Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 25 ноября 2021 г. N 03-07-07/95283
Вопрос: Согласно пункту 2 статьи 2 и пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 305-ФЗ) с 1 января 2022 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость будет применяться в отношении услуг общественного питания, оказываемых организациями и индивидуальными предпринимателями через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), при соблюдении за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от налога на добавленную стоимость, следующих условий:
- сумма доходов не превысила в совокупности 2 млрд рублей;
- удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов составил не менее 70 процентов;
- среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте Российской Федерации по соответствующему виду экономической деятельности (условие будет применяться с 1 января 2024 года).
Кроме того, положениями абзацев третьего-пятого пункта 2 статьи 2 Федерального закона N 305-ФЗ установлено, что в целях применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость услугами общественного питания не признается реализация продукции общественного питания отделами кулинарии организаций и индивидуальных предпринимателей розничной торговли, а также реализация продукции общественного питания организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими заготовочную и иную аналогичную деятельность, организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги общественного питания, освобождаемые от налогообложения налогом на добавленную стоимость, либо занимающимся розничной торговлей.
При этом приведенные законоположения не раскрывают содержание понятия "услуги общественного питания", что влечет ряд вопросов при практическом применении данного Федерального закона.
В частности не ясно, освобождены ли с 1 января 2022 года от налогообложения налогам на добавленную стоимость организации:
1. реализующие продукцию общественного питания (далее - продукция) через объект общественного питания кафе-кондитерская с учетом того, что организация не занимается производством реализуемой продукции (приобретает данную продукцию у стороннего производителя), но при этом организует потребление продукции общественного питания (кафе оборудовано местами для размещения посетителей и приема пищи);
2. реализующие продукцию общественного питания (далее - продукция) через объект общественного питания кафе-кондитерская с учетом того, что организация самостоятельно занимается приготовлением продукции только в части приготовления напитков (кофе/коктейли/чай), а остальную реализуемую продукцию приобретает у стороннего производителя, но при этом организует потребление продукции общественного питания (кафе оборудовано местами для размещения посетителей и приема пищи).
В целях правильного толкования и применения вышеприведенных законоположений просим предоставить разъяснения по вышеобозначенным вопросам.
Ответ: В связи с обращением о применении с 1 января 2022 года налога на добавленную стоимость в отношении услуг общественного питания Департамент налоговой политики сообщает.
Согласно пункту 2 статьи 2 и пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 305-ФЗ) с 1 января 2022 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость будет применяться в отношении услуг общественного питания, оказываемых организациями и индивидуальными предпринимателями через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), при соблюдении за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от налога на добавленную стоимость, следующих условий:
- сумма доходов не превысила в совокупности 2 млрд рублей;
- удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов составил не менее 70 процентов;
- среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте Российской Федерации по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" раздела I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (на основании пункта 18 статьи 10 Федерального закона N 305-ФЗ условие будет применяться с 1 января 2024 года).
Кроме того, положениями абзацев третьего-пятого пункта 2 статьи 2 Федерального закона N 305-ФЗ установлено, что в целях применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость услугами общественного питания не признается реализация продукции общественного питания отделами кулинарии организаций и индивидуальных предпринимателей розничной торговли, а также реализация продукции общественного питания организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими заготовочную и иную аналогичную деятельность, организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги общественного питания, освобождаемые от налогообложения налогом на добавленную стоимость, либо занимающимся розничной торговлей.
Согласно пункту 41 Государственного стандарта Российской Федерации "ГОСТ 31985-2013" Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения", введенному в действие приказом Росстандарта от 27 июня 2013 г. N 191-ст, услуга общественного питания (индустрии питания): результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.
Таким образом, организация, приобретающая у третьих лиц продукцию общественного питания и осуществляющая реализацию данной продукции физическим лицам через вышепоименованные объекты общественного питания, вправе с 1 января 2022 года применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении услуг общественного питания в случае соблюдения вышеуказанных условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 305-ФЗ.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Организация приобретает у третьих лиц продукцию общественного питания и реализует ее физлицам через объекты общественного питания. Минфин разъяснил, при соблюдении каких условий она вправе с 1 января 2022 г. применять освобождение от НДС.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 25 ноября 2021 г. N 03-07-07/95283
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 17 декабря 2021 г. N 49