Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16 января 2019 г. N Ф10-1938/18 по делу N А14-19284/2017

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16 января 2019 г. N Ф10-1938/18 по делу N А14-19284/2017

 

г.Калуга

 

16 января 2019 г.

Дело N А14-19284/2017

 

Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2019 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2019 года.

 

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего

Аникиной Е.А.,

судей

Толкачевой И.Ю., Шильненковой М.В.,

 

 

при участии в судебном заседании:

 

от БУЗ ВО "ВСП N 6":

не явились, извещены надлежаще,

от МКП "Воронежтеплосеть":

не явились, извещены надлежаще,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская стоматологическая поликлиника N 6" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 03.07.2018 (судья Росляков Е.И.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2018 (судьи Серегина Л.А., Сурненков А.А., Мокроусова Л.М.) по делу N А14-19284/2017,

УСТАНОВИЛ:

Бюджетное учреждение здравоохранения Воронежской области "Воронежская стоматологическая поликлиника N 6" (ОГРН 1033600021894, ИНН 3662004316; далее - БУЗ ВО "ВСП N 6", истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к муниципальному казенному предприятию городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть" (ОГРН 1023602243037, ИНН 3650003290; далее - МКП "Воронежтеплосеть", ответчик) об обязании заключить договор об установке, замене и эксплуатации общедомовых приборов учета тепловой энергии в жилых домах, расположенных по адресам: г. Воронеж, пр-т Труда, 8-Б, пр-т Труда 8-В с 20.07.2017 (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 03.07.2018, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2018, в удовлетворении исковых требований отказано.

Не соглашаясь с принятыми судебными актами, БУЗ ВО "ВСП N 6" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что БУЗ ВО "ВСП N 6" имеет предусмотренные законодательством полномочия для заключения договора по установке, замене, эксплуатации общедомовых приборов учета тепловой энергии в спорных жилых домах.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явки своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.

Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 03.10.2016 между МКП "Воронежтеплосеть" (энергоснабжающая организация) и БУЗ ВО "ВСП N 6" (абонент) был заключен договор N 001706 на отпуск тепловой энергии и горячей воды.

20.07.2017 БУЗ ВО "ВСП N 6" обратилось к МКП "Воронежтеплосеть" с предложением выдать технические условия на установку прибора учета тепловой энергии (ОДПУ и индивидуальные помещения) в жилых домах, расположенных по адресам: г. Воронеж, пр-т Труда, 8-Б, пр-т Труда 8-В и заключить договор, регулирующий условия установки, замены, эксплуатации общедомовых приборов учета тепловой энергии в указанных жилых домах.

Письмом N 9790 от 18.08.2017 МКП "Воронежтеплосеть" сообщило БУЗ ВО "ВСП N 6" об отказе заключить договор по установке, замене, эксплуатации общедомовых приборов учета тепловой энергии в вышеуказанных жилых домах.

Ссылаясь на уклонение МКП "Воронежтеплосеть" от заключения данного договора, полагая, что в соответствии с частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении ответчик не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, БУЗ ВО "ВСП N 6" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, руководствуясь статьями 421, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), положениями Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), исходил из отсутствия оснований для понуждения ответчика к заключению спорного договора, принимая во внимание то, что БУЗ ВО "ВСП N 6" является ненадлежащим истцом.

Суд кассационной инстанции считает данные выводы судов правильными и соответствующими установленным обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. Оснований для иных выводов суд кассационной инстанции не усматривает.

В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения.

Согласно пункту 5 Правил N 491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Подпункт "с" пункта 31 Правил N 354 возлагает на исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, обязанность обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.

Во исполнение требования, установленного в части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона (27.11.2009), обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - ресурсоснабжающие организации), обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов утвержден приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 N 149 (далее - Порядок N 149).

В пункте 3 Порядка N 149 определено, что в качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения.

С учетом изложенного, ресурсоснабжающая организация обязана заключить договор об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов с обратившейся к ней управляющей организацией, либо лицом, представляющим интересы собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения.

Судами установлено, что БУЗ ВО "ВСП N 6" не является управляющей организацией, обслуживающей спорные многоквартирные дома, а также не является лицом, представляющим интересы собственников названных жилых домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения, поскольку у него отсутствуют документы, подтверждающие полномочия на предоставление интересов всех собственников помещений в многоквартирных жилых домах.

Установив, что БУЗ ВО "ВСП N 6" является ненадлежащим истцом по настоящему делу, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для понуждения ответчика к заключению спорного договора.

Кроме того, из анализа представленных ответчиком копий договора на отпуск тепловой энергии и горячей воды N 1706 от 18.01.2018 и соглашения о расторжении данного договора, апелляционный суд установил, что начиная с 10.08.2018 МКП "Воронежтеплосеть" не является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку коммунальных ресурсов в многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: г. Воронеж, пр-т Труда, 8-б, пр-т Труда 8-в, в связи с расторжением договора, заключенного ранее между ответчиком и публичным акционерным обществом "Квадра - Генерирущая компания", ввиду чего договор на отпуск тепловой энергии и горячей воды N 1706 от 18.01.2018, заключенный между истцом и ответчиком, был также расторгнут.

Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.

Доводы, приведенные учреждением в жалобе, выводы судов не опровергают и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального и процессуального права к конкретным установленным судами фактическим обстоятельствам данного дела, а по существу выражают несогласие с оценкой судами первой и апелляционной инстанций представленных доказательств и фактических обстоятельств дела, в связи с чем подлежат отклонению, поскольку иная оценка в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 03.07.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2018 по делу N А14-19284/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий

Е.А. Аникина

 

Судьи

И.Ю. Толкачева
М.В. Шильненкова

 

"Согласно пункту 5 Правил N 491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорнорегулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Подпункт "с" пункта 31 Правил N 354 возлагает на исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, обязанность обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.

...

Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов утвержден приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 N 149 (далее - Порядок N 149)."