Energy management systems. Requirements with guidance for use
УДК 658.26
ОКС 03.100.70;
27.015
IDT
Дата введения - 1 июня 2023 г.
с правом досрочного применения
Взамен ГОСТ P ИСО 50001-2012
Предисловие
1 Разработан Ассоциацией энергосервисных компаний "РАЭСКО" (Ассоциация "РАЭСКО"), Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российское энергетическое агентство" Министерства энергетики Российской Федерации (ФГБУ "РЭА" Минэнерго России) на основе собственного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 039 "Энергосбережение, энергетическая эффективность, энергоменеджмент"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 февраля 2023 г. N 100-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 50001:2018 "Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению" (ISO 50001:2018 "Energy management systems - Requirements with guidance for use", IDT)
5 Взамен ГОСТ P ИСО 50001-2012
Введение
0.1 Общие положения
Цель настоящего стандарта - дать возможность организациям установить системы и процессы, необходимые для постоянного улучшения энергетических результатов деятельности, включая энергетическую эффективность, использование и потребление энергии. Настоящий стандарт устанавливает требования к системе энергетического менеджмента организации. Успешное внедрение системы энергетического менеджмента оказывает поддержку культуре улучшения энергетических результатов деятельности, которая зависит от приверженности на всех уровнях организации, особенно от приверженности высшего руководства. Во многих случаях это приводит к изменениям культуры внутри организации.
Настоящий стандарт применяется к деятельности, находящейся под управлением организации. Его применение может быть осуществлено так, чтобы оно согласовывалось с конкретными требованиями организации, учитывающими ее специфику, включая сложность ее систем, степень документирования информации и доступные ресурсы. Настоящий стандарт не применяется ни к продукции, используемой конечными потребителями за пределами области применения и границ системы энергетического менеджмента, ни к проектированию вне связи со зданиями, сооружениями, инженерными сетями, оборудованием, системами или процессами, использующими энергию. Настоящий стандарт применяется к проектированию и закупке зданий, сооружений, инженерных сетей, оборудования, систем или использующих энергию процессов в пределах области применения и границ системы энергетического менеджмента.
Разработка и внедрение системы энергетического менеджмента охватывает энергетическую политику, цели, энергетические задачи и планы действий, относящиеся к ее энергетической эффективности, использованию энергии и потреблению энергии при соблюдении применимых законодательных и других требований. Система энергетического менеджмента позволяет организации устанавливать цели и энергетические задачи и достигать их, предпринимать действия, необходимые для улучшения своих энергетических результатов деятельности, и демонстрировать соответствие своей системы требованиям настоящего стандарта.
0.2 Подход на основе энергетических результатов деятельности
Настоящий стандарт содержит требования к систематическому, управляемому на основе данных и основанному на фактах процессу, направленному на постоянное улучшение энергетических результатов деятельности. Энергетические результаты деятельности являются ключевым элементом в составе концепций, представленных в настоящем стандарте, предназначенным для обеспечения действенных и измеримых результатов с течением времени. Энергетические результаты деятельности являются понятием, связанным с энергетической эффективностью, использованием энергии и потреблением энергии. Показатели энергетических результатов деятельности и энергетические базисы являются двумя взаимосвязанными элементами, предназначенными в настоящем стандарте для того, чтобы дать организациям возможность продемонстрировать улучшение энергетических результатов деятельности.
0.3 Цикл "планируй - делай - проверяй - действуй"
Система энергетического менеджмента, описанная в настоящем стандарте, основывается на методологии постоянного улучшения, известной как "цикл по постоянному улучшению" "планируй - делай - проверяй - действуй" ("Plan - Do - Check - Act", PDCA), и вводит энергетический менеджмент в существующие практики организации, как это показано на рисунке 1.
Применительно к энергетическому менеджменту PDCA-подход может быть изложен следующим образом:
- планируй (plan): поймите среду организации, разработайте энергетическую политику и создайте команду по энергетическому менеджменту, рассмотрите действия в отношении рисков и возможностей, проведите энергетический анализ, идентифицируйте значительное использование энергии и разработайте показатели энергетических результатов деятельности, энергетический(ие) базис(ы), цели и энергетические задачи и планы действий, необходимые для достижения результатов, которые улучшат энергетические результаты деятельности в соответствии с энергетической политикой организации;
- делай (do): реализуйте планы действий, внедрите средства операционного управления и управления обслуживанием, внедрите информационный обмен, обеспечьте компетентность и рассмотрите энергетические результаты деятельности при проектировании и закупках;
- проверяй (check): осуществите мониторинг, измерение, анализ, оценивание, аудит и проведите анализ со стороны руководства энергетических результатов деятельности и системы энергетического менеджмента;
- действуй (act): предпримите действия в отношении несоответствий и постоянно улучшайте энергетические результаты деятельности и систему энергетического менеджмента.
Рисунок 1 - Цикл "планируй - делай - проверяй - действуй"
0.4 Совместимость с другими стандартами на системы менеджмента
Настоящий стандарт соответствует требованиям ИСО к стандартам на системы менеджмента, включая структуру высокого уровня, идентичный основной текст, а также общие термины и определения, обеспечивая тем самым высокий уровень совместимости с другими стандартами на системы менеджмента. Настоящий стандарт может применяться сам по себе; тем не менее организация может решить сочетать свою систему энергетического менеджмента с другими системами менеджмента или интегрировать свою систему энергетического менеджмента в достижение других бизнес-, экологических или социальных целей. Две организации, осуществляющие одинаковую деятельность, но имеющие различные энергетические результаты деятельности, обе могут соответствовать требованиям ИСО 50001.
Настоящий стандарт содержит требования, применяемые для оценивания соответствия. Организация, намеревающаяся продемонстрировать соответствие настоящему стандарту, может сделать это путем:
- проведения оценки и самостоятельного декларирования; или
- получения подтверждения своего соответствия или самостоятельной декларации у заинтересованных сторон, таких как клиенты; или
- осуществления сертификации/регистрации своей системы энергетического менеджмента внешними организациями.
В настоящем стандарте использованы следующие глагольные формы:
- "должен" указывает на требование;
- "следует" указывает на рекомендацию;
- "может" указывает на способность или возможность;
- "могло бы" указывает на разрешение.
Информация, помеченная как "Примечание", предназначена для содействия в понимании или применении настоящего стандарта. Примечания, приведенные в разделе 3, содержат дополнительную информацию к терминологическим данным и могут содержать требования, касающиеся применения термина.
