Automobile roads of general use. Organization and safety of road traffic on motorways and highways. General requirements
УДК 625.7/.8:006.354
ОКС 93.080
Дата введения - 1 августа 2022 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Разработан Федеральным автономным учреждением "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФАУ "РОСДОРНИИ") Министерства транспорта Российской Федерации
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 мая 2022 г. N 376-ст
4 Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования по организации и обеспечению безопасности дорожного движения на автомагистралях и скоростных автомобильных дорогах при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 32838 Дороги автомобильные общего пользования. Экраны противоослепляющие. Технические требования
ГОСТ 32865 Дороги автомобильные общего пользования. Знаки переменной информации. Технические требования
ГОСТ 32944 Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования
ГОСТ 32965 Дороги автомобильные общего пользования. Методы учета интенсивности движения транспортного потока
ГОСТ 33025 Дороги автомобильные общего пользования. Полосы шумовые. Технические условия
ГОСТ 33062 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса
ГОСТ 33128 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования
ГОСТ 33151 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения
ГОСТ 33176 Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Технические требования
ГОСТ Р 50597 Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля
ГОСТ Р 52289 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
ГОСТ Р 52290 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
ГОСТ Р 52399 Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования
ГОСТ Р 52607-2006 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования
ГОСТ Р 52766 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования
ГОСТ Р 53533 Цифровое телевидение высокой четкости. Основные параметры цифровых систем телевидения высокой четкости. Общие требования
ГОСТ Р 56350 Интеллектуальные транспортные системы. Косвенное управление транспортными потоками. Требования к динамическим информационным табло
ГОСТ Р 57144 Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования
ГОСТ Р 57145 Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Правила применения
ГОСТ Р 58350 Дороги автомобильные общего пользования. Технические средства организации дорожного движения в местах производства работ. Технические требования. Правила применения
ГОСТ Р 58653 Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования
ГОСТ Р 58947 Дороги автомобильные общего пользования. Экодуки. Требования к размещению и обустройству
ГОСТ Р 59120 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования
ГОСТ Р 59401-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Ограничивающие пешеходные и защитные ограждения. Общие технические условия
ГОСТ Р ИСО 14813-1 Интеллектуальные транспортные системы. Схема построения архитектуры интеллектуальных транспортных систем. Часть 1. Сервисные домены в области интеллектуальных транспортных систем, сервисные группы и сервисы
СП 34.13330.2021 "СНиП 2.05.02-85 * Автомобильные дороги"
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 автомагистраль: Автомобильная дорога для скоростного движения, не предназначенная для обслуживания прилегающих территорий, которая имеет на всей своей протяженности несколько проезжих частей и центральную разделительную полосу, не предназначенную для дорожного движения, которая не пересекает на одном уровне иные автомобильные дороги, а также железные дороги, трамвайные пути, велосипедные и пешеходные дорожки, доступ на которую возможен только через пересечения в разных уровнях с иными автомобильными дорогами, на проезжей части или проезжих частях которой запрещена остановка и стоянка транспортных средств и которая оборудована специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.
3.2 дорожные условия: Совокупность геометрических параметров, транспортно-эксплуатационных качеств дороги, дорожных покрытий, элементов обустройства и обстановки.
3.3
инструментальная подсистема интеллектуальной транспортной системы; инструментальная подсистема ИТС: Система транспортной телематики, направленная на решение одной или нескольких задач комплексной подсистемы. [ГОСТ Р 56829-2015, статья 14] |
3.4
интеллектуальная транспортная система; ИТС: Система управления, интегрирующая современные информационные, коммуникационные и телематические технологии и предназначенная для автоматизированного поиска и принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортно-дорожным комплексом региона, конкретным транспортным средством или группой транспортных средств с целью обеспечения заданной мобильности населения, максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта. [ГОСТ Р 56829-2015, статья 1] |
3.5
коэффициент безопасности: Показатель, характеризующий опасность отдельных участков дорог на основе изменения скоростного режима на дороге, представляет собой отношение скорости, обеспечиваемой тем или другим участком дороги, к наибольшей возможной скорости въезда на него с предшествующего участка дороги. [ГОСТ 33100-2014, пункт 3.17] |
3.6
мониторинг дорожного движения: Сбор, обработка, накопление и анализ данных об основных параметрах дорожного движения. [[1], статья 3] |
3.7 максимальная разрешенная скорость движения: Разрешенная скорость движения, равная 110 км/ч для автомагистралей и 90 км/ч для скоростных автомобильных дорог.
Примечания
1 Разрешенная скорость движения - по [2].
2 По решению собственников или владельцев автомобильных дорог допускается повышать разрешенную скорость движения до 130 км/ч для автомагистралей и до 110 км/ч для скоростных автомобильных дорог (далее - повышенный скоростной режим).
