Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г.Калуга |
|
2 ноября 2016 г. |
Дело N А54-6962/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.10.2016.
Полный текст постановления изготовлен 02.11.2016.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Николаевой Н.Н.,
при участии представителей:
от муниципального унитарного предприятия города Рязани "Рязанская автоколонна N 1310 (ОГРН 1026200871641, ИНН 6227001987, ул.Радиозаводская, д.35, г.Рязань, 390027) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (ОГРН 1026201269269, ИНН 6231010720, ул. Ленина, д.34, г.Рязань, 390000) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Агротека" (ИНН 7723838559, ул.Цимлянская, д.3, стр.1, г.Москва, 109599) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 28.03.2016 (судья Шуман И.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2016 (судьи Еремичева Н.В., Мордасов Е.В., Стаханова В.Н.) по делу N А54-6962/2015,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие города Рязани "Рязанская автоколонна N 1310" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (далее - Рязанское УФАС, антимонопольный орган) от 26.08.2015 N 375-07-02/2015.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Торговый дом "Агротека" ( далее - общество).
Решением суда от 28.03.2016, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2016, решение Рязанского УФАС от 26.08.2015 N 375-07-02/2015 признано недействительным.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить решение и постановление судов, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, указывая на обоснованность оспоренного решения УФАС.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит оставить решение и постановление судов без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в суд округа своих представителей не направили, что не является в силу части 3 статьи 284 АПК РФ препятствием рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами, следует из материалов дела, предприятием 15.07.2015 на сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N31502569668 о проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку масла моторного для нужд МУП г. Рязани "Рязанская автоколонна N 1310" с начальной (максимальной) ценой договора - 650 тысяч рублей.
Для участия в открытом конкурсе подано четыре заявки, в том числе ООО "ТД "Агротека", предложившим цену договора - 485 562 рублей 05 копеек.
Согласно протоколу от 06.08.2015 N2-25 рассмотрения заявок и подведения итогов на участие в открытом конкурсе ООО "ТД "Агротека" не допущено к участию в открытом конкурсе в связи с тем, что не представлен расчет предлагаемой цены и ее обоснование, поскольку предложенная участником цена договора более чем на 25% ниже начальной (максимальной) цены договора (п.14 документации по проведению открытого аукциона).
По результатам рассмотрения заявок конкурс признан несостоявшимся.
Общество обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика при проведении открытого конкурса, в которой указало на нарушение предприятием статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ, Закон о закупках).
По результатам рассмотрения жалобы комиссия антимонопольного органа приняла решение от 26.08.2015 N 375-07-2/2015 (далее решение от 26.08.2015), которым жалоба ООО "Торговый дом "Агротека" признана обоснованной (пункт 1), постоянно действующей закупочной комиссии МУП г.Рязани "Рязанская автоколонна N 1310" решено выдать предписание об устранений нарушений антимонопольного законодательства (пункт 2).
Предприятие, не согласившись с решением УФАС, обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требования к участникам закупки, установленные в Положении о закупке товаров, работ, услуг для нужд МУП, утвержденном 08.09.2014, и в технической документации, учитывая положения части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ, пришли к выводу о необоснованности выводов Рязанского УФАС о нарушении заявителем законодательства о закупках.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ целями регулирования закупок являются: обеспечение единства экономического пространства; создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц; указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности; эффективное использование денежных средств; расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия; развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки; предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Как указано в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу пункта 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Судами установлено, что Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд МУП г. Рязани "Рязанская автоколонна N 1310" утверждено 08.09.2014.
Согласно пункту 1 статьи 20 Положения о закупках при представлении заявки, содержащей предложение о цене договора на 25 или более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, указанной организатором закупки в извещении об осуществлении закупки, участник, представивший такую заявку, обязан в составе такой заявки представить расчет предлагаемой цены договора и ее обоснование.
Организатор закупки вправе отклонить заявку, если установит, что цена, предложенная участником закупки, занижена на 25 или более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене договора, указанной организатором закупки в извещении о закупке, при отсутствии расчета предлагаемой цены договора и (или) ее обоснование либо по итогам проведенного анализа представленного расчета и обоснования цены договора организатор закупки пришел к обоснованному выводу о невозможности участника исполнить договор на предложенных им условиях (пункт 2 статьи 20 Положения о закупках).