0.5 Преимущества настоящего стандарта
Результативное внедрение настоящего стандарта предоставляет возможность применения системного подхода к улучшению энергетических результатов деятельности, который может изменить способ осуществления менеджмента энергии в организации. Интегрируя энергетический менеджмент в бизнес-практику, организации могут установить процесс для постоянного улучшения энергетических результатов деятельности. Улучшая энергетические результаты деятельности и уменьшая связанные с ними затраты на энергию, организации могут становиться более конкурентоспособными. Кроме того, внедрение может привести организации к достижению основных целей по смягчению последствий изменения климата за счет сокращения эмиссии парниковых газов, связанных с энергией.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к разработке, внедрению, поддержанию в рабочем состоянии и улучшению системы энергетического менеджмента. Намеченным результатом является предоставление организации возможности следовать системному подходу в достижении постоянного улучшения энергетических результатов деятельности и системы энергетического менеджмента.
Настоящий стандарт:
a) применим к любой организации независимо от вида, размера, сложности, географического расположения, культуры организации или поставляемых ею продукции и оказываемых услуг;
b) применим к действиям, находящимся под менеджментом и управлением организации, влияющим на энергетические результаты деятельности;
c) применим независимо от количества, использования или видов потребляемой энергии;
d) требует демонстрации постоянного улучшения энергетических результатов деятельности, но не определяет уровни улучшения энергетических результатов деятельности, которые должны быть достигнуты;
e) может применяться сам по себе или в сочетании с другими системами менеджмента либо в интеграции с ними.
Приложение A содержит руководство по применению настоящего стандарта. Приложение B содержит информацию по сопоставлению настоящего издания с предыдущим.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте нормативные ссылки отсутствуют.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
ИСО и МЭК ведут применяемые при стандартизации терминологические базы данных по следующим адресам:
- навигационная интернет-платформа ИСО - доступна по https://www.iso.org/obp;
- электропедия МЭК - доступна по https://www.electropedia.org.
3.1 Термины, относящиеся к организации
3.1.1 организация (organization): Лицо или группа лиц, обладающие своими собственными функциями с обязанностями, полномочиями и взаимоотношениями для достижения своих целей (3.4.13).
Примечание - Понятие организации включает в себя, но не ограничивается следующими примерами: индивидуальный предприниматель, компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти, товарищество, благотворительные организация или учреждение, а также их часть или их объединение, являющиеся юридическим лицом или нет, государственные или частные.
3.1.2 высшее руководство (top management): Лицо или группа лиц, которые направляют организацию (3.1.1) и управляют ею на высшем уровне.
Примечания
1 Высшее руководство наделено правом делегировать полномочия и предоставлять ресурсы в пределах организации.
2 Если область применения системы менеджмента (3.2.1) охватывает только часть организации, под высшим руководством подразумевают тех, кто направляет эту часть организации и управляет ею.
3 Высшее руководство управляет организацией, как это определено в пределах области применения системы энергетического менеджмента (3.1.4) и границ (3.1.3) системы энергетического менеджмента (3.2.2).
3.1.3 граница (boundary): Физические или организационные пределы.
Пример - Процесс (3.3.6); группа процессов; производственная площадка; несколько производственных площадок, находящихся под управлением организации, или вся организация (3.1.1).
Примечание - Организация определяет границу(ы) своей системы энергетического менеджмента.
3.1.4 область применения системы энергетического менеджмента (energy management system scope; EnMS scope): Совокупность деятельности, с которой организация (3.1.1) обращается посредством системы энергетического менеджмента (3.2.2).
Примечание - Область применения системы энергетического менеджмента может включать несколько границ (3.1.3) и может включать транспортные операции.
3.1.5 заинтересованная сторона (предпочтительный термин) (interested party), стейкхолдер (допустимый термин) (stakeholder): Лицо или организация (3.1.1), которые могут воздействовать на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их воздействию или воспринимать себя в качестве таковых.
3.2 Термины, относящиеся к системе менеджмента
3.2.1 система менеджмента (management system): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации (3.1.1) для установления политик (3.2.3) и целей (3.4.13), а также процессов (3.3.6) для достижения этих целей.
Примечания
1 Система менеджмента может относиться к одному или нескольким аспектам деятельности.
2 Элементы системы включают структуру организации, роли и обязанности, планирование и функционирование.
3 В некоторых системах менеджмента область применения системы менеджмента может охватывать всю организацию, конкретные и идентифицированные функции организации, конкретные и идентифицированные части организации, одну или более функций в группе организаций. Область применения системы энергетического менеджмента (3.1.4) включает все виды энергии в пределах ее границ (3.1.3).
3.2.2 система энергетического менеджмента (energy management system; EnMS): Система менеджмента (3.2.1) для установления энергетической политики (3.2.4), целей (3.4.13), энергетических задач (3.4.15), планов действий и процесса(ов) (3.3.6) для достижения целей и энергетических задач.
3.2.3 политика (policy): Намерения и направление организации (3.1.1), официально сформулированные ее высшим руководством (3.1.2).
3.2.4 энергетическая политика (energy policy): Заявление организации (3.1.1) о ее основном(ых) намерении(ях), направлении(ях) и приверженности в отношении своих энергетических результатов деятельности (3.4.3), официально выраженное высшим руководством (3.1.2).
3.2.5 команда по энергетическому менеджменту (energy management team): Лицо(а), несущее(ие) ответственность и имеющее(ие) полномочия для результативного внедрения системы энергетического менеджмента (3.2.2) и достижения улучшения энергетических результатов деятельности (3.4.6).
Примечание - При определении размера команды по энергетическому менеджменту учитывается размер и характер организации (3.1.1), а также доступные ресурсы. Роль команды по энергетическому менеджменту может также выполнять и одно лицо.
3.3 Термины, относящиеся к требованиям
3.3.1 требование (requirement): Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.
Примечания
1 Слова "обычно предполагается" означают, что это обычная или общепринятая практика организации (3.1.1) и заинтересованных сторон (3.1.5), что рассматриваемые потребности или ожидания предполагаются.
2 Установленным является такое требование, которое определено, например, в документированной информации (3.3.5).
3.3.2 соответствие (conformity): Выполнение требования (3.3.1).
3.3.3 несоответствие (nonconformity): Невыполнение требования (3.3.1).
3.3.4 корректирующее действие (corrective action): Действие, предпринятое для устранения причины несоответствия (3.3.3) и предупреждения его повторного возникновения.
3.3.5 документированная информация (documented information): Информация, которая должна управляться и поддерживаться организацией (3.1.1), и носитель, который ее содержит.
