Вопрос:
Письмо
Департамента по регулированию
контрактной системы
Краснодарского края
от 6 сентября 2021 г.
N 45-05-04-1571/21
"О применении Постановления N 1432"
Положениями постановления Правительства РФ от 28.08.2021 N 1432 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1432) внесены изменения в ряд актов, в том числе в постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878), которым определены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В свою очередь у заказчиков Краснодарского края возник ряд вопросов, связанных с реализацией нововведений, внесенных в Постановление N 878.
1. Пунктом 3.1 Постановления N 878 установлены требования, предъявляемые к участникам закупки в целях подтверждения соответствия поставляемой радиоэлектронной продукции. При этом указано, что в случае представления участником закупки информации из единого реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров без указания совокупного количества баллов или с указанием совокупного количества баллов, установленного для целей осуществления закупок постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 719), Постановлением N 878 или решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (далее - решение Совета) соответственно, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств.
В таком случае складывается ситуация, когда заявка участника с указанием любого совокупного количества баллов, даже достаточного для выполнения на территории Российской Федерации определенных операций, будет приравниваться к заявке с предложением иностранного товара, что приводит к невозможности применения ограничений допуска иностранных товаров.
Стоит отметить, что Постановлением N 878 в отношении товаров не установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий), такие требования определены в Постановлении N 719 и решении Совета.
Учитывая, что в едином реестре российской радиоэлектронной продукции не содержится информация о совокупном количестве баллов товаров (в евразийском реестре промышленных товаров на сегодняшний день записи о товарах отсутствуют), каким образом заказчику проверить представленную участником закупки информацию о совокупном количестве баллов товаров на достоверность?
2. Также пунктом 3.1 Постановления N 878 установлено требование, в соответствии с которым при исполнении контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) при передаче товара (результатов работы) обязан представить заказчику документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в единый реестр российской радиоэлектронной продукции или евразийский реестр промышленных товаров.
Просим разъяснить, какие именно документы в обозначенном случае подтверждают страну происхождения товара.
Также полагаем, что документы, на основании которых осуществляется включение в реестры, содержатся исключительно у заявителя, который является производителем товара. В результате участниками закупок с установлением ограничения в соответствии с Постановлением N 878 могут быть только производители товаров, что является ограничением конкуренции.
Кроме того, в Постановлении N 878 содержится пункт, что, подавая заявку, участник закупки соглашается с условием о внесении сведений о товаре в единый реестр российской радиоэлектронной продукции или евразийский реестр промышленных товаров, а также о необходимости представить на стадии исполнения контракта сведения и документы, указанные в пункте 3.1 Постановления N 878.
Учитывая, что в обозначенном пункте содержатся требования к предоставлению документов, которые уже подтверждают нахождение товара в реестрах, то о каком согласии и документах идет речь?
3. В целях подтверждения невозможности установления ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, заказчик в соответствии с пунктом 5 Постановления N 878 должен получить разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара (далее - разрешение на закупку иностранного товара), выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Министерство).
Информация о наличии порядка выдачи разрешения на закупку иностранного товара, разработанного во исполнение пункта 5 Постановления N 878, отсутствует. При этом приказом Министерства от 29.05.2020 N 1755 утвержден порядок выдачи разрешения на закупку иностранного товара, который предусматривает выдачу таких разрешений исключительно в отношении промышленных товаров по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, которым установлен запрет на допуск иностранных промышленных товаров.
Более того, заказчики Краснодарского края обратились в государственную информационную систему промышленности с запросом о получении разрешения на закупку иностранного товара в соответствии с Постановлением N 878, по итогам рассмотрения которого было получено сообщение о невозможности выдачи такого разрешения (задача N 132761 от 01.09.2021).
Таким образом, осуществление закупок некоторой радиоэлектронной продукции при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 4 Постановления N 878, когда в реестрах отсутствует продукция или не соответствует установленным заказчиком требованиям, становится невозможным и ставит под угрозу реализацию государственных программ, в особенности национальных проектов, что является недопустимым.