3.8
потребительские свойства автомобильных дорог: Совокупность транспортно-эксплуатационных показателей автомобильной дороги, непосредственно влияющих на эффективность и безопасность работы транспортных средств, отражающих интересы пользователей и воздействие на окружающую среду. [ГОСТ Р 58137-2018, пункт 3.1.19] |
3.9
расчетная скорость движения: Значение скорости движения одиночного автомобиля при нормальных условиях погоды и сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части, используемое для определения допустимых параметров элементов плана, продольного и поперечного профиля на сложных участках трассы автомобильной дороги, исходя из условий обеспечения удобства и безопасности дорожного движения. [ГОСТ 33475-2015, пункт 2.8] |
3.10 скоростная автомобильная дорога: Автомобильная дорога для скоростного движения, доступ на которую возможен только через транспортные развязки или регулируемые пересечения, на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств и которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.
3.11
технический уровень автомобильной дороги: Степень соответствия нормативным требованиям постоянных (не меняющихся в процессе эксплуатации или меняющихся только при реконструкции и капитальном ремонте) геометрических параметров и характеристик автомобильной дороги и ее инженерных сооружений. [ГОСТ 33388-2015, пункт 3.4] |
3.12
уровень обслуживания: Комплексный показатель экономичности, удобства и безопасности движения, характеризующий состояние транспортного потока. [ГОСТ 33100-2014, пункт 3.49] |
3.13 штормовое предупреждение: Информирование о прогнозируемом опасном погодном явлении.
4 Общие требования по организации и обеспечению безопасности дорожного движения на автомагистралях и скоростных автомобильных дорогах
4.1 В целях обеспечения безопасности дорожного движения на автомагистралях и скоростных автомобильных дорогах при их проектировании и эксплуатации следует обеспечивать соблюдение требований к основным классификационным признакам, условиям проезда и доступа к ним по [3]-[5].
4.2 Значения расчетных скоростей с учетом сложности рельефа местности, параметры разделительной полосы, поперечных уклонов, расстояний видимости, элементов плана, поперечного и продольного профилей автомагистралей и скоростных автомобильных дорог должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52399.
4.3 Расстояния между транспортными развязками в разных уровнях и примыканиями в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления) на автомагистралях следует принимать не менее 5000 м, на скоростных автомобильных дорогах - не менее 3000 м. При соответствующем технико-экономическом обосновании расстояние между транспортными развязками допускается сокращать до 1000 м по СП 34.13330.2021.
4.4 Выбор типов пересечений и примыканий следует осуществлять по ГОСТ Р 58653 и СП 34.13330.2021 с учетом обеспечения пропускной способности, безопасности и удобства движения, оцениваемого по приложению А, категорий пересекающих дорог, стоимости строительства, затрат времени пассажиров, транспортных и дорожно-эксплуатационных расходов, стоимости отводимых под строительство земель на основе технико-экономического сравнения вариантов.
4.5 Для предупреждения выхода пешеходов на проезжую часть автомагистрали и скоростные автомобильные дороги должны быть оборудованы пешеходными переходами в разных уровнях по ГОСТ 32944.
4.6 Автомагистрали и скоростные автомобильные дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения комплексно оборудуют элементами обустройства по ГОСТ Р 52766.
4.7 На автомагистралях и скоростных автомобильных дорогах технические средства организации дорожного движения применяют по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом организации дорожного движения.
4.8 Автомагистрали и скоростные автомобильные дороги должны быть оборудованы многофункциональными комплексами сервиса, объектами дорожного и придорожного сервиса, обеспечивающими требуемые потребительские свойства по ГОСТ 33062.
4.9 В целях обеспечения экологической безопасности автомагистрали и скоростные автомобильные дороги следует оборудовать экодуками в соответствии с ГОСТ Р 58947, места размещения которых определяются расположением мест обитания животных, их численностью, путями миграции, морфометрическими и поведенческими особенностями.
4.10 Владельцы автомагистралей и скоростных автомобильных дорог или организации, осуществляющие их содержание, должны предоставлять информацию участникам дорожного движения об условиях движения по дорогам, о наличии объектов дорожного и придорожного сервиса и расположении ближайших учреждений здравоохранения соответствующими техническими средствами организации дорожного движения, а также посредством размещения информации на официальных электронных сайтах.
4.11 Автомагистрали и скоростные автомобильные дороги следует оборудовать элементами ИТС по ГОСТ Р ИСО 14813-1. Общие требования к ИТС, применяемым на автомагистралях и скоростных автомобильных дорогах, приведены в приложении Б.