Примечания
1 Документированная информация может быть любого формата и на любом носителе и может быть получена из любого источника.
2 Документированная информация может относиться:
- к системе менеджмента (3.2.1), включая соответствующие процессы (3.3.6);
- к информации, созданной для функционирования организации (документация);
- к свидетельствам достигнутых результатов (записи).
3.3.6 процесс (process): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующие входы в выходы.
Примечание - Процесс, связанный с деятельностью организации (3.1.1), может быть:
- физическим (например, процессы, использующие энергию, такие как горение); или
- процессом деловой деятельности или оказания услуги (например, выполнение заказа).
3.3.7 мониторинг (monitoring): Определение статуса системы, процесса (3.3.6) или действия.
Примечания
1 Для определения статуса может возникнуть необходимость проверить, проконтролировать или отследить.
2 В системе энергетического менеджмента (3.2.2) мониторингом мажет являться анализ энергетических данных.
3.3.8 аудит (audit): Систематический, независимый и документируемый процесс (3.3.6) получения свидетельств аудита и их объективного оценивания для установления степени соответствия критериям аудита.
Примечания
1 Аудит может быть внутренним (аудит, проводимый первой стороной) или внешним (аудит, проводимый второй или третьей стороной), а также аудит может быть комплексным (включающим две системы менеджмента или более).
2 Внутренний аудит проводится самой организацией (3.1.1) или внешней стороной от ее имени.
3 Термины "свидетельство аудита" и "критерии аудита" определены в ИСО 19011.
4 Термин "аудит", определенный здесь и применяемый в настоящем стандарте, означает внутренний аудит системы энергетического менеджмента (3.2.2). Он отличается от понятия "энергетический аудит". В настоящем определении понятие "свидетельство аудита" означает свидетельства, полученные в ходе внутреннего аудита системы энергетического менеджмента, а не свидетельства, полученные в ходе энергетического аудита.
3.3.9 передача на аутсорсинг (outsource): Заключение соглашения, в соответствии с которым внешняя организация (3.1.1) выполняет часть функции или процесса (3.3.6) организации.
Примечание - В то время как внешняя организация не входит в область применения системы менеджмента (3.2.1), переданные на аутсорсинг функция или процесс находятся в пределах области применения системы менеджмента.
3.4 Термины, относящиеся к результатам деятельности
3.4.1 измерение (measurement): Процесс (3.3.6) определения значения.
Примечание - Для получения дополнительной информации о понятиях, связанных с измерениями, см. Руководство ИСО/МЭК 99.
3.4.2 результаты деятельности (performance): Измеримый итог.
Примечания
1 Результаты деятельности могут относиться к количественным и качественным полученным данным.
2 Результаты деятельности могут относиться к менеджменту действий, процессам (3.3.6), продукции (включая услуги), системам или организациям (3.1.1).
3.4.3 энергетические результаты деятельности (energy performance): Измеримый(е) результат(ы), относящийся(еся) к энергетической эффективности (3.5.3), использованию энергии (3.5.4) и потреблению энергии (3.5.2).
Примечания
1 Энергетические результаты деятельности могут быть измерены относительно целей (3.4.13) и энергетических задач (3.4.15) организации (3.1.1). а также других требований к энергетическим результатам деятельности.
2 Энергетические результаты деятельности являются частью результатов деятельности (3.4.2) системы энергетического менеджмента (3.2.2).
3.4.4 показатель энергетических результатов деятельности (energy performance indicator; EnPI): Мера или единица энергетических результатов деятельности (3.4.3) согласно тому, как это определено организацией (3.1.1).
Примечания
1 Показатель(и) энергетических результатов деятельности может(гут) быть выражен(ы) путем применения простых метрических единиц, пропорций или моделей в зависимости от характера измеряемых действий.
2 См. ИСО 50006 для получения дополнительной информации о показателе(ях) энергетических результатов деятельности.
3.4.5 значение показателя энергетических результатов деятельности (energy performance indicator value; EnPI value): Количественная оценка показателя энергетических результатов деятельности (3.4.4) в определенный момент времени или за заданный период времени.
3.4.6 улучшение энергетических результатов деятельности (energy performance improvement): Улучшение в измеримых результатах, относящихся к энергетической эффективности (3.5.3) или потреблению энергии (3.5.2), связанных с использованием энергии (3.5.4), по сравнению с энергетическим базисом (3.4.7).
3.4.7 энергетический базис (energy baseline; EnB): Количественная(ые) оценка(и), служащая(ие) основой для сравнения энергетических результатов деятельности (3.4.3).
Примечания
1 Энергетический базис основывается на данных за заданный период времени и/или условиях согласно тому, как это определено организацией (3.1.1).
2 Один или несколько энергетических базисов применяются для определения улучшения энергетических результатов деятельности (3.4.6) в качестве основы для сравнения ситуаций до и после выполнения действий по улучшению энергетических результатов деятельности или ситуаций с выполнением и без выполнения указанных действий.
3 См. ИСО 50015 для получения дополнительной информации по измерению и верификации энергетических результатов деятельности.
4 См. ИСО 50006 для получения дополнительной информации по показателям энергетических результатов деятельности и энергетическим базисам.
3.4.8 статический фактор (static factor): Идентифицированный фактор, оказывающий значительное воздействие на энергетические результаты деятельности (3.4.3) и не изменяющийся в повседневном порядке.
[ИСО 50015:2014, статья 3.22, измененный - изменены примечание и пример 1, удален пример 2]
Примечание - Критерий значительности определяется самой организацией (3.1.1).
Пример - Размер здания, сооружения, инженерной сети; конструкция установленного оборудования; количество еженедельных рабочих стен; ассортимент продукции.
3.4.9 значимая переменная (relevant variable): Количественно определяемый фактор, значительно влияющий на энергетические результаты деятельности (3.4.3) и изменяющийся в повседневном порядке.
[ИСО 50015:2014, статья 3.18, измененный - добавлено примечание, изменено изложение примера]
Примечание - Критерий значительности определяется самой организацией (3.1.1).
Пример - Погодные условия, условия эксплуатации (температура в помещении, уровень освещенности), часы работы; объем производства.
3.4.10 нормализация (normalization): Преобразование данных для учета изменений с целью обеспечения возможности сравнения энергетических результатов деятельности (3.4.3) в сопоставимых условиях.
3.4.11 риск (risk): Влияние неопределенности.
Примечания
1 Влияние выражается в отклонении от ожидаемого результата - позитивном или негативном.
