Письмо Минфина России от 23 декабря 2020 г. N 03-01-15/113204
Департамент анализа эффективности преференциальных налоговых режимов рассмотрел обращение и по вопросу применения контрольно-кассовой техники сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ расчеты для целей указанного Федерального закона - это прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, выдача (получение) обменных знаков игорного заведения и выдача (получение) денежных средств в обмен на предъявленные обменные знаки игорного заведения, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. Под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.
В этой связи при возврате денежных средств физическому лицу за оплаченные услуги организация обязана применять контрольно-кассовую технику. При этом в соответствии с положениями пункта 1 статьи 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ кассовый чек должен содержать обязательные реквизиты, в том числе в случае возврата денежных средств - "возврат прихода".
Вместе с тем обращаем внимание, что на основании пункта 9 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ при осуществлении расчетов в безналичном порядке (за исключением расчетов с предъявлением электронного средства платежа) с организациями, в том числе с Пенсионным фондом Российской Федерации, организация вправе не применять контрольно-кассовую технику.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.Т. Заитов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин указал, что при возврате денежных средств гражданину за оплаченные услуги организация обязана применять ККТ. Кассовый чек должен содержать в т. ч. реквизит "возврат прихода".
При совершении расчетов в безналичном порядке (за исключением расчетов с предъявлением электронного средства платежа) с организациями, в т. ч. с ПФР, юрлицо вправе не применять ККТ.
Письмо Минфина России от 23 декабря 2020 г. N 03-01-15/113204
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 19 февраля 2021 г. N 6