г. Нижний Новгород |
|
07 декабря 2017 г. |
Дело N А79-1406/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.12.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.12.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального бюджетного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.07.2017, принятое судьей Коркиной О.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2017, принятое судьями Тарасовой Т.И., Назаровой Н.А., Родиной Т.С., по делу N А79-1406/2017
по иску муниципального бюджетного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" (ИНН: 2130034974, ОГРН: 1082130001788)
к обществу с ограниченной ответственностью "Сельский комфорт" (ИНН: 2130099604, ОГРН: 1122130002092)
о взыскании неустойки,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии",
и установил:
муниципальное бюджетное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сельский комфорт" (далее - Общество) о взыскании 460 017 рублей 07 копеек пеней за период с 24.10.2015 по 31.03.2016 за нарушение сроков выполнения работ по контракту от 24.04.2015 N 46/09-15.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" (далее - ООО "Коммунальные технологии").
Суд решением от 10.07.2017 отказал Учреждению в удовлетворении иска.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 18.09.2017 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Учреждение не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанции применили не подлежащие применению постановление Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" (далее - Постановление N 190) и Порядок списания заказчиком в 2016 году начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.04.2016 N 44н. По мнению Учреждения, в данном случае отсутствовали основания для списания начисленной неустойки, так как на муниципальном уровне не был принят соответствующий порядок списания неустоек. Подробно доводы Учреждения изложены в кассационной жалобе.
Общество и ООО "Коммунальные технологии" не представили отзывы на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Учреждение (заказчик) и Общество (подрядчик) заключили контракт от 24.04.2015 N 46/09-15, по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по техническому перевооружению котельной 11-Ю и инженерных сетей для переключения потребителей котельных 11-Ю, 16-Ю, группы планируемых жилых домов по улице Магницкого, 1б, и существующих жилых домов 4 и 5 по улице Сапожникова в городе Чебоксары, согласно техническому плану (приложение 1 к контракту).
Цена контракта составляет 76 998 020 рублей, в том числе налог на добавленную стоимость в размере 18 процентов - 11 745 460 рублей 67 копеек, и уплачивается заказчиком за счет средств от приносящей доход деятельности (пункт 2.1 контракта).
Согласно пункту 3.1.1 контракта подрядчик обязан своевременно и надлежащим образом выполнить работы и представить заказчику отчетную документацию по итогам исполнения контракта.
Срок исполнения подрядчиком своих обязательств по контракту: с момента подписания контракта до 10.09.2015 (пункт 4.2 контракта).
Согласно пункту 2.1 контракта (в редакции дополнительного соглашения от 11.04.2016 N 1) цена контракта составляет 78 646 384 рубля, в том числе налог на добавленную стоимость в размере 18 процентов - 11 996 906 рублей 03 копейки, и оплачивается заказчиком за счет средств от приносящей доход деятельности.
Как видно из материалов дела, Общество выполнило работы в полном объеме, но сдало их заказчику с просрочкой (акты о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 10.07.2015 N 1, 2 и 3, от 24.08.2015 N 6, 8, 9, 10 и 13, от 31.08.2015 N 14, от 25.09.2015 N 16, 18 и 20, от 03.09.2015 N 15, 19 и 21, от 20.10.2015 N 26/1, 28, 30, 32, 34, 36, 39, 41, 43, 45, 47/2, 47/3, 47/6, 47/7, 47/8, 48, 50, 51, 53 и 54, от 02.11.2015 N 21, 22, 23, от 31.12.2015 N 26, 27, 29, 31, 33, 35, 36, 37, 38, 40, 44, 47/1, 47/4, 47/5, 49 и 52, от 31.03.2016 N 55 и 56, от 16.05.2015 N 55 и 56).
Учреждение в порядке, предусмотренном в пункте 7.4 контракта, начислило Обществу неустойку и претензиях от 26.01.2017 N 01/12-168 и 24.08.2016 N 01/12-3323 потребовало ее уплатить.
Общество не уплатило неустойку, что послужило основанием для обращения Учреждения в арбитражный суд с иском.
Руководствуясь статьей 193, пунктом 1 статьи 329, пунктом 1 статьи 330, пунктом 3 статьи 406, пунктом 1 статьи 708, пунктом 1 статьи 740, пунктами 1 и 2 статьи 743, пунктом 1 статьи 747, пунктом 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частями 4, 6, 6.1, 7 и 9 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), пунктами 6, 7 и 8 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила N 1063), Постановлением N 190, пунктами 10 и 40 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 28.06.2017, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии пришел к выводу о наличии оснований для списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) и отказал Учреждению в удовлетворении иска.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии с пунктом 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
На основании пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
В силу части 4 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно частям 6 и 7 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с пунктом 6 Правил N 1063 пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства и устанавливается контрактом в размере не менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С, где: Ц - цена контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов; С - размер ставки.