2 Неопределенность является состоянием, связанным с недостатком, даже частично, информации, понимания или знания о событии, его последствиях или вероятности.
3 Риск часто определяют по отношению к потенциальным событиям (как определено в Руководстве ИСО 73) и их последствиям (как определено в Руководстве ИСО 73) или к их комбинации.
4 Риск часто выражается в терминах комбинации последствий события (включая изменения в обстоятельствах) и связанных с ними вероятностей (как определено в Руководстве ИСО 73) возникновения.
3.4.12 компетентность (competence): Способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов.
3.4.13 цель (objective): Результаты, которые должны быть достигнуты.
Примечания
1 Цель может быть стратегической, тактической или операционной.
2 Цели могут относиться к разным аспектам (такие, как финансовые цели, цели в области здоровья и безопасности, экологии), а также применяться на разных уровнях (например, стратегическом, организации в целом, проекта, продукции и процесса [3.3.6]).
3 Цель может быть выражена разными способами, например, в виде намеченного результата, намерения, операционного критерия, энергетической цели или другими словами со схожими значениями (например, целевая установка, заданная величина).
4 Применительно к системе энергетического менеджмента (3.2.2) цели устанавливаются организацией (3.1.1) в согласованности с энергетической политикой (3.2.4) для достижения определенных результатов.
3.4.14 результативность (effectiveness): Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.
3.5 Термины, относящиеся к энергии
3.5.1 энергия (energy): Электричества, топливо, пар, тепло, сжатый воздух и другие подобные ресурсы.
Примечание - Применительно к настоящему стандарту под энергией понимают различные виды энергии, включая возобновляемые виды, которые могут быть закуплены, сохранены, подвергнуты обращению и использованы в оборудовании или в процессе или регенерированы.
3.5.2 потребление энергии (energy consumption): Количество потребленной энергии (3.5.1).
3.5.3 энергетическая эффективность (energy efficiency): Отношение или другая количественная взаимосвязь между результатами деятельности (3.4.2), услугами, товарами, предметами потребления или энергией на выходе и энергией (3.5.1), поступившей на вход.
Пример - Эффективность преобразования; требуемая энергия/потребленная энергия.
Примечание - Как вход: так и выход должны быть ясно определены как в количественном, так и в качественном выражении, а также должны быть измеримыми.
3.5.4 использование энергии (energy use): Применение энергии (3.5.1).
Пример - Вентиляция, освещение, обогрев, охлаждение, транспортирование, хранение данных, производственный процесс.
Примечание - Использование энергии иногда называют конечным использованием энергии.
3.5.5 энергетический анализ (energy review): Анализ энергетической эффективности (3.5.3), использования энергии (3.5.4) и потребления энергии (3.5.2) на основе данных и другой информации, приводящий к идентификации значительного использования энергии (3.5.6) и возможностей для улучшения энергетических результатов деятельности (3.4.6).
3.5.6 значительное использование энергии (significant energy use; SEU): Использование энергии (3.5.4), характеризующееся существенным потреблением энергии (3.5.2) и/или существенным потенциалом улучшения энергетических результатов деятельности (3.4.6).
Примечания
1 Критерий значительности определяется самой организацией (3.1.1).
2 Значительное использование энергии может быть представлено зданиями, сооружениями, инженерными сетями, системами, процессами или оборудованием.
4 Среда организации
4.1 Понимание организации и ее среды
Организация должна определить внешние и внутренние факторы, относящиеся к ее намерениям и влияющие на ее способность достигать намеченного(ых) результата(ов) ее системы энергетического менеджмента и улучшать ее энергетические результаты деятельности.
4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон
Организация должна определить:
a) заинтересованные стороны, имеющие отношение к энергетическим результатам деятельности и системе энергетического менеджмента;
b) соответствующие требования этих заинтересованных сторон;
c) с какими из идентифицированных потребностей и ожиданий организация обращается посредством своей системы энергетического менеджмента.
Организация должна:
- обеспечить для себя доступ к применимым законодательным и другим требованиям, связанным с ее энергетической эффективностью, использованием энергии и потреблением энергии;
- определить, каким образом эти требования применяются к ее энергетической эффективности, использованию энергии и потреблению энергии;
- обеспечить, чтобы эти требования были учтены;
- анализировать через определенные интервалы времени относящиеся к ней законодательные и другие требования.
Примечание - Для получения дополнительной информации о менеджменте соответствия см. ИСО 19600.
4.3 Определение области применения системы энергетического менеджмента
Организация должна определить границы и применимость системы энергетического менеджмента, чтобы установить область ее применения.
При определении области применения системы энергетического менеджмента организация должна рассматривать:
a) внешние и внутренние факторы, указанные в 4.1;
b) требования, указанные в 4.2.
Организация должна обеспечить наличие у нее полномочий по управлению своей энергетической эффективностью, использованием энергии и потреблением энергии в пределах области применения и границ. Организация не должна исключать никакой вид энергии в пределах области применения и границ.
Область применения системы энергетического менеджмента и границы должны разрабатываться, актуализироваться и применяться в виде документированной информации (см. 7.5).
4.4 Система энергетического менеджмента
Организация должна разработать, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии и постоянно улучшать систему энергетического менеджмента, включая необходимые процессы и их взаимодействие, и постоянно улучшать энергетические результаты деятельности в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
Примечание - Необходимые процессы могут отличаться от одной организации к другой в зависимости от:
- размера организации и видов ее деятельности, процессов, продукции и услуг;
- сложности процессов и их взаимодействия:
- компетентности лиц.
5 Лидерство
5.1 Лидерство и приверженность
Высшее руководство должно демонстрировать лидерство и приверженность в отношении постоянного улучшения своих энергетических результатов деятельности и результативности системы энергетического менеджмента посредством:
a) обеспечения установления области применения системы энергетического менеджмента и границ;
b) обеспечения установления энергетической политики (см. 5.2), целей и энергетических задач (см. 6.2) и их согласованности со стратегическим направлением организации;
c) обеспечения интеграции требований системы энергетического менеджмента в бизнес-процессы организации.