В пункте 14 документации предприятием указаны требования, установленные статьей 20 Положения о закупках.
Общество в своей заявке на участие в закупке предложило заключить договор по цене 485 562 рублей 05 копеек, что более чем на 25 процентов ниже установленной начальной (максимальной) цены (650 тысяч рублей).
В обоснование предложенной цены участник представил договор поставки от 14.08.2014 N 14ZPRSSP143MS, заключенный ООО "ТД "Агротека" (покупатель) с ООО "Цеппелин ПС Рус" (поставщик, дилер по продукции Катерпиллар).
Отказывая в допуске к участию в открытом конкурсе, комиссия предприятия со ссылкой на пункт 14 документации указала на непредставление расчета предложенной цены договора и ее обоснование.
В ходе судебного разбирательства общество подтвердило, что, направив общий пакет документов на участие в конкурсе, не предоставило расчет цены и документов, обосновывающих предлагаемую цену и необходимых для предоставления участниками, заявившими цену на 25 или более процентов ниже начальной (максимальной).
Признавая жалобу общества обоснованной, комиссия Рязанского УФАС исходила из того, что ни Положение о закупке, ни конкурсная документация не содержат образца заполнения или инструкции по заполнению или оформлению расчета предложенной цены и его обоснования.
При этом антимонопольный орган не отрицал право заказчика в Положении о закупке предусмотреть антидемпинговые меры при проведении закупок, но посчитал, что в этом случае заказчик должен указать требования к расчету и обоснованию предлагаемый цены.
Не соглашаясь с доводами антимонопольного органа, суды обоснованно указали, что ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Закон N 223-ФЗ не содержат закрытого перечня требований, которые могут предъявляться к участникам закупки, либо прямого запрета на применение какого-либо требования, в связи с чем, установление в Положении о закупках антидемпинговых мер не нарушает требования Закона N 223-ФЗ, а напротив, способствует достижению установленных в нем целей, а именно: удовлетворение потребностей заказчика в товаре с необходимыми показателями цены, качества и надежности; наиболее эффективное использование денежных средств при закупке товара высокого качества.
Суд первой инстанции указал, с чем согласился апелляционный суд, что из буквального содержания требований статьи 20 Положения о закупках следует, что участники, заявившие цену на 25 или более процентов ниже начальной (максимальной) цены, обязаны предоставить расчет цены и ее обоснование любым способом, в том числе, не исключающим возможность представления обосновывающих документов.
Оценив представленные ООО "ТД "Агротека" с заявкой, помимо прочих представляемых всеми участниками документов, договор поставки от 14.08.2014 N 14ZPRSSP143MS, заключенный с ООО "Цеппелин ПС Рус" (поставщик, дилер по продукции Катерпиллар), удостоверение дилера, декларацию о соответствии товара, рекомендации по применению и эксплуатационные характеристики товара, суды пришли к выводу, что участник понимал требования раздела 14 Документации по проведению конкурса и одновременно не желал раскрывать информацию, связанную с обоснованием столь низкой предлагаемой цены, поскольку ни один из вышеперечисленных документов вообще не содержит какой-либо цены, приобретаемой ООО "ТД "Агротека" у дилера продукции Катерпиллар.
Также судами обоснованно отмечено, что участник закупок в случае возникновения вопросов, связанных с обоснованием цены, указываемой им в заявке, имел возможность обратиться к организатору торгов за разъяснениями требований документации по проведению конкурса, а также Положения о закупках.
Общество за разъяснением документации об открытом конкурсе не обращалось.
Суды оценили выводы антимонопольного органа, доводы заказчика и общества, обоснованно поддержали позицию предприятия, поскольку обществом как участником открытого конкурса убедительного обоснования расчета возможного снижения цены предложенного к поставке моторного масла более, чем на 25%, не представлено.
По мнению суда кассационной инстанции, фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых решения и постановления судов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 28.03.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2016 по делу N А54-6962/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.