Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение N 2. Положение о функциональной подсистеме электросвязи и почтовой связи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Приложение N 2
к приказу Министерства
цифрового развития, связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 09.11.2022 г. N 841

 

Положение
о функциональной подсистеме электросвязи и почтовой связи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

 

I. Общие положения

 

1. Настоящее Положение определяет организацию, состав сил и средств, а также порядок деятельности функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Функциональная подсистема электросвязи и почтовой связи РСЧС).

2. Функциональная подсистема электросвязи и почтовой связи РСЧС является частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС).

3. Функциональная подсистема электросвязи и почтовой связи РСЧС объединяет координационные органы, органы управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Министерство), Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор), подведомственных Министерству организаций (далее - организации) и операторов связи.

4. Для решения задач Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС могут привлекаться структурные подразделения Министерства, управления Роскомнадзора в соответствии с их компетенцией.

5. Функциональная подсистема электросвязи и почтовой связи РСЧС действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

6. Функциональная подсистема электросвязи и почтовой связи РСЧС действует в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации с учетом федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и планирующих документов Министерства, Роскомнадзора, организаций и операторов связи.

7. В режиме повседневной деятельности действуют Служба ответственных дежурных Министерства, Ситуационный центр Министерства, являющийся структурным подразделением Федерального государственного бюджетного учреждения "Связист" (далее - Ситуационный центр Министерства), Ситуационный центр Роскомнадзора, центры управления сетями связи операторов связи и дежурно-диспетчерские службы организаций.

8. В режиме повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации действуют Служба ответственных дежурных Министерства, Ситуационный центр Министерства, Ситуационный центр Роскомнадзора, центры управления сетями связи операторов связи, дежурно-диспетчерские службы организаций, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Министерства, Роскомнадзора, организаций и операторов связи.

9. Финансовое обеспечение деятельности Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС и мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и организаций в соответствии с пунктом 34 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2020, N 2, ст. 180) (далее - Положение о РСЧС).

 

II. Цели, задачи и функции Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС

 

10. Целями Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС являются:

оказание услуг связи населению и органам управления РСЧС в зоне чрезвычайной ситуации и пунктах временного размещения;

готовность сетей связи для передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации о возникающих опасностях, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций;

своевременное проведение аварийно-восстановительных работ на сетях и объектах связи.

11. Задачи Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС решаются координационными органами и органами управления Министерства, Роскомнадзора на федеральном уровне, организациями и операторами связи в соответствии с их компетенциями и территориальным расположением на межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

12. Задачами Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС являются:

обеспечение устойчивого функционирования сети связи общего пользования и сети почтовой связи;

обеспечение органов управления Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС прогнозной информацией о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, создающих реальную угрозу целостности и устойчивости функционирования сетей связи;

обеспечение услугами связи органов управления РСЧС и населения в условиях чрезвычайной ситуации;

координация деятельности сил и средств Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС, направленная на поддержание ее в готовности для перевода в режим повышенной готовности и осуществление деятельности в условиях чрезвычайной ситуации;

организация и выполнение мероприятий по переводу органов управления, сил и средств Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи в режим повышенной готовности, режим чрезвычайной ситуации.

13. К функциям Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС относятся:

анализ состояния окружающей среды, влияющей на функционирование сетей связи на основании донесений о состоянии оперативной обстановки по чрезвычайным ситуациям, пожарам и другим бедствиям на территории Российской Федерации, представляемым МЧС России и другими источниками информации;

прогнозирование возможных рисков воздействия на единую сеть электросвязи Российской Федерации и сеть почтовой связи с учетом основных факторов чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к нарушениям ее целостности и устойчивости функционирования;

принятие решения о привлечении сил и средств Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС для предупреждения возникновения, развития или ликвидации чрезвычайных ситуаций;

организация и проведение аварийно-восстановительных работ на объектах и сооружениях связи сети связи общего пользования и сети почтовой связи в районе чрезвычайной ситуации;

организация взаимодействия и обмен информацией с другими федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Российской Федерации;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

планирование и проведение тренировок для определения готовности сетей связи к ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

III. Организация управления Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС

 

14. На каждом уровне Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

15. Управление Функциональной подсистемой электросвязи и почтовой связи РСЧС осуществляется с использованием сети связи общего пользования.

16. Координационными органами являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - Комиссии) Министерства, Роскомнадзора, организаций и операторов связи.