4.12 При проектировании на автомагистралях расчетный коэффициент загрузки рекомендуется устанавливать 0,6, на скоростных автомобильных дорогах - 0,65. Допускается эксплуатация автомагистралей и скоростных автомобильных дорог при уровнях загрузки в течение года до 0,8, но не более 70 ч/год; превышение коэффициента загрузки более 0,8 для участков автомагистралей допускается до 30 ч/год, а для скоростных автомобильных дорог - до 50 ч/год.
4.13 В период эксплуатации автомагистралей и скоростных автомобильных дорог следует обеспечивать соблюдение требований к характеристикам их эксплуатационного состояния, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, по ГОСТ Р 50597.
5 Критерии введения повышенного скоростного режима
5.1 Значения максимальных разрешенных скоростей движения для различных типов автотранспортных средств устанавливают в соответствии с [2].
Для установления возможности введения повышенного скоростного режима движения следует выполнять оценку соответствия дорожных условий и обеспечения безопасности дорожного движения требованиям настоящего стандарта.
5.2 При введении в эксплуатацию вновь построенных, реконструированных и капитально отремонтированных автомагистралей и скоростных автомобильных дорог при соответствии их геометрических параметров требованиям ГОСТ Р 52399 допускается устанавливать повышенный скоростной режим.
5.3 Минимальная протяженность участка автомагистралей и скоростных дорог с параметрами плана, продольного и поперечного профилей, соответствующим расчетным скоростям 150 и 120 км/ч соответственно, на котором может быть введен повышенный скоростной режим, составляет 10 км.
5.4 Возможность введения повышенного скоростного режима на автомагистралях и скоростных автомобильных дорогах, находящихся в эксплуатации, устанавливается после выполнения оценки условий движения, полученной в течение года, по следующим критериям:
- среднесуточный коэффициент безопасности на смежных участках - не менее 0,8;
- отсутствие мест концентрации дорожно-транспортных происшествий за последний год эксплуатации;
- среднесуточный коэффициент загрузки - не более 0,45
5.5 Для оценки условий движения и принятия решения о возможности введения повышенного скоростного режима на отдельных участках автомагистралей и скоростных автомобильных дорог, находящихся в эксплуатации, следует проводить мониторинг дорожного движения для обоих направлений движения с определением следующих показателей основных параметров дорожного движения:
- интенсивность дорожного движения в обоих направлениях движения;
- состав транспортного потока по каждой полосе движения;
- средняя скорость движения транспортных средств;
- плотность движения.
Методика определения основных параметров дорожного движения и требования к ним приведены в приложении А.
5.6 При показателях основных параметров дорожного движения, установленных по результатам мониторинга, не превышающих показатели при уровне загрузки 0,45, и соблюдении требований, изложенных в настоящем стандарте, владельцы дорог могут принимать решение о введении повышенного скоростного режима на автомагистралях и скоростных автомобильных дорогах.
5.7 На автомагистралях и скоростных автомобильных дорогах повышенный скоростной режим может вводиться для одного или двух направлений движения на различные периоды времени в течение суток, дней недели, месяцев и года.
5.8 Продольная ровность покрытия по полосам движения проезжей части при вводе в эксплуатацию участков автомагистрали или скоростной автомобильной дороги с повышенным скоростным режимом движения не должна превышать требуемых значений по ГОСТ Р 59120.
5.9 Коэффициент сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием при вводе в эксплуатацию участка автомагистрали или скоростной автомобильной дороги с повышенным скоростным режимом движения после строительства, капитального ремонта либо ремонта, связанного с устройством верхнего слоя, защитного слоя, слоя износа покрытия, рекомендуется назначать по ГОСТ Р 59120.
5.10 Для обеспечения соответствия во времени требованиям ГОСТ Р 50597 и ГОСТ Р 59120 в части ровности дорожного покрытия в процессе эксплуатации участков автомагистралей с повышенным скоростным режимом рекомендуется обеспечивать значение продольной ровности по шкале IRI не более 3,1 м/км.
6 Требования по организации дорожного движения и оборудованию элементами обустройства автомагистралей и скоростных автомобильных дорог при введении повышенного скоростного режима
6.1 При введении повышенного скоростного режима для отдельных видов транспортных средств непосредственно перед участком с таким режимом устанавливают знак 3.24 с табличками 8.4.1-8.4.4, 8.4.6, 8.4.8, для отмены в конце участка - знак 3.25 по ГОСТ Р 52289.
6.2 Для обеспечения своевременного информирования водителей об изменениях условий дорожного движения участки с повышенным скоростным режимом следует оборудовать знаками переменной информации по ГОСТ 32865 или динамическими информационными табло по ГОСТ Р 56350, отображающими запрещающие дорожные знаки с желтым фоном по ГОСТ Р 52290. Расстояние между динамическими информационными табло или знаками переменной информации должно быть не более 10 км.
