г. Краснодар |
|
27 августа 2015 г. |
Дело N А32-36157/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 августа 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Мацко Ю.В. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Вымпел-Коммуникации" (ИНН 7713076301, ОГРН 1027700166636) - Лощининой Н.Г. (доверенность от 11.02.2015), в отсутствие заинтересованного лица - Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2014 (судья Колодкина В.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2015 (судьи Филимонова С.С., Соловьева М.В., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-36157/2014, установил следующее.
ОАО "Вымпел-Коммуникации" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания от 08.09.2014 N 125-66, выданного Межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - управление).
Решением от 23.12.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.05.2015, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что общество не осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и багажа. Наличие зарегистрированных за организацией автотранспортных средств не означает, что такая организация осуществляет оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы полагает, что поскольку общество эксплуатирует принадлежащие ему транспортные средства, в том числе осуществляет перевозку грузов и пассажиров по дорогам общего пользования, оно обязано соблюдать требования законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения независимо от количества подвижного состава.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела. По мнению общества, предписание не соответствует критериям исполнимости. Общество не оказывает услуги перевозки грузов, пассажиров или багажа, а оказывает услуги связи. Транспортные средства используются обществом эпизодически для передвижения сотрудников; использующие транспортные средства руководители общества, менеджеры, инженеры не являются водителями. Передвижения транспортных средств не являются рейсами, т. е. осуществляемой в течение рабочей смены деятельности по управлению транспортным средством в целях перевозки пассажиров и/или грузов. Наличие зарегистрированных за обществом транспортных средств не служит безусловным основанием для проведения медицинских осмотров водителей, поскольку такая обязанность возникает только в случае оказания юридическим лицом услуг автомобильным транспортом.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление на основании распоряжения заместителя начальника управления от 16.07.2014 N 09-588, провело плановую выездную проверку общества, по результатам которой составило акт от 08.09.2014 и выдало обществу предписание от 08.09.2014 N 125-66 об устранении выявленных при проверке нарушений.
Обществу предписано обеспечить своевременное прохождения периодического медицинского освидетельствования водителей (пункт 1 предписания); обеспечить соблюдение установленного порядка проведения и учета предрейсовых медосмотров водителей (пункт 2 предписания); обеспечить порядок проведения предрейсовых технических осмотров транспортных средств (пункт 3 предписания); обеспечить проведение мероприятий по повышению квалификации водителей (пункт 4 предписания); обеспечить поддержание необходимого уровня информативности водительского состава; (пункт 5 предписания); обеспечить наличие должностных инструкций по безопасности движения по службам соответствующие требованиям (пункт 6 предписания); обеспечить соблюдение режима труда и отдыха водителей (пункт 7 предписания); обеспечить соблюдение установленного порядка ведения путевой документации (пункт 8 предписания); обеспечить прохождение обучения и аттестации исполнительного руководителя по БДД (пункт 9 предписания); обеспечить соблюдение положения о ТО и Р (пункт 10 предписания).
Федеральный закон от 10.12.1995N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ" определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, задачами которого являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения статья 3 Закона N 196-ФЗ).
Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из Закона N 196-ФЗ и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Как следует из материалов дела и подтверждено представителем общества в судебном заседании кассационной инстанции, общество использует в своей деятельности 9 автомобилей; штатным водителем на момент проверки являлся один сотрудник общества; автомобили с целью выполнения своих служебных обязанностей используют руководители, менеджеры и инженеры общества; автомобилями осуществляется перевозка работников общества и собственных грузов.
Эксплуатация автомобилей независимо от нужд собственно владельца или для осуществления перевозочной деятельности для сторонних лиц, является деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих.
В статье 20 Закона N 196-ФЗ, с целью соблюдения требований которого вынесено оспариваемое предписание, понятие лица, осуществляющего перевозку автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, поглощается понятием лица, эксплуатирующего транспортное средство. То обстоятельство, что транспортные средства в количестве 9 единиц эксплуатируются обществом, последним не оспаривается, что подтверждено в судебном заседании кассационной инстанции его представителем.
