Письмо Минфина России от 25 декабря 2020 г. N 02-09-07/114330
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент), рассмотрев письма, сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, однако Минфину России не предоставлено право официального толкования законодательных или иных нормативных правовых актов в части бюджетного законодательства.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
При этом Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрено полномочие Министерства финансов Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения законодательства в сфере государственного (муниципального) финансового контроля.
Вместе с тем полагаем необходимым отметить следующее.
1. По вопросу соблюдения требований к проведению должностными лицами органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проверки специалистов, привлекаемых для проведения экспертиз.
В соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 N 100 (далее - Стандарт N 100), должностные лица органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее - орган контроля) имеют право назначать (организовывать) экспертизы, необходимые для проведения контрольных мероприятий с привлечением независимых экспертов (специализированных экспертных организаций), специалистов иных государственных органов, специалистов учреждений, подведомственных органу контроля.
Согласно пункту 5 Стандарта N 100 должностные лица органа контроля при привлечении независимого эксперта (работника специализированной экспертной организации), специалиста иного государственного органа, не являющегося органом контроля, специалиста учреждения, подведомственного органу контроля (далее - специалист), обязаны провести проверку требований, подтверждающих наличие у специалиста специальных знаний, опыта, квалификации, необходимых для проведения экспертизы, в том числе:
высшее или среднее профессиональное образование по специальности, требуемой в области экспертизы;
квалификационный аттестат, лицензия или аккредитация, требуемые в области экспертизы.
При этом в соответствии с положениями пункта 7 Стандарта N 100 в случае отсутствия одного из указанных в пункте 5 Стандарта N 100 условий, подтверждающих наличие у специалиста специальных знаний, опыта, квалификации, должностные лица органа контроля не вправе допускать такого специалиста к участию в контрольном мероприятии, а привлеченного специалиста обязаны отстранить от участия в контрольном мероприятии.
2. По вопросу обращения в суд с исковым заявлением о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, сообщаем.
В соответствии с пунктом 4 статьи 270.2 БК РФ неисполнение предписаний органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Пунктом 15 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095, установлено, что неисполнение предписаний органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
При этом подпунктом "к" пункта 4 Стандарта N 100 установлена обязанность должностного лица органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба публично-правовому образованию, признании закупок недействительными в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, исходя из действующего бюджетного законодательства Российской Федерации, при неисполнении объектом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля предписаний органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, в суд с исковым заявлением о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, обращается государственный (муниципальный) орган, который уполномочен на это соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации.
Полагаем необходимым отметить, что позиция Департамента по данному вопросу была направлена в связи с аналогичным обращением письмом Минфина России от 30.11.2020 N 02-09-09/104367.
Директор Департамента |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин подготовил разъяснения:
- по вопросу соблюдения требований к проведению должностными лицами органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проверки специалистов, привлекаемых к экспертизам;
- об обращении в суд с исковым заявлением о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, ее субъекту, муниципальному образованию.
Письмо Минфина России от 25 декабря 2020 г. N 02-09-07/114330
Текст письма опубликован не был