Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 14 декабря 2020 г. N 03-07-08/109049
Вопрос: Материнская компания, зарегистрированная в соответствии с законодательством Франции и не имеющая Представительства на территории РФ, оказывает электронные услуги (предоставление прав на использование программ для ЭВМ через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности через Лицензионный Договор путем передачи простой неисключительной лицензии) на территории РФ своей Дочерней компании (форма собственности - ООО, общая система налогообложения) и зарегистрировалась в качестве плательщика НДС с суммы электронных услуг на территории РФ.
С 2021 года, ввиду изменений законодательства, внесенных Федеральным законом от 31.07.2020 N 265-ФЗ (поправки в Налоговый кодекс (НК РФ) в части оснований освобождения от НДС реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных и прочие изменения), данные электронные услуги более не будут освобождаться от начисления НДС и Материнской компании необходимо будет самостоятельно исчислять и перечислять в бюджет данную сумму НДС.
Вместе с тем в письме ФНС России от 24.04.20191 N СД-4-3/7937@ налоговое ведомство фактически разрешило покупателям в аналогичных нашей ситуациях самостоятельно исчислять и уплачивать НДС в бюджет за иностранные организации, а также принимать уплаченную сумму НДС к вычету.
Правильно ли мы понимаем, что в нашей ситуации, когда Дочерняя компания перечисляет Лицензионное вознаграждение иностранному лицензиару (своей Материнской компании), с 2021 года Дочерняя компания может самостоятельно исчислять, удерживать НДС с суммы Лицензионного вознаграждения и перечислять данный налог в бюджет РФ вместо Материнской компании, а также принимать уплаченную сумму НДС к вычету? Или в данном случае такой порядок удержания, уплаты и принятия к вычету НДС неприменим?
Ответ: В связи с письмом о применении с 1 января 2021 года налога на добавленную стоимость в отношении операций по передаче иностранной организацией российской организации прав на использование программ для электронных вычислительных машин через сеть "Интернет", не включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, Департамент налоговой политики сообщает следующее.
Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) внесены изменения, согласно которым с 1 января 2021 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
Таким образом, начиная с 1 января 2021 года, передача прав на использование программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, будет облагаться налогом на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс),
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 174.2 Кодекса предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин, баз данных через сеть "Интернет", в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, является услугой в электронной форме.
На основании положений указанной статьи 174.2 Кодекса при оказании российским организациям (индивидуальным предпринимателям) иностранной организацией услуг в электронной форме, местом реализации которых на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса признается территория Российской Федерации, обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость в бюджет возлагается на эту иностранную организацию. В связи с этим и с учетом пункта 4.6 статьи 83 Кодекса иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, подлежит постановке на учет в налоговом органе.
Таким образом, при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме, в том числе при передаче иностранной организацией российской организации с 1 января 2021 года прав на использование программ для электронных вычислительных машин через сеть "Интернет", не включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, исчисление и уплата налога на добавленную стоимость российской организацией в отношении данных услуг в качестве налогового агента Кодексом не предусмотрены.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Если иностранная компания передает через Интернет российской организации права на использование программ для ЭВМ, не включенных в единый реестр, то российская организация не должна исчислять и уплачивать НДС в отношении данных услуг в качестве налогового агента.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 14 декабря 2020 г. N 03-07-08/109049
Текст письма опубликован не был