17. Комиссии Министерства, Роскомнадзора, организаций и операторов связи создаются в соответствии с Положением о РСЧС.

18. Решение о создании Комиссии операторы связи принимают самостоятельно.

19. Постоянно действующими органами управления являются структурные подразделения (работники) Министерства, Роскомнадзора, организаций и операторов связи, уполномоченные для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

20. Органами повседневного управления являются служба ответственных дежурных Министерства, Ситуационный центр Министерства, Ситуационный центр Роскомнадзора, центры управления сетями связи операторов связи, дежурно-диспетчерские службы организаций.

21. Описание системы управления Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС:

21.1. В повседневной деятельности осуществляется информационный обмен в рамках Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС в соответствии со сроками и формами представления информации, установленными принятыми соглашениями и регламентами информационного обмена для организации информационного взаимодействия.

21.2. При чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера органы управления Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС в рамках своих полномочий обеспечивают предоставление приоритетным пользователям линий связи, каналов связи, средств связи, включая пользовательское оборудование (оконечное оборудование), маршрутов почтовой связи в соответствии с Положением о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи при угрозе возникновения и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 г. N 921 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 22, ст. 3668).

22. Права и обязанности органов управления, входящих в состав Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС, создаваемой Министерством, определяются правовыми актами о данных органах управления.

23. Органы управления, осуществляющие взаимодействие с Функциональной подсистемой электросвязи и почтовой связи РСЧС на федеральном уровне:

Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

Главное управление "Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России" (НЦУКС);

комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти.

24. Органы управления, осуществляющие взаимодействие с Функциональной подсистемой электросвязи и почтовой связи РСЧС на региональном уровне:

комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

25. Органы управления, осуществляющие взаимодействие с Функциональной подсистемой электросвязи и почтовой связи РСЧС на муниципальном уровне:

муниципальные органы исполнительной власти;

общественные объединения и организации, выполняющие задачи в рамках РСЧС.

26. На федеральном уровне реагирования действуют Служба ответственных дежурных Министерства, Ситуационный центр Министерства.

27. На межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях реагирования действуют Служба ответственных дежурных Министерства, Ситуационный центр Министерства, Ситуационный центр Роскомнадзора, центры управления сетями связи операторов связи, дежурно-диспетчерские службы организаций.

 

IV. Состав сил и средств Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС

 

28. В состав сил Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС входят Служба ответственных дежурных Министерства, Ситуационный центр Министерства, Ситуационный центр Роскомнадзора, центры управления сетями связи операторов связи, дежурно-диспетчерские службы организаций, аварийно-восстановительные (аварийно-профилактические) команды (бригады, расчеты) операторов связи, Комиссии Министерства, Роскомнадзора, организаций и операторов связи.

29. Количество и численность аварийно-восстановительных (аварийно-профилактических) команд (бригад, расчетов) определяют создающие их операторы связи, исходя из возложенных на них задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сети связи общего пользования и сети почтовой связи.

30. К средствам Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС относятся резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций Министерства, Роскомнадзора, организаций и операторов связи.

31. Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом или организацией.

32. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут использоваться запасы материальных ценностей в составе мобилизационного резерва, находящиеся на ответственном хранении у операторов связи.

 

V. Режимы функционирования Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС

 

33. Режимы функционирования Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС устанавливаются в соответствии с Положением о РСЧС.

34. Органы управления и силы Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС действуют в следующих режимах:

а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации на линиях и сооружениях связи сети связи общего пользования и объектах сети почтовой связи, прилегающей к ним территории;

б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

35. Режимы повышенной готовности или чрезвычайной ситуации могут устанавливаться для соответствующих органов управления и сил Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС решением Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации или операторов связи, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации.

36. Мероприятия Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС, проводимые в режиме повседневной деятельности:

сбор, обработка и обмен информацией в области защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

изучение состояния окружающей среды, влияющей на функционирование объектов, сооружений связи и сетей связи, прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций;

представление в МЧС России научно-аналитической и прогнозной информации об источниках чрезвычайных ситуаций в целях прогнозирования возникновения и развития возможных чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным регламентом;

разработка и реализация целевых и научно-технических программ в области повышения устойчивости функционирования сети связи общего пользования и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

обеспечение устойчивого функционирования сети связи общего пользования, сети почтовой связи и системы централизованного оповещения;

мониторинг обстановки в сети связи общего пользования и сети почтовой связи и анализ поступившей информации;

подготовка работников к действиям в чрезвычайных ситуациях;

организация и контроль эксплуатационно-технического обслуживания средств связи и оповещения;

пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

создание, размещение, хранение и восполнение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

проведение мероприятий по подготовке к эвакуации работников, материальных ценностей в безопасные районы, их размещению;

ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;

проведение тренировок с операторами связи и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации взаимодействия при проведении аварийно-восстановительных работ и оказании услуг связи в зоне чрезвычайной ситуации и пунктах временного размещения;

обеспечение информационного взаимодействия с МЧС России.