4. Кроме обозначенного хотелось бы отметить следующую проблематику, связанную с вступлением в силу нововведений.
Постановление N 1432 было опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 31.08.2021 и в соответствии с пунктом 2 вступает в силу со дня такого опубликования. При этом размещен акт был во второй половине дня по московскому времени, когда в некоторых регионах уже закончился рабочий день. Учитывая, что на практике существует правовая неопределенность, связанная непосредственно с указанной формулировкой вступления документов в силу, просим Министерство, как орган, являющийся разработчиком Постановления N 1432, дать разъяснение в отношении конкретной даты начала действия обозначенного постановления, а именно 31.08.2021 или 01.09.2021.
Хотелось бы обратить внимание, что применение в актах формулировки "вступает в силу со дня официального опубликования", особенно в актах, которые влекут за собой кардинальные изменения, ставит заказчиков в очень сложную ситуацию, связанную с незамедлительной реализацией нововведений. При этом ситуация усугубляется наличием длительного подготовительного этапа, предшествующего публикации извещения об осуществлении закупки и документации о закупке, проводимого каждым заказчиком в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок и связанного с формированием объекта закупки и его описанием, определением начальной (максимальной) цены контракта, взаимодействием с Министерством и др. Как правило, такой период составляет до одного месяца или более.
Следует отметить, что в случае признания вступления Постановления N 1432 в силу 31.08.2021, такая ситуация влечет за собой необходимость не только внесения изменений в закупки, опубликованные 31.08.2021, но и в большинстве случаев из-за кардинальных правок к отмене таких процедур и повторному размещению уже по новым правилам. В свою очередь даже корректировка или отмена размещенных закупок не отменят факт нарушения со стороны заказчика в отношении размещения документации, не соответствующей законодательству о контрактной системе, в результате чего заказчики окажутся заложниками ситуации.
Учитывая, что в большинстве случаев нормативные акты, в том числе изменения в них, в части применения национального режима в сфере закупок вызывают у правоприменителей множество вопросов и из буквального прочтения не позволяют их однозначно толковать, просим в случае инициирования Министерством актов при наличии возможности предусматривать отсрочку их вступления, а также проведение мероприятий (вебинаров) с разъяснением механизмов их реализации. В результате чего заказчики будут иметь возможность заблаговременно знакомиться с новыми документами и планировать свои действия в целях своевременного и качественного осуществления закупок.
На основании изложенного просим разъяснить действия заказчиков по обозначенным в письме вопросам (ситуациям) и в случае необходимости обеспечить внесение изменений в Постановление N 878.
Руководитель департамента |
А.В. Миланович |
Ответ:
Департамент радиоэлектронной промышленности Минпромторга России (далее - Департамент) рассмотрел обращение Департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края от 06.09.2021 N 45-05-04-1571/21 по вопросу применения постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878) в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2021 N 1432 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1432) и сообщает следующее.
1. В части подтверждения соответствия поставляемой радиоэлектронной продукции требованиям, установленным Постановлением N 878, Департамент отмечает, что согласно пункту 3(1) Постановления N 878 для целей такого подтверждения участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:
- в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из единого реестра российской радиоэлектронной продукции (далее - реестр), а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 719) (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов);
- в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории ЕАЭС, если такое предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий).
Департамент сообщает, что в соответствии с пунктом 5 Правил формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции, утвержденных Постановлением N 878, Минпромторг России включает в реестр радиоэлектронную продукцию (за исключением телекоммуникационного оборудования), в отношении которой выдано заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации (далее - заключение о подтверждении производства), реквизиты которого, согласно подпункту "з" пункта 4 названных правил, включаются также в соответствующую реестровую запись.
