Постановление Правительства Москвы от 19 января 2010 г. N 37-ПП "О проекте постановления Московской городской Думы "О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за нарушение трудового законодательства"

Постановление Правительства Москвы от 19 января 2010 г. N 37-ПП
"О проекте постановления Московской городской Думы "О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за нарушение трудового законодательства"


В целях усиления ответственности учредителя (участника), собственника имущества организации по обязательствам, возложенным на работодателя, за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, Правительство Москвы постановляет:

1. Одобрить проект постановления Московской городской Думы "О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за нарушение трудового законодательства".

2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный проект (п. 1) на рассмотрение в Московскую городскую Думу в установленном порядке.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И. и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Виноградова В.Ю.


Мэр Москвы

Ю.М. Лужков


Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 19 января 2010 г. N 37-ПП


Проект


Московская городская Дума


Постановление
"О проекте Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за нарушение трудового законодательства"


В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и статьей 35 Устава города Москвы Московская городская Дума постановляет:

1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за нарушение трудового законодательства".

2. Поручить представление указанного законопроекта на всех этапах его рассмотрения в Государственной Думе депутату Московской городской Думы __________________________________________________.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя Московской городской Думы.


Приложение
к проекту постановления Московской
городской Думы "О проекте
федерального закона "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части
усиления ответственности за нарушение
трудового законодательства"


Перечень
постановлений Московской городской Думы, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за нарушение трудового законодательства"


Принятие проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других постановлений Московской городской Думы.


Вносится Московской
городской Думой


Проект


Федеральный Закон
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за нарушение трудового законодательства"


Статья 1

Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878) следующие изменения:

1) статью 20 дополнить частью тринадцатой следующего содержания:

"В случаях, предусмотренных федеральными законами, ответственность по обязательствам работодателей, вытекающим из трудовых отношений, несут учредитель (участник), собственник имущества организации, являющейся работодателем, а также иные лица.";

2) в статье 142:

а) в наименовании после слова "работодателя" дополнить словами "и иных лиц";

б) часть первую дополнить предложением вторым следующего содержания: "В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, ответственность за задержку выплаты работникам заработной платы и иных установленных трудовым законодательством выплат несет учредитель (участник), собственник имущества организации, являющейся работодателем, а также иные лица.";

3) статью 419 дополнить частью второй следующего содержания:

"Учредитель (участник), собственник имущества организации, являющейся работодателем, несет административную и уголовную ответственность в порядке, установленном федеральными законами.".


Статья 2

Внести в статью 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1999, N 11, ст. 1255; 2003, N 50, ст. 4848; 2007, N 31, ст. 4000) изменение, изложив ее в следующей редакции:

"Статья 145.1. Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат

1. Невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем организации, работодателем - физическим лицом из корыстной или иной личной заинтересованности, -

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Совершение учредителем (участником) организации, собственником имущества организации, иным лицом, обладающим правом определять решения, принимаемые органами управления организации, из корыстной или иной личной заинтересованности действий, повлекших невыплату организацией свыше двух месяцев заработной платы и иных установленных трудовым законодательством выплат, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, -

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.".


Статья 3

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847, 4855; 2004, N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; N 44, ст. 4266; 2005, N 1, ст. 9, 13, 40, 45; N 10, ст. 763; N 13, ст. 1075, 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3131; N 50, ст. 5247; 2006, N 1, ст. 10; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380; N 31, ст. 3420, 3438, 3452; N 45, ст. 4634, 4641; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21, 29; N 16, ст. 1825; N 17, ст. 1930; N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4007, 4008, 4015; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008, N 18, ст. 1941; N 20, ст. 2251; N 30, ст. 3604; N 49, ст. 5745; N 52, ст. 6235, 6236; 2009, N 7, ст. 771, 777; 2009, N 23, ст. 2759) следующие изменения:

1) в статье 3.5:

а) пункт 2 части 1 после слов "оказанных от имени юридического лица," дополнить словами "либо сумме невыплаченной заработной платы и (или) иных установленных трудовым законодательством выплат,";