37. Мероприятия Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС, проводимые в режиме повышенной готовности:

сбор, обработка и представление информации о состоянии сетей связи и оказании услуг связи на территории возможного возникновения чрезвычайной ситуации;

введение круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС на стационарных пунктах управления;

усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и воздействия на функционирование сетей связи;

представление в МЧС России информации о состоянии сетей связи и объектов связи в зоне возможного возникновения чрезвычайной ситуации;

принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования объектов и сооружений связи в чрезвычайных ситуациях;

усиление дежурно-диспетчерских служб (или иных структурных подразделений, выполняющих функции оперативного управления);

приведение, при необходимости, сил и средств Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации;

формирование, при необходимости, оперативных групп (специальных групп) для выяснения обстановки в сетях связи непосредственно в районах возможных чрезвычайных ситуаций и выработки соответствующих предложений;

защита работников для обеспечения устойчивой работы сети связи общего пользования и сети почтовой связи;

уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

восполнение, при необходимости, резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

проведение, при необходимости, эвакуационных мероприятий.

38. Мероприятия Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС в режиме чрезвычайной ситуации:

непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;

оповещение работников о возникших чрезвычайных ситуациях;

предоставление приоритетным пользователям линий связи, каналов связи, средств связи, включая пользовательское оборудование (оконечное оборудование), маршрутов почтовой связи в соответствии с Положением о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи при угрозе возникновения и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 г. N 921;

проведение мероприятий по обеспечению устойчивой работы сети связи общего пользования и сети почтовой связи;

проведение аварийно-восстановительных работ на объектах и сооружениях связи сети связи общего пользования и сети почтовой связи в зоне чрезвычайной ситуации;

анализ состояния сетей связи и средств связи в зоне чрезвычайной ситуации;

организация защиты работающих смен операторов связи в районах чрезвычайных ситуаций;

обеспечение устойчивой работы каналов связи и технических средств вещания, используемых в системах централизованного оповещения населения;

непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

поддержание непрерывного взаимодействия с заинтересованными органами и организациями по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций;

проведение мероприятий по жизнеобеспечению работников в чрезвычайных ситуациях;

предоставление в МЧС России информации о состоянии сетей связи и объектов связи в зоне чрезвычайной ситуации и пунктах временного размещения.

39. При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "а" статьи 3 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N З-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст. 2277; 2016, N 27, ст. 4153), для органов управления и сил Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС устанавливается режим повышенной готовности, а при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "б" указанной статьи, - режим чрезвычайной ситуации.

 

VI. Информационное взаимодействие функциональных подсистем в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

 

40. Информационное взаимодействие Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС в рамках РСЧС осуществляется на основе двусторонних соглашений об информационном обмене и регламентов информационного обмена для организации информационного взаимодействия в соответствии с Положением о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 августа 2009 г. N 496 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 октября 2009 г., регистрационный N 15039), с изменениями, внесенными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 декабря 2019 г. N 784 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 марта 2020 г., регистрационный N 57907), и в соответствии с:

пунктом 5 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

Порядком сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334;

Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30;

Правилами взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и передачи операторами связи сигналов оповещения и (или) экстренной информации о возникающих опасностях, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. N 2322 (Собрание законодательства Российской Федерации 2021, N 1, ст. 175).

Информационное обеспечение Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС состоит во взаимном обмене данными (их подготовке, хранении, сборе, обработке, анализе и передаче информации) со взаимодействующими органами управления.

41. Сбор и обмен информацией осуществляются через органы повседневного управления Функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи РСЧС.

42. Сроки и формы представления информации устанавливаются в соответствии с принятыми соглашениями и регламентами информационного обмена для организации информационного взаимодействия.

43. Информационное взаимодействие с иностранными государствами осуществляется в соответствии с международными договорами.