В пункте 7 Правил N 1063 установлено, что размер ставки определяется по формуле: С = Сцб x ДП, где: Сцб - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К; ДП - количество дней просрочки.
В силу пункта 8 Правил N 1063 коэффициент К определяется по формуле: К = ДП/ДК x 100 процентов, где: ДП - количество дней просрочки; ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
Как видно из материалов дела, пункт 7.4 контракта, устанавливающий порядок и основания взыскания неустойки, идентичен по содержанию положениям Федерального закона N 44-ФЗ и Правил N 1063.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию.
На основании пункта 1 статьи 747 ГК РФ заказчик обязан своевременно предоставить для строительства земельный участок. Площадь и состояние предоставляемого земельного участка должны соответствовать содержащимся в договоре строительного подряда условиям, а при отсутствии таких условий обеспечивать своевременное начало работ, нормальное их ведение и завершение в срок.
Должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора (часть 3 статьи 406 ГК РФ).
На основании пункта 9 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Суды установили и материалам дела не противоречит, что Учреждение передало Обществу проектную документацию для перевооружения котельной лишь 01.06.2015 (письма от 05.05.2015 N 53-п и от 01.06.2015 N 01/11-1649).
Общество в письме от 18.05.2015 N 60-п просило Учреждение приостановить работу котельной для выполнения демонтажных, строительных и монтажных работ.
ООО "Коммунальные технологии" пояснило, что работы, предусмотренные контрактом, не согласованы с ним, график отключения горячей воды установлен с 01.07.2015 по 14.07.2015, и просило планировать работы в соответствующий период (письмо от 18.05.2015 N 15-11/1994).
Учреждение в письме от 30.06.2015 N 01/12-1965 известило Общество об отказе собственника земельного участка с кадастровым номером 21:01:030511:12 Студенцовой Л.С. от согласования прохождения инженерных коммуникаций по ее земельному участку.
Общество в письме от 01.07.2015 N 90-и известило Учреждение о приостановлении работ в связи с запретом правообладателей на прохождение наружных тепловых сетей по их земельным участкам.
Учреждение указало Обществу на необходимость выполнения работ по новому земельному участку с кадастровым номером 21:01:030511:2 после получения согласования от ГУП Чувашской Республики "Республиканское управление капитального строительства" Минстроя Чувашии (письмо от 12.08.2015 N 01/12-2535).
Общество в письме от 14.09.2015 N 138-п пояснило, что в связи задержкой представления заказчиком проектно-сметной документации и корректировки проекта теплотрассы датой завершения работ следует считать 30.09.2015.
Согласно пункту 10 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 28.06.2017, при несовершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.
С учетом изложенного суды пришли к верному выводу о том, что срок выполнения работ продлевается на период, соответствующий просрочке кредитора-заказчика, и определили срок начисления неустойки с 01.12.2015 по 31.12.2015, размер которой при расчете по Правилам N 1063 составляет 328 896 рублей 30 копеек.
В соответствии с частью 6.1 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Во исполнение положений части 6.1 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации приняло Постановление N 190, в пункте 1 которого установлено, что заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2016 году исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней), указанных в пункте 1 настоящего Постановления, осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, условия которых изменены в 2016 году в соответствии с частью 1.1 статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (пункт 2 Постановления N 190).
Из подпункта "а" пункта 3 Постановления N 190 следует, что предоставление отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляются заказчиком, если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Списание начисленных сумм неустоек в силу приведенных нормативных положений является одной из мер государственной поддержки исполнителей государственных и муниципальных контрактов и не зависит от усмотрения заказчика.
Аналогичные разъяснения приведены и в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.
Суды установили, что размер заявленной Учреждением неустойки и неустойки, рассчитанной судом, составляет менее 5 процентов от цены контракта от 24.04.2015 N 46/09-15.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу о том, что неустойка, начисленная подрядчику, подлежала списанию в порядке, установленном Федеральным законом N 44-ФЗ и постановлением Правительства N 190, и обоснованно отказали Учреждению в удовлетворении иска.
Выводы судов сделаны на основании всестороннего, полного и объективного исследования материалов дела, не противоречат им и не подлежат переоценке в суде кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом приведенных в кассационной жалобе доводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.07.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2017 по делу N А79-1406/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального бюджетного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней), указанных в пункте 1 настоящего Постановления, осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, условия которых изменены в 2016 году в соответствии с частью 1.1 статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (пункт 2 Постановления N 190).
Из подпункта "а" пункта 3 Постановления N 190 следует, что предоставление отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляются заказчиком, если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
...
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу о том, что неустойка, начисленная подрядчику, подлежала списанию в порядке, установленном Федеральным законом N 44-ФЗ и постановлением Правительства N 190, и обоснованно отказали Учреждению в удовлетворении иска."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 декабря 2017 г. N Ф01-5643/17 по делу N А79-1406/2017