б) часть 3 после слов "оказанных от имени юридического лица," дополнить словами "либо сумме невыплаченной заработной платы и (или) иных установленных трудовым законодательством выплат,";

2) главу 5 дополнить статьей 5.58 следующего содержания:

"Статья 5.58. Невыплата заработной платы и (или) иных установленных трудовым законодательством выплат

1. Невыплата свыше двух месяцев заработной платы и (или) иных установленных трудовым законодательством выплат при наличии возможности осуществить соответствующие выплаты, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния,-

влечет наложение административного штрафа на руководителя организации в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет; на работодателя - физического лица - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

2. Совершение физическим лицом, являющимся учредителем (участником) организации, собственником имущества организации, или обладающим правом определять решения, принимаемые органами управления организации, действий, повлекших невыплату организацией свыше двух месяцев заработной платы и (или) иных установленных трудовым законодательством выплат, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной четвертой до одного размера суммы невыплаченной заработной платы и (или) иных установленных трудовым законодательством выплат.";

3) в части 1 статьи 23.1 цифры "5.56, 5.57," заменить цифрами "5.56 - 5.58,";

4) часть 1 статьи 28.4 после цифр "5.52," дополнить цифрами "5.58,"


Президент Российской Федерации


Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за нарушение трудового законодательства"


Негативные последствия мирового экономического кризиса еще больше обострили противоречия между работником и работодателем.

В этих условиях важнейшей задачей государства является создание действенных гарантий конституционного права граждан на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы (часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации), а также других гарантий, предусмотренных трудовым законодательством.

К сожалению, эта задача сегодня не решена в должной мере. Предусмотренные законодательством Российской Федерации механизмы юридической ответственности за нарушение трудового законодательства на практике зачастую оказываются неэффективными.

Установленные Трудовым кодексом Российской Федерации (статьи 142, 236, 419 и др.) меры защиты прав наемного работника предполагают его активные действия по противостоянию работодателю, нарушающему его права. Однако в сегодняшних реалиях значительная часть работников, боясь увольнения и иных отрицательных для себя последствий, не может конфликтовать с работодателем.

В этих условиях крайне необходимы дополнительные меры публично-правовой ответственности за нарушение ключевых экономических прав наемного работника.

Статьей 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат. Однако эта статья в ее нынешней редакции не способна карать основную часть случаев умышленной невыплаты организацией работникам заработной платы. Она допускает наступление ответственности лишь тогда, когда доказана корыстная или иная личная заинтересованность в этом руководителя организации. На практике эта статья применяется в основном лишь в случаях совершения руководителем организации по месту работы хищения. В таких случаях ему вменяется совокупность преступлений: собственно хищение и статья 145.1 в случае наличия в организации задолженности по зарплате перед работниками. Вместе с тем указанная статья не предусматривает ответственности в тех случаях, когда заработная плата работникам умышленно не выплачивается, финансовые средства организации, которые могли бы обеспечить погашение долга по зарплате, расходуются на иные хозяйственные цели или выводятся из оборота организации в качестве прибыли и т.п., но при этом отсутствует корысть или прямая личная заинтересованность в этом руководителя организации.

Кроме того, зачастую финансовыми потоками организации управляют не наемные руководители, а ее реальные хозяева: учредители, собственники, которые не являются субъектами ответственности по статье 145.1 УК РФ. Их умышленные действия по уводу капитала из организации при наличии долга по зарплате сегодня не наказуемы. Если имеется корыстная или иная личная заинтересованность в невыплате заработной платы учредителя, собственника организации, а не ее руководителя, то вообще никто не может быть привлечен к ответственности по статье 145.1 УК РФ в ее нынешней редакции. Вряд ли такой подход можно признать правильным и справедливым.