Динамические информационные табло устанавливают на подъездах к автомагистрали или скоростной автомобильной дороге с повышенным скоростным режимом, а также на прямолинейном участке до транспортной развязки в разных уровнях с учетом установленного скоростного режима и времени реакции водителя.
6.3 Участки автомагистралей и скоростных автомобильных дорог с повышенным скоростным режимом на всем протяжении должны быть оборудованы барьерными или парапетными, или комбинированными дорожными ограждениями на разделительной полосе по ГОСТ Р 52607-2006 (пункты 7.1, 7.4, 7.7), ГОСТ Р 52289, ГОСТ 33128.
6.4 Для предотвращения несанкционированных переходов проезжей части пешеходами на автомагистралях и скоростных автомобильных дорогах с повышенным скоростным режимом в зоне объектов притяжения следует совмещать конструкции дорожного удерживающего ограждения для автомобилей на разделительной полосе с конструкциями пешеходных ограждений по ГОСТ Р 59401-2021 (подраздел 4.3).
6.5 Участки автомагистралей и скоростных автомобильных дорог с повышенным скоростным режимом на всем протяжении должны быть оборудованы защитными ограждениями по ГОСТ Р 59401.
6.6 Участки автомагистралей с повышенным скоростным режимом на всем протяжении должны быть оборудованы искусственным освещением. Нормы освещения должны соответствовать классу А1 по ГОСТ 33176.
На участках скоростных автомобильных дорог с повышенным скоростным режимом (с максимальной разрешенной скоростью движения до 110 км/ч), не оборудованных искусственным освещением, на разделительной полосе следует устанавливать противоослепляющие экраны по ГОСТ 32838.
Допускается автомагистрали и скоростные автомобильные дороги с повышенным скоростным режимом оснащать автоматизированной системой, позволяющей применять интеллектуальные энергосберегающие технологии управления наружным освещением.
6.7 Краевые полосы на участках автомагистралей с повышенным скоростным режимом рекомендуется оборудовать продольными шумовыми полосами по ГОСТ 33025.
7 Критерии отмены повышенного скоростного режима
7.1 При выявлении несоответствий требованиям настоящего стандарта на каком-либо участке автомагистрали или скоростной автомобильной дороги повышенный скоростной режим на нем должен быть временно отменен и установлена максимальная разрешенная скорость движения транспортных средств, обеспечивающая безопасность дорожного движения. Если на данном участке устанавливают максимальную скорость, отличающуюся от максимальной скорости движения на предшествующем участке на 20 км/ч и более, применяют ступенчатое ограничение скорости движения по ГОСТ Р 52289. Перед местами проведения работ применяют ступенчатое ограничение скорости в соответствии с ГОСТ Р 58350.
7.2 Владельцы дорог, а также организации, осуществляющие их содержание, должны принять меры, направленные на устранение выявленных несоответствий требованиям настоящего стандарта. Обустройство участков проведения дорожных работ по устранению выявленных несоответствий временными техническими средствами организации дорожного движения осуществляют в соответствии с требованиями ГОСТ Р 58350.
7.3 При возникновении опасных природных и неблагоприятных метеорологических явлений по [6], которые по интенсивности развития и продолжительности представляют угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий на участках автомагистралей и скоростных автомобильных дорог, повышенный скоростной режим должен быть отменен на этих участках на период действия таких явлений.
7.4 При невыполнении требований по обеспечению безопасности дорожного движения, изложенных в настоящем стандарте, введение повышенного скоростного режима не допускается.
Библиография
[1] |
Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" |
|
[2] |
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения в Российской Федерации" |
|
[3] |
Технический регламент Таможенного союза TP ТС 014/2011 |
Безопасность автомобильных дорог |
[4] |
Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" |
|
[5] |
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 767 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации" |
|
[6] |
Методические рекомендации по специализированному гидрометеорологическому обеспечению дорожного хозяйства |
|
[7] |
Методические рекомендации по оценке пропускной способности автомобильных дорог |
|
[8] |
Методические рекомендации по проектированию светофорных объектов на автомобильных дорогах |
|
[9] |
Концепция метеорологического обеспечения дорожного хозяйства Российской Федерации, согласованная Руководителем Росгидромета и утвержденная Руководителем ФДС России 4 августа 1999 г. |
|
[10] |
Приказ ФДС РФ от 23 июля 1998 г. N 165 "О создании метеорологического обеспечения служб содержания автомобильных дорог России" |
Ключевые слова: автомагистрали, безопасность дорожного движения, скоростные автомобильные дороги, максимальная разрешенная скорость движения, повышенный скоростной режим.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 70124-2022 "Дороги автомобильные общего пользования. Организация и безопасность дорожного движения на автомагистралях и скоростных автомобильных дорогах. Общие требования" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 мая 2022 г. N 376-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Российского института стандартизации, Москва, 2022 г.
Дата введения - 1 августа 2022 г.