В свою очередь, выдача заключения о подтверждении производства осуществляется Минпромторгом России в порядке, установленном Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции, утвержденными Постановлением N 719 (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 9(1) и 10 Правил сведения о совокупном количестве баллов вносятся в заключение о подтверждении производства, а также включаются в реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, размешенном на официальном сайте государственной информационной системы промышленности (ГИСП) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу https://gisp.gov.ru/pp719v2/pub/prod/.
Перечень заключений о подтверждении производства также размещен на официальном сайте ГИСП в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу https://gisp.gov.ru/pp719v2/pub/res/, и соответствующее заключение может быть выгружено любым заинтересованным лицом.
По вопросу подтверждения страны происхождения товаров, изготовленных на территории ЕАЭС, за исключением Российской Федерации, Департамент сообщает, что формирование и ведение евразийского реестра промышленных товаров уполномочена осуществлять Евразийская экономическая комиссия.
При этом евразийский реестр промышленных товаров, размещен в открытом доступе на официальном сайте Евразийской экономической комиссии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу https://erpt.eecommission.org/, а сведения о совокупном количестве баллов содержатся в соответствующих выписках из указанного реестра, которые также могут быть получены любым заинтересованным лицом.
2. В части подтверждения невозможности установления ограничения в соответствии с Постановлением N 878 Департамент сообщает следующее.
Согласно пункту 4 Постановления N 878 ограничение на закупку иностранной продукции не применяется, если в реестре и евразийском реестре промышленных товаров отсутствует продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр или евразийский реестр промышленных товаров, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к закупаемой радиоэлектронной продукции.
При этом в соответствии с пунктом 5 Постановления N 878 отсутствие аналогичной продукции подтверждается разрешением на закупку иностранного товара, выданным в порядке, установленном Минпромторгом России. Данные нормы применяются только в том случае, если ограничения на допуск, предусмотренные пунктом 3 Постановления N 878, не устанавливаются в документации о закупке.
Учитывая, что до настоящего времени порядок выдачи разрешения на закупку иностранного товара для целей реализации Постановления N 878 не утвержден, заказчикам необходимо осуществлять закупку радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с установлением в документации о закупке требований по национальному режиму в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". По мнению Департамента, получение разрешения Минпромторга России на закупку радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в этом случае не требуется.
Дополнительно Департамент сообщает, что в настоящее время Минпромторгом России разрабатывается проект изменений в Постановление N 878, в том числе в части исключения положений пунктов 4 и 5.
3. По вопросу уточнения даты вступления в силу Постановления N 1432 Департамент сообщает, что согласно пункту 2 названного акта Постановление N 1432 вступает в силу со дня его официального опубликования. Вместе с тем Минпромторг России не обладает полномочиями по разъяснению порядка и даты вступления в силу нормативных правовых актов Российской Федерации.
Директор Департамента |
Ю.В. Плясунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минпромторг включает в реестр радиоэлектронную продукцию, в отношении которой выдано заключение о подтверждении производства в России, реквизиты которого также включаются в реестровую запись. Сведения о совокупном количестве баллов вносятся в заключение о подтверждении производства, а также в реестр российской промышленной продукции.
Перечень заключений о подтверждении производства размещен на сайте ГИСП. Соответствующее заключение может быть выгружено любым заинтересованным лицом.
Евразийский реестр промышленных товаров размещен в открытом доступе на сайте ЕЭК, а сведения о совокупном количестве баллов содержатся в выписках из реестра, которые также могут быть получены любым заинтересованным лицом.
Порядок выдачи разрешения на закупку иностранного товара не утвержден. Поэтому заказчикам при закупке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень иностранной радиоэлектронной продукции, ограниченной для закупкок, в документации о закупке нужно устанавливать требования по национальному режиму. Получать разрешение Минпромторга на закупку иностранной радиоэлектронной продукции в этом случае не надо.
Письмо Министерства промышленности и торговли РФ от 29 сентября 2021 г. N 83198/11 "О порядке применения постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878"
Текст письма опубликован не был