Законопроект предлагает дополнительные механизмы ответственности физических лиц за виновные нарушения прав граждан. В частности, предлагается установить административную ответственность за невыплату свыше двух месяцев заработной платы и (или) иных установленных трудовым законодательством выплат, совершенную руководителем организации или индивидуальным предпринимателем - работодателем при наличии возможности осуществить соответствующие выплаты, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (части 1 и 2 предлагаемой новой статьи 5.58 КоАП РФ). Такая административная ответственность будет наступать в тех случаях, когда при наличии финансовых средств, достаточных для погашения долга по зарплате и иным трудовым выплатам, выплаты умышленно не производятся, финансы расходуются на иные цели, однако не доказана корысть или иная личная заинтересованность в этом руководителя организации или индивидуального предпринимателя (т.е. не установлено похищение им финансовых средств организации и т.п., что влечет отсутствие состава уголовного преступления).

Предлагаемый законопроектом указанный новый состав административного правонарушения является юридически определенным и соответствует принципу индивидуализации наказания. Используемое в законопроекте выражение "при наличии возможности осуществить соответствующие выплаты" может достаточно четко и однозначно толковаться в правоприменительной практике на основе статьи 855 ГК РФ, устанавливающей очередность списания денежных средств со счета (приоритет оплаты труда над расходами последующих очередей), а также на основе иных норм действующего законодательства.

Законопроект также предусматривает административную ответственность физических лиц, являющихся учредителями, собственниками организаций, или обладающих правом определять их решения по финансовым вопросам, за совершение действий, повлекших невыплату организацией свыше двух месяцев заработной платы и (или) иных установленных трудовым законодательством выплат (увод капиталов, изъятие прибыли при наличии долга по зарплате и т.п.) (часть 3 предлагаемой новой статьи 5.58 КоАП РФ). Для этого случая предлагается установить административный штраф в размере от одной четвертой до одного размера суммы невыплаченной заработной платы и (или) иных установленных трудовым законодательством выплат; соответствующие дополнения предлагаются к статье 3.5 КоАП РФ. Те же деяния указанных лиц, совершенные ими из корыстной или иной личной заинтересованности, будут влечь уголовную ответственность (часть 2 предлагаемой новой редакции статьи 145.1 УК РФ).

Следует отметить, что Уголовный кодекс Российской Федерации уже содержит статьи, предусматривающие ответственность собственника организации (например, статья 199.2 "Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов"). В связи с этим предложения законопроекта не выходят из русла общей логики уголовной ответственности.

Законопроект предлагает, чтобы новые составы административных правонарушений рассматривались судами, а соответствующие дела возбуждались прокурорами. Трудовой кодекс Российской Федерации дополняется указанием на возможность ответственности за задержку выплаты работникам заработной платы и иных установленных трудовым законодательством выплат учредителя, собственника организации и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Необходимо подчеркнуть, что положения законопроекта не допускают возможности какой-либо ответственности руководителей и собственников тех организаций, которые оказались в тяжелой финансовой ситуации по объективным причинам экономического характера, т.е. без вины указанных лиц. Законопроект также не допускает возможности наложения финансовых санкций на саму организацию, имеющую долг по заработной плате перед работниками.

Принятие законопроекта позволит более энергично бороться за соблюдение ключевых экономических прав наемных работников, то есть большинства российских граждан трудоспособного возраста. Сам факт наличия в законодательстве дополнительных мер ответственности должен заставить руководителей, учредителей, собственников организации серьезно задуматься, прежде чем идти на умышленную невыплату заработной платы и другие нарушения трудового законодательства.


Приложение 1
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации
в части усиления ответственности
за нарушение трудового законодательства"


Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за нарушение трудового законодательства"


Принятие проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.


Приложение 2
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации
в части усиления ответственности
за нарушение трудового законодательства"


Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за нарушение трудового законодательства"


Принятие проекта федерального закона не потребует дополнительных затрат за счет средств федерального бюджета.



Постановление Правительства Москвы от 19 января 2010 г. N 37-ПП "О проекте постановления Московской городской Думы "О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за нарушение трудового законодательства"


Текст постановления опубликован в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", февраль 2010 г., N 8 (дата выхода номера в свет 02.02.2010)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.