Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 10 августа 2022 г. N 03-07-14/77586
Вопрос: ООО осуществляет деятельность по оказанию услуг потребителям по реализации продукции питания - кулинарные и кондитерские изделия (супы, салаты, каши, мясные блюда с гарниром, пироги, торты, десерты) и напитки и созданию условий для потребления приобретенных блюд. В настоящее время готовые блюда закупаются у производителей, но в ближайшее время так же планируется реализация блюд собственного производства.
Организация общественного питания потребителей организована через кафе самообслуживания, которые размещаются преимущественно на территории офисных и производственных предприятий для обеспечения питания сотрудников. Кафе самообслуживания представляют собой оборудование для размещения готовых к употреблению порционных блюд в соответствии с нормами хранения (как холодильники, так и открытые полки) и отдельно размещенное расчетно-информационное оборудование - касса самообслуживания (системный блок, тачскрин, сканер штрих-кода, POS-терминал для банковских карт). Кассовое оборудование никак технически и физически не связано с размещением блюд. Потребитель имеет возможность ознакомиться самостоятельно с предлагаемыми блюдами, сделать выбор, проследовать с выбранными блюдами к расчетно-информационному оборудованию и самостоятельно оплатить выбранные блюда на кассе самообслуживания (без участия кассира), или отказаться от приобретения блюд, или употребить блюда и после этого произвести оплату, а также забрать блюда и не произвести оплату. То есть факт оплаты никак не связан с выбором и потреблением блюд, операции производятся независимо друг от друга. На кассе так же предлагаются приборы, микроволновые печи для разогрева, специи и салфетки для употребления блюд непосредственно на объекте самообслуживания. Большинство кафе самообслуживания оборудованы столиками для приема пищи.
Просим дать разъяснения, вправе ли ООО применять освобождения от налога на добавленную стоимость, предусмотренного подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации при оказании услуг общественного питания через объекты самообслуживания в порядке, описанном выше.
Ответ: В связи с обращением по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Департамент налоговой политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства Финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
Одновременно сообщаем, что согласно подпункту 38 пункта 3 статьи 149 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с 1 января 2022 года освобождение от налогообложения применяется в отношении услуг общественного питания, оказываемых организациями и индивидуальными предпринимателями через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), при одновременном выполнении за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от НДС, условий, предусмотренных вышеуказанной нормой Кодекса.
При этом вышеуказанной нормой Кодекса предусмотрено, что освобождение от налогообложения НДС не применяется, если продукция общественного питания реализуется:
- отделами кулинарии организаций и индивидуальных предпринимателей розничной торговли;
- организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими заготовочную и иную аналогичную деятельность, организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим вышепоименованные услуги общественного питания либо занимающимся розничной торговлей.
Вместе с тем, вышеуказанная норма Кодекса не ограничивает способы доставки продукций общепита (своими силами или с привлечением сторонней организации) и не ограничивает способы оформления заказа (через агрегаторов, на сайте организации общественного питания или через сети ТКС). Следовательно, порядок применения освобождения от налогообложения НДС услуг общественного питания не зависит от способов доставки продукции, способов оформления заказа и оплаты этой продукции покупателем.
Таким образом, организация общественного питания вправе применить освобождение от НДС при оказании услуг общественного питания вне места изготовления, то есть при доставке блюд по заказам потребителей, осуществляя такую доставку как своими силами, так и с привлечением третьих лиц, при условии соблюдения требований, установленных подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 10 августа 2022 г. N 03-07-14/77586
Опубликование:
-