Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере в субъектах Российской Федерации во 2 полугодии 2020 года
(Федеральное казначейство, июнь 2021 г.)
В ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере в субъектах Российской Федерации во 2 полугодии 2020 года Федеральным казначейством, территориальными органами Федерального казначейства выявлены следующие недостатки и нарушения положений бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и условий государственных (муниципальных) контрактов.
1. Недостатки и нарушения при предоставлении и использовании межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации
1.1 В нарушение нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации (правовых актов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), устанавливающих порядок предоставления субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов (далее - Правила предоставления субсидии, субвенции, иных межбюджетных трансфертов соответственно), соглашений о предоставлении субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (далее - соглашения), главными распорядителями средств бюджетов субъектов Российской Федерации, как получателями бюджетных средств, получателями бюджетных средств нарушены:
обязательства по достижению значений показателей результативности при использовании средств, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии из федерального бюджета;
обязательства по исполнению графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства.
1.2. В нарушение пункта 3 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. N 837 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 139), пункта 2 Нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения пожаров, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 г. N 1605-р, пунктов 1.6, 1.13 подраздела 4.10 раздела 4 Паспорта Национального проекта "Экология", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16, далее - Национальный проект), паспорта регионального проекта "Сохранение лесов", главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации средства федерального бюджета использованы на цели, несоответствующие целям их предоставления, а именно: за счет средств субвенций, предоставленных из федерального бюджета, оплачены расходные материалы, не относящиеся к лесопожарной технике и оборудованию для проведения комплекса мер по охране лесов от пожаров и не подлежащие финансированию за счет средств субвенций на мероприятия в рамках Национального проекта.
1.3. В нарушение пункта 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2 части 1 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соглашений, государственных контрактов получателями средств бюджета субъекта Российской Федерации и получателями средств местных бюджетов приняты и оплачены за счет средств, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии из федерального бюджета, фактически невыполненные работы подрядными организациями, а именно:
работы по благоустройству общественной территории (озеленение, устройство плиточного основания, установка малых архитектурных форм, установка светотехнического оборудования);
реставрационные работы (воссоздание) объектов (дверных и оконных блоков, витражей, штукатурные работы фасадов и другие);
монтажные работы, содержащие виды и объемы работ по монтажу объектов и оборудования (установка счетчиков, радиаторов отопления, опор освещения и другие);
работы по устройству цементобетонного покрытия спортивных площадок, асфальтобетонного покрытия проездов и гостевых стоянок автомашин и другие;
работы по прокладке и изоляции трубопроводов водоснабжения.
2. Недостатки и нарушения при формировании отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации, в том числе об исполнении государственных заданий бюджетными и автономными учреждениями субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета
2.1. В нарушение подпункта 3.1 пункта 2, подпунктов 10, 13 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 43 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 октября 2018 г. N 1192), соглашения главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации размещались отчеты в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - ГИИС "Электронный бюджет) с нарушением установленных соглашением сроков, а именно:
отчет о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия, размещен с нарушением сроков на 43 дня (ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периода);
отчет о достижении установленных соглашением значений показателя результативности использования субсидии размещен с нарушением сроков на 140 дней (не позднее 15-го числа месяца, следующего за годом, в котором была получена субсидия).
2.2. В нарушение подпункта "г" пункта 17 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2019 г. N 193 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2019 г. N 1661), соглашений главными распорядителями средств бюджетов субъектов Российской Федерации:
размещен отчет о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, в ГИИС "Электронный бюджет" с указанием недостоверной информации в части завышения в разделе 1 "Движение денежных средств" суммы по показателям "Поступило средств Иного межбюджетного трансферта в бюджет субъекта Российской Федерации из федерального бюджета" и "Израсходовано средств бюджета субъекта Российской Федерации (кассовый расход)" за отчетный период нарастающим итогом с начала года;
не обеспечено выполнение обязательств по предоставлению отчетов о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляются иные межбюджетные трансферты в форме электронного документа, в ГИИС "Электронный бюджет".
2.3. В нарушение пункта 8 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий направления (подпрограммы) "Дорожное хозяйство" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1596, нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, соглашения получателями средств бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов не обеспечено предоставление главному распорядителю средств бюджета субъекта Российской Федерации в форме электронного документа в ГИИС "Электронный бюджет" отчетов о расходах бюджета, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, и отчетов о достижении значений результата регионального проекта.