Примечание - Слово "бизнес" в настоящем стандарте следует понимать в широком смысле, как отображение видов деятельности, которые являются ключевыми для целей существования организации;
d) обеспечения одобрения и реализации планов действий;
e) обеспечения доступности ресурсов, необходимых для системы энергетического менеджмента;
f) доведения до сведения важности результативного энергетического менеджмента и соответствия требованиям системы энергетического менеджмента;
g) обеспечения достижения системой энергетического менеджмента намеченного(ых) результата(ов);
h) содействия постоянному улучшению энергетических результатов деятельности и системы энергетического менеджмента;
i) обеспечения создания команды по энергетическому менеджменту;
j) направления и поддержки участия лиц в обеспечении результативности системы энергетического менеджмента и улучшении энергетических результатов деятельности;
k) поддержки соответствующих руководителей в демонстрации ими лидерства в сфере их ответственности;
l) обеспечения того, что показатель(и) энергетических результатов деятельности подходящим образом представляет(ют) энергетические результаты деятельности;
m) обеспечения установления и внедрения процессов для идентификации и реагирования на изменения, влияющие на систему энергетического менеджмента и энергетические результаты деятельности в пределах области применения и границы системы энергетического менеджмента.
5.2 Энергетическая политика
Высшее руководство должно установить энергетическую политику, которая:
a) является подходящей намерениям организации;
b) предоставляет основу для установления и проведения анализа целей и энергетических задач (см. 6.2);
c) включает в себя обязательство по обеспечению доступности информации и необходимых ресурсов для достижения поставленных целей и энергетических задач;
d) включает в себя обязательство по выполнению применимых законодательных и других требований (см. 4.2), относящихся к энергетической эффективности, использованию энергии и потреблению энергии;
e) включает в себя обязательство по постоянному улучшению (см. 10.2) энергетических результатов деятельности и системы энергетического менеджмента;
f) оказывает поддержку закупкам (см. 8.3) энергетически эффективных продукции и услуг, влияющих на энергетические результаты деятельности;
g) оказывает поддержку проектной деятельности (см. 8.2), в которой рассматривается улучшение энергетических результатов деятельности.
Энергетическая политика должна:
- быть доступной в виде документированной информации (см. 7.5);
- быть доведенной до работников внутри организации;
- насколько это подходит, быть доступной для заинтересованных сторон;
- анализироваться на регулярной основе и актуализироваться при необходимости.
5.3 Роли, обязанности и полномочия в организации
Высшее руководство должно обеспечить определение и доведение до сведения в организации обязанностей и полномочий в отношении соответствующих ролей.
Высшее руководство должно определить обязанности и полномочия команды по энергетическому менеджменту для:
a) обеспечения разработки, внедрения, поддержания в рабочем состоянии и постоянного улучшения системы энергетического менеджмента;
b) обеспечения соответствия системы энергетического менеджмента требованиям настоящего стандарта;
c) реализации планов действий (см. 6.2) для постоянного улучшения энергетических результатов деятельности;
d) предоставления высшему руководству через определенные интервалы времени отчетности о результатах деятельности системы энергетического менеджмента и улучшении энергетических результатов деятельности;
e) установления критериев и методов, необходимых для обеспечения результативности функционирования системы энергетического менеджмента и ее управления.
6 Планирование
6.1 Действия в отношении рисков и возможностей
6.1.1 При планировании в системе энергетического менеджмента организация должна рассмотреть факторы, указанные в 4.1, и требования, указанные в 4.2, и провести анализ деятельности организации и процессов, которые могут влиять на энергетические результаты деятельности. Планирование должно согласовываться с энергетической политикой и должно вести к выполнению действий, направленных на постоянное улучшение энергетических результатов деятельности. Организация должна определить риски и возможности, подлежащие рассмотрению:
- для обеспечения уверенности в том, что система энергетического менеджмента может достичь своего(их) намеченного(ых) результата(ов), включая улучшение энергетических результатов деятельности;
- для предотвращения или уменьшения их нежелательного влияния;
- для обеспечения постоянного улучшения системы энергетического менеджмента и энергетических результатов деятельности.
Примечание - Принципиальная схема, поясняющая процесс энергетического планирования, показана на рисунке A.2.
6.1.2 Организация должна планировать:
a) действия по рассмотрению этих рисков и возможностей;
b) то, каким образом:
1) интегрировать и внедрить эти действия в систему энергетического менеджмента и в процессы, связанные с энергетическими результатами деятельности;
2) оценивать результативность этих действий.
6.2 Цели, энергетические задачи и планирование их достижения
6.2.1 Организация должна установить цели для соответствующих функций и уровней. Организация должна установить энергетические задачи.
6.2.2 Цели и энергетические задачи должны:
a) быть согласованными с энергетической политикой (см. 5.2);
b) быть измеримыми (если это возможно);
c) учитывать применимые требования;
d) рассматривать значительное использование энергии (см. 6.3);
e) учитывать возможности (см. 6.3) для улучшения энергетических результатов деятельности;
f) подлежать мониторингу;
g) быть доведенными до работников;
h) актуализироваться, насколько это подходит.
Организация должна регистрировать и сохранять документированную информацию (см. 7.5) о целях и энергетических задачах.
6.2.3 При планировании того, каким образом достичь своих целей и энергетических задач, организация должна разрабатывать или актуализировать планы действий, определяющие:
- что будет сделано;
- какие потребуются ресурсы;
- кто будет ответственным;
- когда это будет завершено;
- каким образом будут оцениваться результаты, включая метод(ы) верификации улучшения энергетических результатов деятельности (см. 9.1).
Организация должна рассмотреть вопрос о том, как действия по достижению ее целей и энергетических задач могут быть интегрированы в бизнес-процессы организации. Организация должна регистрировать и сохранять документированную информацию о планах действий (см. 7.5).
6.3 Энергетический анализ
Организация должна проводить энергетический анализ и управлять его проведением.
При проведении энергетического анализа организация должна:
a) выполнить анализ использования и потребления энергии, основываясь на измерении и других данных, т.е.:
1) идентифицировать имеющиеся виды энергии (см. 3.5.1);
2) оценить использование и потребление энергии за прошлое и настоящее время;
b) на основе указанного анализа идентифицировать значительное использование энергии (см. 3.5.6);
c) для каждого значительного использования энергии:
1) определить значимые переменные;
2) определить текущие энергетические результаты деятельности;
3) идентифицировать лиц(о), выполняющих(ее) работу под управлением организации, влияющую на значительное использование энергии или изменяющую его;
d) выявить возможности для улучшения энергетических результатов деятельности и определить их приоритеты;
e) оценить будущее использование и потребление энергии.
Энергетический анализ должен проводиться повторно через определенные интервалы времени в целях обеспечения своевременной актуализации, а также в случае существенных изменений в зданиях, сооружениях, инженерных сетях, оборудовании, системах или использующих энергию процессах.
Организация должна разрабатывать, актуализировать и применять в виде документированной информации (см. 7.5) методы и критерии, применяемые для проведения энергетического анализа, а также должна регистрировать и сохранять документированную информацию о его результатах.
