Нижний Новгород |
|
25 июля 2023 г. |
Дело N А43-31014/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.07.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.07.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.В.,
судей Бердникова О.Е., Когута Д.В.
при участии представителей
от заявителя: Новикова И.П. (доверенность от 26.12.2022 N 217),
от заинтересованного лица: Гараевой О.Н. (доверенность от 12.12.2022 N 371),
Дементьевой Е.М. (доверенность от 12.12.2022 N 372),
Еремеевой Ю.С. (доверенность от 17.07.2023 N 228Д-2023),
Лаврентьева А.А. (доверенность от 01.01.2022 N 9)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.12.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2023
по делу N А43-31014/2022
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия
о взыскании с акционерного общества "Нижегородский водоканал"
(ИНН: 5257086827, ОГРН: 1065257065268)
задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду и пеней
и установил:
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о взыскании с акционерного общества "Нижегородский водоканал" (далее - АО "Нижегородский водоканал", Общество) задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за период с первого квартала 2017 года по четвертый квартал 2020 года в размере 113 119 262 рублей 78 копеек, а также 31 500 281 рубля 48 копеек пеней, начисленных с 02.03.2018 по 26.09.2022.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 29.12.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что в связи с неэффективностью осуществленных природоохранных мероприятий Общество обязано было провести пересчет ранее исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду, увеличив ее на сумму ранее вычтенных затрат на природоохранные мероприятия. Управление также не согласно с выводом суда первой инстанции об истечении срока исковой давности по заявленному требованию.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании возразили относительно приведенных в ней доводов, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Управление, установив наличие у АО "Нижегородский водоканал" задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, направило в адрес Общества требование от 22.06.2022 N 01-15/6044 о добровольном погашении недоимки (задолженности) по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 - 2020 годы в размере 113 119 262 рублей 78 копеек, а также уплате пеней в сумме 36 461 530 рублей 95 копеек.
Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 16, 16.2, 16.3, 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255, Порядком представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.12.2020 N 1043, Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о пропуске Управлением срока исковой давности для взыскания спорной суммы долга и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд, руководствуясь этими же нормами права, указал на ошибочность вывода суда первой инстанции о пропуске Управлением срока исковой давности, однако признал недоказанным наличие оснований для пересчета исчисленной Обществом платы за негативное воздействие окружающей среды и оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода, вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (пункты 2, 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ).
На основании пункта 11 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления. Затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду в целях данной статьи признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 данного закона и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 255).
В пункте 23 Правил N 255 установлено, что в случае несоблюдения снижения выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в течение 6 месяцев после наступления сроков, определенных планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности, установленными статьей 67.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды", исчисленная за соответствующие отчетные периоды, в которых осуществлялась корректировка платы, плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ, превышающие нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов или технологические нормативы, подлежит пересчету без учета вычтенных затрат, указанных в пункте 26 настоящих Правил, по формуле, указанной в пункте 21 настоящих Правил, и внесению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что основанием для обращения в суд с заявлением о взыскании с Общества платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 - 2019 годы послужил произведенный Управлением пересчет платы на основании пункта 23 Правил N 255.
Соответственно, в силу данной нормы факт неэффективности мероприятий, предусмотренных Планом снижения сбросов на период с 01.01.2014 по 31.12.2019, мог быть установлен не позднее 30.06.2020.
Однако в рассматриваемом случае проверка проводилась Управлением в период с 01.03.2021 по 29.03.2021. Таким образом, установленные в ходе проверки обстоятельства не могут являться основанием для применения пункта 23 Правил N 255.
Кроме того, судами установлено, что основанием для взыскания платы за 2020 год также является пересчет платы, произведенный на основании пункта 23 Правил N 255.
Между тем из материалов дела не усматривается наличие плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, установленных статьей 67.1 Закона N 7-ФЗ, срок исполнения которых истекал бы 31.12.2020, и эффективность которых могла быть проверена в ходе проверки, проведенной в период с 01.03.2021 по 29.03.2021.
При таких обстоятельствах апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что Управление не доказало наличие оснований для пересчета исчисленной Обществом платы за негативное воздействие на окружающую среду и наличие задолженности, за взысканием которой обратилось с настоящим требованием.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Управлению в удовлетворении заявления.
Довод кассационной жалобы об ошибочном выводе суда первой инстанции о пропуске Управлением срока исковой давности по заявленному требованию является обоснованным, на что также указал апелляционный суд в постановлении от 04.05.2023.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.12.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2023 по делу N А43-31014/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Соколова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили и материалами дела подтверждается, что основанием для обращения в суд с заявлением о взыскании с Общества платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 - 2019 годы послужил произведенный Управлением пересчет платы на основании пункта 23 Правил N 255.
Соответственно, в силу данной нормы факт неэффективности мероприятий, предусмотренных Планом снижения сбросов на период с 01.01.2014 по 31.12.2019, мог быть установлен не позднее 30.06.2020.
Однако в рассматриваемом случае проверка проводилась Управлением в период с 01.03.2021 по 29.03.2021. Таким образом, установленные в ходе проверки обстоятельства не могут являться основанием для применения пункта 23 Правил N 255.
Кроме того, судами установлено, что основанием для взыскания платы за 2020 год также является пересчет платы, произведенный на основании пункта 23 Правил N 255.
Между тем из материалов дела не усматривается наличие плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, установленных статьей 67.1 Закона N 7-ФЗ, срок исполнения которых истекал бы 31.12.2020, и эффективность которых могла быть проверена в ходе проверки, проведенной в период с 01.03.2021 по 29.03.2021.
...
Довод кассационной жалобы об ошибочном выводе суда первой инстанции о пропуске Управлением срока исковой давности по заявленному требованию является обоснованным, на что также указал апелляционный суд в постановлении от 04.05.2023."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 июля 2023 г. N Ф01-4014/23 по делу N А43-31014/2022