Таким образом, общество, являясь владельцем транспортных средств и эксплуатируя их при осуществлении своей уставной деятельности, в том числе перевозя грузы и пассажиров по дорогам общего пользования, обязано выполнять требования законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно статье 23 Закона N 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Пунктом 27 приложения N 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (действует с 01.01.2012) работы по непосредственному управлению наземными транспортными средствами отнесены к работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования). Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), в частности водителей, а, следовательно, и лиц, выполняющих функции водителей, определен приложением N 3 к названному приказу Минздравсоцразвития России.
Поскольку кроме имеющегося в штате водителя, к управлению транспортными средствами, принадлежащими обществу, последним при осуществлении уставной деятельности допускаются в качестве водителей иные сотрудники (руководство, инженеры, менеджеры), выполняющие функции водителей, работа которых включена в Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), пункт 1 предписания является законным.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются, в том числе, приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а обеспечением безопасности дорожного движения является деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Общество эксплуатирует транспортные средства при осуществлении своей деятельности, привлекая (допуская) к работе в качестве водителей автомобилей своих сотрудников (руководство, менеджеров, инженеров), поэтому обязано выполнять требования законодательства по организации их медицинских осмотров, в том числе предрейсовых и, в данном случае, не имеет значения, что в штатном расписании общества указанные лица не значатся водителями. Следовательно, законным является и пункт 2 выданного обществу предписания.
Пунктом 3 предписания обществу указано на необходимость обеспечения порядка проведения предрейсовых технических осмотров транспортных средств.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 20 Закона N 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны: организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.
Вывод судебных инстанций о том, что общество не осуществляет деятельность по перевозке автомобильным транспортом, а потому у него отсутствует обязанность по обеспечению порядка проведения предрейсовых технических осмотров транспортных средств, противоречит представленным в материалы дела доказательствам и доводам общества о том, что принадлежащим ему автотранспортом осуществляется перевозка своих работников и грузов по дорогам общего пользования. Кроме того, в акте проверки от 08.09.2014 N 125-158 отражено, что ответственность за организацию прохождения технического осмотра автомобилей возложена на механика Желтова А.В. (аттестационное удостоверение от 24.08.2012 N 11-4277), который проводит технический осмотр автотранспортных средств при отсутствии у общества приборов и оборудования для проведения проверок в соответствии с ГОСТом Р 51709-2001 "Требования к техническому состоянию и методы проверки". Журнал учета неисправностей автомобилей общество не представило. Возражения по выявленному нарушению общество не заявило. Следовательно, пункт 3 предписания является законным.
Пунктами 4 и 5 предписания обществу указано на необходимость проведения мероприятий по повышению квалификации водителей и поддержание необходимого уровня информативности водительского состава.
Пунктом 1 статьи 20 Закона N 196-ФЗ предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения. Согласно акту проверки в обществе не назначено ответственное лицо за организацию проведения мероприятий по повышению квалификации водителей, документы о проведении мероприятий по повышению квалификации водителей (в том числе, лиц выполняющих функции водителей, согласно представленным путевым листам) за 2014 год не представлены. Как следует из акта, относительно данного замечания общество возражения не заявило, указав на наличие у общества плана мероприятий по безопасности дорожного движения от 09.01.2014. В акте отражено, что ответственность за организацию и проведение инструктажей возложена на механика Желтова В.А. В представленном при проверке журнале учета проведения инструктажей выявлены нарушения: не проведен сезонный инструктаж в весенне-летний период; периодический инструктаж проведен поквартально, в то время как должен проводится ежемесячно. Согласно имеющегося на акте объяснения, представитель общества с указанным замечанием согласился, указав, что будут проведены внеплановые и периодические инструктажи. С учетом изложенного, вывод судов о недействительности пунктов 4 и 5 предписания в связи с отсутствием конкретизации совершения определенных действий для устранения нарушений противоречит материалам дела. Пункты 4 и 5 предписания о повышении квалификации водителей и об обеспечении их необходимой информацией, путем проведения инструктажей (РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 и РД-200-РСФСР-12-0071-86-09) не противоречат требованиям пункта 1 статьи 20 Закона N 196-ФЗ об обязанности юридических лиц создавать условия для повышения квалификации водителей, управляющих транспортными средствами и обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Пунктом 6 предписания указано на необходимость обеспечения наличия должностных инструкций по безопасности движения.