6.4 Показатели энергетических результатов деятельности
Организация должна определить показатели энергетических результатов деятельности, которые:
a) являются подходящими для измерения и мониторинга ее энергетических результатов деятельности;
b) позволяют организации демонстрировать улучшение энергетических результатов деятельности.
Метод для определения и актуализации показателя(ей) энергетических результатов деятельности должен разрабатываться, актуализироваться и применяться в виде документированной информации (см. 7.5). В тех случаях, когда организация располагает данными, указывающими на то, что значимые переменные существенное влияют на энергетические результаты деятельности, организация должна рассматривать такие данные при установлении подходящего(их) показателя(ей) энергетических результатов деятельности.
Насколько это подходит, значение(я) показателя(ей) энергетических результатов деятельности должно(ы) анализироваться и сопоставляться с подходящим(и) энергетическим(и) базисом(ами). Организация должна регистрировать и сохранять документированную информацию (см. 7.5) о значении(ях) показателя(ей) энергетических результатов деятельности.
6.5 Энергетический базис
Организация должна установить энергетический(е) базис(ы), используя информацию, полученную в ходе энергетического анализа (см. 6.3), учитывая подходящий период времени.
В тех случаях, когда организация располагает данными, указывающими на то, что значимые переменные существенно влияют на энергетические результаты деятельности, организация должна осуществить нормализацию значения(й) показателя(ей) энергетических результатов деятельности и соответствующего(их) энергетического(их) базиса(ов).
Примечание - В зависимости от характера действий нормализация может быть простой корректировкой или более сложной процедурой.
Энергетический(ие) базис(ы) должен(ны) быть подвергнут(ы) анализу в случае одного или нескольких из следующего:
a) показатель(и) энергетических результатов деятельности больше не отражает(ют) энергетические результаты деятельности организации;
b) произошли значительные изменения в статических факторах;
c) в соответствии с заранее определенным методом.
Организация должна регистрировать и сохранять информацию об энергетическом(их) базисе(ах), данных по значимым переменным и изменениях в энергетическом(их) базисе(ах) в виде документированной информации (см. 7.5).
6.6 Планирование сбора энергетических данных
Организация должна обеспечивать проведение идентификации, измерения, мониторинга и анализа ключевых характеристик своих операций, влияющих на энергетические результаты деятельности, через запланированные интервалы времени (см. 9.1). Организация должна разработать и реализовывать план сбора энергетических данных, подходящий ее размеру, сложности, ресурсам и оборудованию для измерения и мониторинга. План должен указывать данные, необходимые для мониторинга ключевых характеристик, и определять, каким образом и с какой частотой эти данные должны собираться, регистрироваться и сохраняться.
Данные, подлежащие сбору (или получению путем измерения, насколько это применимо), а также зарегистрированная и сохраненная документированная информация (см. 7.5) должны включать:
a) значимые переменные для значительного использования энергии;
b) потребление энергии, относящееся к значительному использованию энергии и организации;
c) операционные критерии, относящиеся к значительному использованию энергии;
d) статические факторы, если применимо;
e) данные, указанные в планах действий.
План сбора энергетических данных должен анализироваться через определенные интервалы времени и актуализироваться, насколько это подходит.
Организация должна обеспечивать, чтобы оборудование, применяемое для измерения ключевых характеристик, предоставляло точные и воспроизводимых данные. Организация должна регистрировать и сохранять документированную информацию (см. 7.5) об измерениях, мониторинге и других средствах обеспечения точности и воспроизводимости.
7 Средства обеспечения
7.1 Ресурсы
Организация должна определять и предоставлять ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, поддержания в рабочем состоянии и постоянного улучшения энергетических результатов деятельности и системы энергетического менеджмента.
7.2 Компетентность
Организация должна:
a) определять необходимую компетентность лиц(а), выполняющих(его) работу под ее управлением, которая оказывает влияние на ее энергетические результаты деятельности и систему энергетического менеджмента;
b) обеспечивать, чтобы указанные лица обладали компетентностью на основе соответствующих образования, подготовки, навыков или опыта;
c) там, где это применимо, предпринимать действия, направленные на получение необходимой компетентности, и оценивать результативность предпринятых действий;
d) регистрировать и сохранять подходящую документированную информацию (см. 7.5) как свидетельство компетентности.
Примечание - Применимые действия могут включать, например проведение подготовки, наставничество или перераспределение обязанностей среди имеющихся работников; или же наем компетентных лиц или привлечение компетентных лиц по гражданско-правовому договору.
7.3 Осведомленность
Лица, выполняющие работу под управлением организации, должны быть осведомлены:
a) об энергетической политике (см. 5.2);
b) о своем вкладе в результативность системы энергетического менеджмента, включая достижение целей и энергетических задач (см. 6.2), и пользе от улучшения энергетических результатов деятельности;
c) о влиянии их действий или поведения на энергетические результаты деятельности;
d) о последствиях несоответствия требованиям системы энергетического менеджмента.
7.4 Обмен информацией
Организация должна определить порядок внутреннего и внешнего обмена информацией, относящегося к системе энергетического менеджмента, включая то:
a) какая информация будет передаваться;
b) когда будет передаваться информация;
c) кому будет передаваться информация;
d) каким образом информация будет передаваться;
e) кто будет передавать информацию.
При установлении своего(их) процесса(ов) обмена информацией организация должна обеспечить, чтобы передаваемая информация была согласующейся с информацией, возникающей в пределах системы энергетического менеджмента, и заслуживала доверие.
Организация должна разработать и внедрить процесс, посредством которого любое(ые) лицо(а), выполняющее(ие) работу под управлением организации, могло(и) высказывать свою точку зрения или вносить предложения по улучшению системы энергетического менеджмента и энергетических результатов деятельности. Организация должна рассмотреть регистрацию и сохранение документированной информации (см. 7.5) о предложенных улучшениях.
7.5 Документированная информация
7.5.1 Общие положения
Система энергетического менеджмента организации должна включать:
a) документированную информацию, требуемую настоящим стандартом;
b) документированную информацию, определенную организацией как необходимую для обеспечения результативности системы энергетического менеджмента и демонстрации улучшения энергетических результатов деятельности.
Примечание - Объем документированной информации системы энергетического менеджмента может отличаться от одной организации к другой в зависимости:
- от размера организации и видов ее деятельности, процессов, продукции и услуг;
- сложности процессов и их взаимодействия;
- компетентности лиц.