3. Недостатки и нарушения при использовании специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) региональных операторов
3.1. В нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 180, пункта 7 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормативного правого акта субъекта Российской Федерации, регулирующего отдельные вопросы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах региональным оператором аккумулирование взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете регионального оператора, уплаченных на счета организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, не осуществлялось или осуществлялось не в полном объеме.
3.2. В нарушение пункта 8 части 2 статьи 182, части 1, пункта 1 части 2 статьи 183 Жилищного кодекса Российской Федерации региональным оператором по многоквартирным домам не осуществлялся учет средств, поступивших на счет, счета регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирных домах в части начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт, задолженности по их оплате, а также уплаченных пеней.
3.3. В нарушение частей 1, 2 статьи 166, части 1 статьи 174, части 3 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормативного правого акта субъекта Российской Федерации, регулирующего отдельные вопросы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, договора региональным оператором допущено направление (использование) средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, на финансирование работ, не соответствующих законодательству Российской Федерации, а именно приняты и оплачены работы, не являющиеся работами по капитальному ремонту:
по устройству пандусов, аншлагов, указателей, санитарно-технического и отопительного оборудования, индивидуальных приборов учета потребления коммунальных услуг;
по ремонту отмостки;
услуги по энергетическому обследованию многоквартирных домов.
4. Иные вопросы
4.1. В нарушение пункта 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 504-ФЗ), подпункта "е" пункта 8, пункта 31 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение затрат по созданию, модернизации и (или) реконструкции объектов инфраструктуры индустриальных парков или промышленных технопарков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 2016 г. N 15 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 мая 2016 г. N 464), пунктов 26, 30 Правил отбора субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме иных межбюджетных трансфертов на возмещение затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных парков или промышленных технопарков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 г. N 1119 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2016 г. N 1374), соглашения главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации в целях получения финансовой поддержки в сфере промышленности за счет средств федерального бюджета направлялись списки резидентов технопарка в Федеральную налоговую службу и Федеральную таможенную службу для определения суммы фактически уплаченных резидентами технопарка федеральных налогов и таможенных пошлин с недостоверными сведениями, а именно: в списки включались организации, не являющиеся резидентами технопарка, а лишь его арендаторами.
4.2. В нарушение подпункта "г" пункта 3 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 (далее - Правила N 1042), заказчиками при заключении муниципальных контрактов устанавливался размер штрафа в виде фиксированной суммы за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиками обязательств в размере 0,00 рублей, тогда как за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиками обязательств по контрактам, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в порядке, установленном пунктом 3 Правил N 1042.
4.3. В нарушение требований части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе, государственных контрактов заказчиками не соблюдались требования об обязательности применения мер ответственности в случае нарушения поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий контрактов в части неисполнения следующих обязательств:
по привлечению к исполнению государственных контрактов субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15 процентов от цены государственных контрактов;
по предоставлению подрядчиком в срок, установленный условиями государственного контракта (не более 5 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиками), декларации о принадлежности субподрядчиков к субъектам малого предпринимательства, а также копии договоров, заключенных с субподрядчиками;
по предоставлению подрядчиком, в срок установленных государственным контрактом (в течение 10 рабочих дней со дня оплаты выполненных обязательств по договором с субподрядчиками), копий документов о приемке выполненных работ, которые являются предметами договоров, заключенных между подрядчиком и привлеченными им субподрядчиками и копий платежных поручений, подтверждающих перечисление денежных средств подрядчиками субподрядчикам;
по соблюдению сроков выполнения работ, установленных государственным контрактом.
4.4. В нарушение пункта 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, муниципальных контрактов заказчиками допущена приемка и оплата выполненных работ, связанных с капитальным ремонтом улиц, не предусмотренных условиями муниципальных контрактов, в части изменения объемов и видов работ по сравнению с первоначальными сметами как в большую, так и меньшую стороны.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ФК подготовило обзор недостатков и нарушений, выявленных в ходе контроля в финансово-бюджетной сфере в регионах во 2 полугодии 2020 г. В частности, речь идет о тех, которые были допущены:
- при предоставлении и использовании межбюджетных трансфертов;
- при формировании отчетности о реализации госпрограмм РФ, в т. ч. об исполнении госзаданий бюджетными и автономными учреждениями региона, финансируемых из федерального бюджета;
- при использовании региональными операторами по капремонту МКД полученных средств.
Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере в субъектах Российской Федерации во 2 полугодии 2020 года (Приложение к письму Федерального казначейства от 28 мая 2021 г. N 07-04-05/21-12556)
Текст обзора приводится по публикации на сайте Федерального казначейства (http://www.roskazna.ru) по состоянию на 17 июня 2021 г.