Резолютивная часть постановления объявлена 04.10.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.10.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего
Ключниковой Н.В.
судей:
Шелудяева В.Н.
Стрегелевой Г.А.
при участии в заседании:
от Управления имущественных отношений Брянской области (ОГРН 1053244057085, д.33 пр. Ленина, г. Брянск, 241002),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (ОГРН 1023402746819, д. 80, ул. Дуки, г. Брянск, 241050),
-не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
-Зенцовой Е.А. - главного специалиста-эксперта (доверенность от 11.01.2011 N 12),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 31.03.2011 (судья Малюгов И.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2011 (судьи Дорошкова А.Г., Полынкина Н.А., Еремичева Н.В.) по делу N А09-732/2011,
УСТАНОВИЛ:
Управление имущественных отношений Брянской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской (далее - УФАС, антимонопольный орган) от 13.01.2011 по делу N 277 .
Решением суда от 31.03.2011 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.06.2011 решение суда от 31.03.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе УФАС просит отменить решение, постановление суда, так как считает, что поскольку в отношении земельных участков, выставляемых на аукцион, был проведен государственный кадастровый учет, они являются самостоятельными объектами гражданского оборота, каждый земельный участок должен был выставляться отдельным лотом, а поэтому действия Управления являются нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", и просит принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя УФАС, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, в Управление поступило заявление ЖСК "ГринРивер" о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. Луговая, общей площадью 681 540 кв.м для комплексного освоения в целях строительства малоэтажных индивидуальных жилых домов коттеджного типа.
При подготовке межевого плана земельного участка кадастровым инженером было установлено, что указанный земельный участок попадает в границы кадастровых кварталов N 32:28:031405 и N 32:28:031407, в связи с чем им были подготовлены два межевых плана на земельные участки с кадастровыми номерами 32:28:031405:57, 32:28:031407:6.
24 ноября 2010 года областной земельной комиссией принято решение о выставлении на аукцион для комплексного освоения в целях жилищного строительства двух земельных участков, расположенных по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. Луговая, одним лотом.
Приказом Управления от 06.12.2010 N 3409 на аукцион, открытый по составу участников и по форме подачи предложений, выставлено право на заключение договоров аренды земельных участков, расположенных по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. Луговая, под размещение малоэтажной застройки: земельный участок площадью 651788 кв.м, кадастровый номер 32:28:031407:6, земельный участок площадью 18099 кв.м, кадастровый номер 32:28:031405:57.
Соответствующее извещение опубликовано в "Земельной газете" 10.12.2010 N 45 (198). Земельные участки для комплексного освоения в целях жилищного строительства выставлялись на аукцион одним лотом со сроком аренды 6 лет.
Решением УФАС от 13.01.2011 по делу N 277 действия Управления имущественных отношений Брянской области по объединению двух земельных участков в один предмет торгов являются нарушением требований п. 2 ч. 1 ст. 15, п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), так как могут привести к недопущению, устранению, ограничению конкуренции среди хозяйствующих субъектов на рынке вновь возводимой жилой недвижимости и повлечь за собой ущемление интересов участников данного рынка, желающих приобрести один из двух выставляемых на аукцион земельных участков.
Предписанием N 39 Управлению было предписано внести изменения в извещение, опубликованное 10.12.2010 в "Земельной газете" N 45 (198), о проведении торгов по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков, в том числе и по земельным участкам, расположенным по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. Луговая, под размещение малоэтажной застройки, выставляемым одним лотом, путем разделения земельного участка площадью 651788 кв.м, кадастровый номер 32:28:031407:6, и земельного участка площадью 18099 кв.м, кадастровый номер 32:28:031405:57, в разные лоты; продлить срок подачи заявок; разместить в "Земельной газете" изменения в извещение, опубликованное 10.12.2010 в "Земельной газете" N 45 (198), о проведении торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, в том числе и по земельным участкам, расположенным по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. Луговая, под размещение малоэтажной застройки.
Считая, что решение УФАС не соответствует закону, Управление оспорило его в суде.
Удовлетворяя заявленное требование, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.
11 ноября 2002 года постановлением Правительства РФ N 808 утверждены Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, которые определяют порядок организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков.
В силу ст. 30.2 Земельного кодекса РФ предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе в порядке, установленном статьей 38.2 настоящего Кодекса, без предварительного согласования места размещения объекта.
Согласно п. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ в случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляется разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется. Объединение земельных участков в один земельный участок допускается только при условии, если образованный земельный участок будет находиться в границах одной территориальной зоны.
Спорные земельные участки, выставленные на аукцион одним лотом, территориально расположены в разных кадастровых кварталах. Предоставление земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства обусловлено развитием конкретной территории, поэтому требуется единое градостроительное решение развития этой территории.
В связи с тем, что объединение рассматриваемых участков в один лот направлено на достижение единого градостроительного решения по развитию территории, что требует разработки документации по комплексной планировке территории, стоимость объекта торгов сама по себе не свидетельствует о нарушении положений Федерального закона "О защите конкуренции".
Помимо этого, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Правила о торгах не содержат запрета на передачу в аренду нескольких земельных участков единым лотом по одному договору аренды.
На основании изложенного, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленное Управлением требование.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы УФАС не имеется.
Судами первой и апелляционной инстанций дана оценка всем доводам УФАС по рассмотренным вопросам, в том числе и по изложенным в кассационной жалобе, поскольку в ней, по существу, антимонопольный орган повторяет все то, на что ссылался ранее, и это отражено в принятых судебных актах.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 31.03.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2011 по делу N А09-732/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
В.Н. Шелудяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ст. 30.2 Земельного кодекса РФ предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе в порядке, установленном статьей 38.2 настоящего Кодекса, без предварительного согласования места размещения объекта.
Согласно п. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ в случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляется разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется. Объединение земельных участков в один земельный участок допускается только при условии, если образованный земельный участок будет находиться в границах одной территориальной зоны.
...
В связи с тем, что объединение рассматриваемых участков в один лот направлено на достижение единого градостроительного решения по развитию территории, что требует разработки документации по комплексной планировке территории, стоимость объекта торгов сама по себе не свидетельствует о нарушении положений Федерального закона "О защите конкуренции".
Помимо этого, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Правила о торгах не содержат запрета на передачу в аренду нескольких земельных участков единым лотом по одному договору аренды."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 октября 2011 г. N Ф10-3349/11 по делу N А09-732/2011