7.5.2 Создание и актуализация
При создании и актуализации документированной информации организация должна обеспечить подходящие:
a) идентификацию и описание (например, название, дата, автор или ссылочный номер);
b) формат (например, язык, версия программного обеспечения, графические средства) и носитель (например, бумажный или электронный);
c) анализ и одобрение с точки зрения пригодности и адекватности.
7.5.3 Управление документированной информацией
Документированная информация, требуемая системой энергетического менеджмента и настоящим стандартом, должна находиться под управлением для обеспечения:
a) ее доступности и пригодности, где и когда она необходима;
b) ее достаточной защиты (например, от несоблюдения конфиденциальности, ненадлежащего использования, потери целостности).
Для управления документированной информацией организация должна предусматривать следующие действия, насколько это применимо:
- распространение, обеспечение ее доступности и поиска, а также использование;
- хранение и защиту, включая сохранение разборчивости;
- управление изменениями (например, управление версиями);
- соблюдение сроков хранения и порядка уничтожения.
Документированная информация внешнего происхождения, определенная организацией как необходимая для планирования и функционирования системы энергетического менеджмента, должна быть подходящим образом идентифицирована и находиться под управлением.
Примечание - Доступ может подразумевать разрешение только просмотра документированной информации или разрешение просмотра с полномочиями по внесению изменений в документированную информацию.
8 Операционная деятельность
8.1 Операционное планирование и управление
Организация должна планировать, внедрять и управлять процессами, связанными со значительным использованием энергии (см. 6.3), необходимыми для выполнения требований и для осуществления действий, определенных в 6.2, посредством:
a) установления критериев для процессов, включая результативную эксплуатацию и обслуживание объектов, оборудования, систем и использующих энергию процессов, где их отсутствие может привести к значительному отклонению от намеченных энергетических результатов деятельности.
Примечание - Критерии значительного отклонения определяются самой организацией;
b) доведения (см. 7.4) этих критериев до соответствующих(его) лиц(а), выполняющих(его) работу под управлением организации;
c) управления процессами в соответствии с критериями, включая эксплуатацию и обслуживание зданий, сооружений, инженерных сетей, оборудования, систем и использующих энергию процессов в соответствии с установленными критериями;
d) сохранения документированной информации (см. 7.5) в объеме, необходимом для обеспечения уверенности в том, что эти процессы были выполнены так, как было запланировано.
Организация должна управлять запланированными изменениями и анализировать последствия непреднамеренных изменений, предпринимая, при необходимости, действия по смягчению любых негативных последствий.
Организация должна обеспечить, чтобы переданное на аутсорсинг значительное использование энергии или процессы, связанные со значительным использованием энергии (см. 6.3), находились под управлением (см. 8.3).
8.2 Проектирование
Организация должна рассматривать возможности для улучшения энергетических результатов деятельности и операционное управление при проектировании новых, реконструируемых и модернизируемых зданий, сооружений, инженерных сетей, оборудования, систем и использующих энергию процессов, которые могут оказать значительное воздействие на энергетические результаты деятельности в течение запланированного или ожидаемого срока службы.
Там, где это применимо, результаты рассмотрения энергетических результатов деятельности должны быть включены в деятельность, относящуюся к спецификациям, проектированию и закупкам.
Организация должна регистрировать и сохранять документированную информацию по проектной деятельности, связанной с энергетическими результатами деятельности (см. 7.5).
8.3 Закупки
Если ожидается, что закупаемые продукция, оборудование и услуги, использующие энергию, будут оказывать значительное влияние на энергетические результаты деятельности организации, то организация должна установить и применять критерии для оценивания энергетических результатов деятельности за период запланированного или ожидаемого срока службы.
При закупке использующих энергию продукции, оборудования или услуг, которые имеют или могут оказать воздействие на значительное использование энергии, организация должна проинформировать поставщиков о том, что энергетические результаты деятельности являются одним из критериев оценивания для закупки.
Там, где это применимо, организация должна разработать и предоставить спецификации для:
a) обеспечения энергетических результатов деятельности у закупаемых оборудования и услуг;
b) закупок энергии.
9 Оценивание результатов деятельности
9.1 Мониторинг, измерение, анализ и оценивание энергетических результатов деятельности и системы энергетического менеджмента
9.1.1 Общие положения
Организация для энергетических результатов деятельности и системы энергетического менеджмента должна определить:
a) что подлежит мониторингу и измерению, включая как минимум следующие ключевые характеристики:
1) результативность планов действий в достижении целей и энергетических задач;
2) показатель(и) энергетических результатов деятельности;
3) функционирование, связанное со значительным использованием энергии;
4) фактическое потребление энергии в сравнении с ожидаемым;
b) насколько это применимо, методы мониторинга, измерений, анализа и оценивания, необходимые для обеспечения достоверных результатов;
c) когда должны проводиться мониторинг и измерение;
d) когда результаты мониторинга и измерений должны быть проанализированы и оценены.
Организация должна оценивать свои энергетические результаты деятельности и результативность системы энергетического менеджмента (см. 6.6).
Улучшения в энергетических результатах деятельности должны быть оценены путем сравнения значения(й) показателя(ей) энергетических результатов деятельности (см. 6.4) с соответствующим(и) энергетическим(и) базисом(ами) (см. 6.5).
Организация должна исследовать значительные отклонения показателей энергетических результатов деятельности и реагировать на эти отклонения. Организация должна регистрировать и сохранять документированную информацию о результатах исследования и реагирования (см. 7.5).
Организация должна регистрировать и сохранять подходящую документированную информацию о результатах мониторинга и измерений (см. 7.5).
9.1.2 Оценивание соответствия законодательным и другим требованиям
Через запланированные интервалы времени организация должна оценивать соответствие законодательным и другим требованиям (см. 4.2), относящимся к ее энергетической эффективности, использованию энергии и потреблению энергии, а также к системе энергетического менеджмента. Организация должна регистрировать и сохранять документированную информацию (см. 7.5) о результатах проведения оценки соответствия и любых предпринятых действиях.
9.2 Внутренний аудит
9.2.1 Организация должна проводить внутренние аудиты системы энергетического менеджмента через запланированные интервалы времени для получения информации, что система энергетического менеджмента:
a) улучшает энергетические результаты деятельности;
b) соответствует:
- собственным требованиям организации к своей системе энергетического менеджмента,
- энергетической политике (см. 5.2), целям и энергетическим задачам (см. 6.2), установленным организацией,
- требованиям настоящего стандарта;
c) внедрена результативно и поддерживается в рабочем состоянии.
