Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 11 декабря 2020 г. N 03-07-14/108650
В связи с запросом о порядке налогообложения налогом на добавленную стоимость консультационных услуг, связанных с разработкой программного обеспечения, а также услуг по адаптации и модификации программ для электронно-вычислительных машин, оказываемых белорусским индивидуальным предпринимателем российскому индивидуальному предпринимателю, Департамент налоговой политики сообщает следующее.
Пунктом 2 статьи 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года определено, что взимание косвенных налогов, в том числе налога на добавленную стоимость, при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением N 18 к Договору.
На основании положений пунктов 1 и 28 Протокола взимание налога на добавленную стоимость при выполнении работ, оказании услуг производится в соответствии с налоговым законодательством государства - члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ (услуг).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 29 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если налогоплательщиком этого государства-члена приобретаются, в частности, консультационные услуги, а также работы, услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных.
При этом согласно абзацу девятому пункта 2 Протокола консультационными признаются услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций и иных форм консультаций.
Учитывая изложенное, местом реализации белорусским индивидуальным предпринимателем вышеуказанных услуг, оказываемых российскому индивидуальному предпринимателю, признается территория Российской Федерации и, соответственно, такие услуги являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.
На основании подпунктов 1 и 2 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) российский налогоплательщик, приобретающий товары (работы, услуги) у иностранного лица, не состоящего на учете в налогом органе, обязан исчислить, удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость в качестве налогового агента. При этом в указанном случае налогообложение производится по ставке налога на добавленную стоимость, предусмотренной пунктом 4 статьи 164 Кодекса.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Белорусский предприниматель консультирует российского предпринимателя по вопросам, связанным с разработкой ПО, а также адаптирует и модифицирует компьютерные программы.
Как пояснил Минфин, местом реализации услуг признается территория России. Они облагаются НДС в нашей стране.
Российский налогоплательщик, приобретающий услуги у иностранного лица, не состоящего на учете в России, обязан исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДС в качестве налогового агента.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 11 декабря 2020 г. N 03-07-14/108650
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 18 января 2021 г. N 2