Контрольное управление Федеральной налоговой службы рассмотрело письмо АО и сообщает следующее.
В письме утверждается, что состав документов, указанных в пункте 2.1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), является закрытым и состоит из перечня конкретных документов. Из этого утверждения делается вывод, что перечень документов, приведенный в таблице 12.4 приложения N 13 к приказу ФНС России от 19.07.2018 N ММВ-7-2/460@ (в редакции приказа ФНС России от 17.09.2021 N ЕД-7-2/816@) содержит, в том числе, документы, не предусмотренные пунктом 2.1 статьи 86 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 86 Кодекса банки обязаны выдавать налоговым органам имеющиеся в распоряжении:
1) копии паспортов лиц, имеющих право на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента;
2) копии доверенностей на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента;
3) копии документов, определяющих отношения по открытию, ведению и закрытию счета клиента (включая договор на открытие счета, заявление на открытие (закрытие) счета, договор на обслуживание с использованием системы "клиент - банк", документы и информацию, предоставляемые клиентом (его представителями) при открытии счета);
4) копии карточек с образцами подписей и оттиска печати;
5) информацию в электронной форме или на бумажном носителе о бенефициарных владельцах (включая информацию, полученную банком при идентификации бенефициарных собственников), выгодоприобретателях (включая информацию в отношении отдельных операций или за определенный период), представителях клиента.
Необходимо отметить, что перечень документов, определяющих отношения по открытию, ведению и закрытию счета клиента, не ограничивается договором на открытие счета, заявлением на открытие (закрытие) счета, договором на обслуживание с использованием системы "клиент - банк", документами и информацией, предоставляемые клиентом (его представителями) при открытии счета). В формулировке пункта 2.1 статьи 86 Кодекса используется слово "включая", то есть "в том числе". Соответствующие правоотношения определяются документами, указанными таблице 12.4.
Кроме того, перечень документов и состав информации, предоставляемых клиентом (его представителями), в том числе при открытии счета, в частности, приведены в приложениях к Положению Банка России от 19.08.2004 N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Касательно применения приказов ФНС России:
от 19.07.2018 N ММВ-7-2/460@ "Об утверждении форм и форматов направления налоговым органом запросов в банк (оператору по переводу денежных средств) в электронной форме" (в редакции приказа ФНС России от 17.09.2021 N ЕД-7-2/816@, вступающего в силу 09.06.2022);
от 31.12.2019 N ММВ-7-2/679@ "Об утверждении форм представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации по запросам налоговых органов" (в редакции приказа ФНС России от 17.09.2021 N ЕД-7-2/817@, вступающего в силу 22.04.2022), сообщается, что доработка программного обеспечения ФНС России в части реализации положений указанных приказов к установленному сроку вступления их в силу не представляется возможной в связи с тем, что в настоящее время Банком России не утверждено Описание форматов сообщений, используемых при электронном обмене между банками (филиалами банков), подразделениями Банка России и налоговыми органами (Описание форматов "Налог") с необходимыми изменениями.
В указанной связи письмом Управления информационных технологий ФНС России от 18.03.2022 N 6-3-03/0016@ установлена предварительная рабочая дата для применения нового регулирования - 01.10.2022, о чем ФНС России сообщила Банку России для доведения этой информации до банков. Кредитные организации об этом были проинформированы письмом ДИТ Банка России от 23.03.2022 N 16-2-6-2/1427.
Кроме того, ФНС России письмом от 01.07.2021 N СД-4-2/9296@ "О пункте 2.1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации" сообщило о применении налоговыми органами в переходный период положений статьи 93.1 Кодекса в части истребования документов, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 86 Кодекса.
Предложения Банка (АО) о включении в статью 86 Кодекса положений, предусматривающих правовой механизм для продления срока исполнения запросов налоговых органов в банки, будут учтены в работе ФНС России.
Начальник управления, |
М.В. Чаликов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ФНС пояснила, что содержащийся в НК РФ перечень сведений и документов, которые банки в определённых случаях обязаны выдавать налоговым органам для проведения налогового контроля, является открытым. Расширенный список таких документов указан в приказе ФНС, которым утверждены формы направления налоговым органом запросов в банк. Кроме того, для определения круга указанных документов можно использовать, в частности, положение Банка России об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей.
Приказы ФНС о направлении таких документов в новой редакции вступают в силу в июне этого года. Доработка ПО ФНС в части реализации положений этих приказов к установленному сроку вступления их в силу невозможна в связи с тем, что Банком России не утверждено описание форматов сообщений, используемых при электронном обмене между банками, подразделениями Банка России и налоговыми органами с необходимыми изменениями. Предварительная рабочая дата для применения нового регулирования - 1 октября 2022 г.
Письмо Федеральной налоговой службы от 12 апреля 2022 г. N 2-1-04/0014 "О пункте 2.1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации"
Опубликование:
-