9.2.2 Организация должна:
a) планировать, разрабатывать, реализовывать и поддерживать в актуальном состоянии программу(ы) аудита, включая частоту, методы, обязанности, ответственность, планируемые для проверки требования и отчетность. Программа(ы) аудита должна разрабатываться с рассмотрением важности проверяемых процессов и результатов предыдущих аудитов;
b) определять для каждого аудита критерии и область аудита;
c) отбирать аудиторов и проводить аудиты так, чтобы обеспечивалась объективность и беспристрастность процесса аудита;
d) обеспечивать передачу информации о результатах аудитов соответствующим руководителям;
f) регистрировать и сохранять документированную информацию (см. 7.5) как свидетельство реализации программ(ы) аудита и результатов аудитов.
9.3 Анализ со стороны руководства
9.3.1 Высшее руководство должно анализировать через запланированные интервалы времени систему энергетического менеджмента в целях обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности, результативности и согласованности со стратегическим направлением организации.
9.3.2 Анализ со стороны руководства должен включать в себя рассмотрение:
a) статуса действий по результатам предыдущих анализов со стороны руководства;
b) изменений во внешних и внутренних факторах и связанных с ними рисков и возможностей, относящихся к системе энергетического менеджмента;
c) информации о результатах деятельности системы энергетического менеджмента, включая тренды:
1) в несоответствиях и корректирующих действиях,
2) результатах мониторинга и измерений,
3) результатах аудитов,
4) результатах оценивания соответствия законодательным и другим требованиям;
d) возможностей для постоянного улучшения, в том числе для компетентности;
e) энергетической политики.
9.3.3 Входные данные об энергетических результатах деятельности для анализа со стороны руководства должны включать в себя:
- степень достижения поставленных целей и энергетических задач;
- энергетические результаты деятельности и улучшение энергетических результатов деятельности, основанные на результатах мониторинга и измерений, включая показатель(и) энергетических результатов деятельности;
- статус выполнения планов действий.
9.3.4 Выходные данные анализа со стороны руководства должны включать в себя решения, относящиеся к возможностям для постоянного улучшения и любым необходимым изменениям в системе энергетического менеджмента, включая:
a) возможности для улучшения энергетических результатов деятельности;
b) энергетическую политику;
c) показатель(и) энергетических результатов деятельности или энергетический(ие) базис(ы);
d) цели, энергетические задачи, планы действий или другие элементы системы энергетического менеджмента, а также действия, подлежащие выполнению в случае, если цели, энергетические задачи, планы мероприятий или другие элементы системы энергетического менеджмента не реализованы;
e) возможности для улучшения интеграции с бизнес-процессами;
f) предоставление ресурсов;
g) улучшение компетентности, осведомленности и обмена информацией.
Организация должна регистрировать и сохранять документированную информацию как свидетельство результатов анализа со стороны руководства.
10 Улучшение
10.1 Несоответствия и корректирующие действия
При выявлении несоответствий организация должна:
a) реагировать на данное несоответствие и насколько это применимо:
1) предпринимать действия по управлению и коррекции выявленного несоответствия,
2) предпринимать действия в отношении последствий данного несоответствия;
b) оценивать необходимость действий по устранению причин(ы) данного несоответствия с тем, чтобы избежать его повторного появления или появления в другом месте посредством:
1) анализа несоответствия,
2) определения причин, вызвавших появление несоответствия,
3) определения наличия подобного несоответствия или возможности его возникновения где-либо еще;
c) выполнять любые необходимые действия;
d) проанализировать результативность любого предпринятого корректирующего действия;
e) вносить при необходимости изменения в систему энергетического менеджмента.
Корректирующие действия должны подходить последствиям выявленных несоответствий.
Организация должна регистрировать и сохранять документированную информацию:
- о характере выявленных несоответствий и последующих предпринятых действиях;
- результатах любого корректирующего действия.
10.2 Постоянное улучшение
Организация должна постоянно улучшать пригодность, адекватность и результативность системы энергетического менеджмента. Организация должна демонстрировать постоянное улучшение энергетических результатов деятельности.
Алфавитный указатель терминов
audit |
|
boundary |
|
competence |
|
conformity |
|
continual improvement |
|
corrective action |
|
documented information |
|
effectiveness |
|
energy |
|
energy baseline, EnB |
|
energy consumption |
|
energy efficiency |
|
energy management system, EnMS |
|
energy management system scope, EnMS scope |
|
energy management team |
|
energy performance |
|
energy performance improvement |
|
energy performance indicator, EnPI |
|
energy performance indicator value, EnPI value |
|
energy policy |
|
energy review |
|
energy target |
|
energy use |
|
interested party, stakeholder |
|
management system |
|
measurement |
|
monitoring |
|
nonconformity |
|
normalization |
|
objective |
|
organization |
|
outsource |
|
performance |
|
policy |
|
process |
|
relevant variable |
|
requirement |
|
risk |
|
significant energy use. SEU |
|
static factor |
|
top management |
Библиография
[1] |
ISO 19011 |
Guidelines for auditing management systems |
[2] |
ISO 19600 |
Compliance management systems - Guidelines |
[3] |
ISO 50002 |
Energy audits - Requirements with guidance for use |
[4] |
ISO 50003 |
Energy management systems - Requirements for bodies providing audit and certification of energy management systems |
[5] |
ISO 50004 |
Energy management systems - Guidance for the implementation, maintenance and improvement of an energy management system |
[6] |
ISO 50006 |
Energy management systems - Measuring energy performance using energy baselines (EnB) and energy performance indicators (EnPI) - General principles and guidance |
[7] |
ISO 50015:2014 |
Energy management systems - Measurement and verification of energy performance of organizations - General principles and guidance |
[8] |
ISO 50047 |
Energy savings - Determination of energy savings in organizations |
[9] |
ISO Guide 73 |
Risk management - Vocabulary |
[10] |
ISO/IEC Guide 99 |
International vocabulary of metrology - Basic and general concepts and associated terms (VIM) |
[11] |
http://www.iso.org/iso/home/standards/benefitsofstandards/benefits_repository.htrn?type=EBS-CS |
|
[12] |
http://www.iso.org/iso/mss-list, ISO Management System Standards list |
Ключевые слова: система энергетического менеджмента, требования и руководство по применению, энергия, потребление энергии, энергетическая эффективность, использование энергии, энергетическая политика, энергетический анализ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 50001-2023 "Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 февраля 2023 г. N 100-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Российского института стандартизации, Москва, 2023 г.
Дата введения - 1 июня 2023 г. с правом досрочного применения