Постановлением от 09.02.2004 N 9 (в редакции от 25.10.2010) Министерство труда и социального развития Российской Федерации утвердило Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - Порядок). Пунктами 1, 4, 5 Порядка определено, что Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности. Квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих призваны способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, рациональному разделению труда, созданию действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между указанными категориями работников, а также установлению единых подходов в определении их должностных обязанностей и предъявляемых к ним квалификационных требований. Раздел "Должностные обязанности" квалификационных характеристик содержит перечень основных функций, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность. Раздел "Должен знать" содержит основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний нормативных правовых актов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей. Раздел "Требования к квалификации" определяет уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения возложенных на него обязанностей, и требуемый стаж работы.
Квалификационные характеристики служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, их прав и ответственности. Из акта проверки следует, что общество не представило должностные инструкции ответственного руководителя по безопасности дорожного движения. Как следует из объяснений представителя общества, имеющихся в акте проверки, общество, не заявило возражения относительно данного нарушения и указало "будет разработано".
Согласно статье 20 Закона N 196-ФЗ на юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, возложена обязанность по организации работы водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения и соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
Из акта проверки следует, что на момент проверки установлено несоблюдение обществом режима труда и отдыха водителей, а именно: такое нарушение в отношении водителя Барыльникова А.Н. установлено управлением при проверке путевых листов за июль 2014 года. Документально данное обстоятельство обществом не опровергнуто и подтверждается отметкой на путевом листе. Поэтому управление обоснованно указало на данное нарушение в пункте 7 предписания.
Пунктом 8 предписания указано на необходимость соблюдения установленного порядка ведения путевой документации в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов". Названным приказом утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов разработаны в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и подлежат применению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими, в том числе, легковые автомобили. При проверке общества выявлены нарушения в оформлении путевой документации, что нашло отражение в акте. Следовательно, общество, эксплуатирующее транспортные средства, обязано соблюдать установленный порядок заполнения путевых листов.
Указанное в пункте 9 предписания требование об обеспечении прохождения обучения и аттестации исполнительного руководителя по безопасности дорожного движения, в данном случае, не противоречит требованиям статьи 20 Закона N 196-ФЗ, согласно которой юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны: обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Пунктом 10 предписания обществу указано на необходимость соблюдения положения о ТО и Р. Установленные при проверке нарушения отражены в пункте 10 акта проверки.
Данный пункт предписания не противоречит пунктам 1, 2 статьи 16 и пункту 1 статьи 20 Закона N 196-ФЗ, пункту 27 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01. 2014 N 7, а следовательно не может быть признан недействительным.
Для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя. Доказательства того, что выданное обществу предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества не представлены.
Судебные инстанции установили фактические обстоятельства по делу, однако сделали выводы, противоречащие представленным в материалы дела доказательствам и нормам материального права, в связи с чем суд кассационной инстанции считает возможным, отменив судебные акты принять новое решение, не направляя дело на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2015 по делу N А32-36157/2014 отменить.
Отказать открытому акционерному обществу "Вымпел-Коммуникации" в удовлетворении требования.
Взыскать с открытого акционерного общества "Вымпел-Коммуникации" государственную пошлину по кассационной жалобе в доход федерального бюджета в сумме 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Ю.В. Мацко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.