.
Пунктом 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Положениями Закона N129-ФЗ установлен перечень документов, необходимый для каждого вида государственной регистрации.
Статьями 9, 17, 18 Закона N 129-ФЗ для внесения требуемых конкурсным управляющим изменений установлен заявительный порядок регистрации, устанавливающий обращение заинтересованного лица по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.
Пунктом 7.15 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, предусмотрено, что данные относительно физического лица отражаются в листе "К" (Сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица). В отношении каждого такого физического лица заполняется отдельный лист К заявления.
Форма указанного заявления предусматривает необходимость заполнения сведений, как в отношении прежнего руководителя, так и в отношении нового руководителя юридического лица.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 22.01.2016 N 305-КГ15-18162 по делу N А40-6513/2015, действующим законодательством не предусмотрена возможность отражения в ЕГРЮЛ информации о прекращении полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица без одновременного внесения сведений о вновь назначенном на эту должность лице.
Закон N 129-ФЗ не содержит иных (специальных) правил о регистрации изменений в ЕГРЮЛ в случае прекращения полномочий конкурсного управляющего.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что заявленные к инспекции требования неправомерны.
В отношении требования об обязании инспекции исключить из ЕГРЮЛ сведения о заявителе, как о конкурсном управляющем ООО "ОБЛАСТНАЯ ГАЗОРАЗДАТОЧНАЯ КОМПАНИЯ" суды нижестоящих инстанций отметили следующее.
В силу пункта 3 статьи 5 Закон N 129-ФЗ в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.
Признание судом незаконным решения влечет внесение в ЕГРЮЛ новой записи, но не создает оснований для исключения (аннулирования) совершенных ранее регистрационных действий.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает возможности исключения записей и сведений реестра.
Судами установлено, что Шарипов М.З. не лишен возможности обратиться с иском к обществу и его участникам об обязании совершить действия по внесению изменений в ЕГРЮЛ в части сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, о прекращении его полномочий, как о лице, имеющем право действовать от имени общества без доверенности.
Согласно п. 5 ст. 11 Закона N 129-ФЗ регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в едином государственном реестре юридических лиц по форме Р34001, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В случае внесения в ЕГРЮЛ на основании заявления по форме Р34001 записи о недостоверности сведения о заявителе, как о конкурсном управляющем ООО "ОБЛАСТНАЯ ГАЗОРАЗДАТОЧНАЯ КОМПАНИЯ", приобретают статус информации, которую третьи лица обязаны рассматривать как достоверную.
Таким образом, заявитель не лишен возможности предпринять меры по представлению в регистрирующий орган заявления по форме Р34001 для внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о себе, как о конкурсном управляющем ООО "ОБЛАСТНАЯ ГАЗОРАЗДАТОЧНАЯ КОМПАНИЯ", тем самым устранив ситуацию, при которой, по его мнению, нарушаются его права.
Доводы заявителя о том, что полномочия Шарипова М.З. как арбитражного управляющего прекращены вступившим в законную силу судебным актом, в связи с чем, по мнению заявителя, соответствующие сведения об исключении Шарипова М.З. из перечня лиц, имеющих право действовать от имени общества без доверенности, подлежали внесению в ЕГРЮЛ одновременно с внесением записи о прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) процедуры банкротства ООО "ОБЛАСТНАЯ ГАЗОРАЗДАТОЧНАЯ КОМПАНИЯ", были рассмотрены судами и обоснованно отклонены, поскольку указанные обстоятельства не влекут за собой автоматически исключения из ЕГРЮЛ указанных сведений.
Суды отметили, что законодательством в качестве последствия прекращения полномочий арбитражного управляющего вследствие прекращения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) не предусмотрено обязательное внесение соответствующих сведений в ЕГРЮЛ, исключающих сведения об этом лице, на основании обращения последнего.
Поскольку порядок внесения сведений в ЕГРЮЛ императивно регламентирован законодательством, регистрирующий орган лишён возможности изменить его по своему или иному усмотрению. Вместе с тем отсутствие правового регулирования процедуры исключения из ЕГРЮЛ в вышеуказанном случае записи о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности, без одновременного внесения сведений о вновь назначенном на эту должность лице, не свидетельствует об отсутствии у заявителя иного правового способа разрешения данной ситуации.
С учетом вышеизложенного, исследовав материалы дела, проанализировав собранные по делу доказательства и доводы сторон в совокупности и во взаимосвязи, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемые действия инспекции не противоречат закону.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы заявителя, не опровергают обстоятельств, установленных судами предыдущих инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств в кассационной инстанции недопустима в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.11.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2020 по делу N А65-5826/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Кормаков |
Судьи |
И.А.Хакимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 22.01.2016 N 305-КГ15-18162 по делу N А40-6513/2015, действующим законодательством не предусмотрена возможность отражения в ЕГРЮЛ информации о прекращении полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица без одновременного внесения сведений о вновь назначенном на эту должность лице.
Закон N 129-ФЗ не содержит иных (специальных) правил о регистрации изменений в ЕГРЮЛ в случае прекращения полномочий конкурсного управляющего.
...
В силу пункта 3 статьи 5 Закон N 129-ФЗ в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.
...
Согласно п. 5 ст. 11 Закона N 129-ФЗ регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в едином государственном реестре юридических лиц по форме Р34001, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 июня 2020 г. N Ф06-61283/20 по делу N А65-5826/2019