Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 27 сентября 2023 г. N 03-07-11/91838
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и по вопросу вычетов налога на добавленную стоимость (далее - НДС), предъявленного индивидуальному предпринимателю, применяющему упрощенную систему налогообложения, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), в случае перехода индивидуального предпринимателя на общий режим налогообложения и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 6 статьи 346.25 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации и индивидуальные предприниматели, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило: суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему упрощенную систему налогообложения, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса для налогоплательщиков НДС.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 января 2014 г. N 62-О (далее - Определение N 62-О), указанным пунктом 6 статьи 346.25 Кодекса урегулирован случай, когда соответствующие суммы НДС не были отнесены к расходам в рамках упрощенной системы налогообложения при выборе налогоплательщиком в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов. В связи с этим налогоплательщики, перешедшие на общую систему налогообложения, получили возможность принять к вычету суммы НДС, подлежавшие отнесению, но не отнесенные ими к расходам при применении упрощенной системы налогообложения. Что же касается налогоплательщиков, находящихся на упрощенной системе налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, то они не определяют расходы для целей налогообложения (статья 346.18 Кодекса), однако для них устанавливается меньшая налоговая ставка (статья 346.20 Кодекса).
Вместе с тем Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации Определением от 24 мая 2021 г. N 301-ЭС21-784 (далее - Определение N 301-ЭС21-784) определив направить дело А38-8598/2019 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Марий Эл, пришла к выводу, что само по себе то обстоятельство, что спорные суммы "входящего" НДС были предъявлены обществу в период осуществления строительства и применения им УСН с объектом налогообложения "доходы", не могло служить основанием для отказа в вычете названных сумм при исчислении НДС после перехода общества на общий режим налогообложения.
В Определении отмечается, что ни глава 21 Кодекса, ни статья 346.25 Кодекса, определяющие правила налогообложения при переходе налогоплательщика на общий режим налогообложения с упрощенной системы налогообложения, не содержат запрета на вычет сумм НДС, предъявленных в период применения упрощенной системы налогообложения по товарам (работам, услугам), использование которых в облагаемой НДС деятельности начато после перехода на общий режим налогообложения. Положения пункта 6 статьи 346.25 Кодекса ни по своему буквальному содержанию, ни во взаимосвязи с иными положениями Кодекса не дают оснований для вывода об установлении законодателем такого рода запрета, а направлены на исключение возможности одновременного получения налоговой выгоды в рамках применения двух систем налогообложения при приобретении товаров (работ, услуг).
Определением установлено, что предъявленные в ходе строительства суммы "входящего" НДС могут быть приняты к вычету налогоплательщиком, ранее применявшим упрощенную систему налогообложения, при соблюдении установленных статьей 169, пунктом 2 статьи 171 и пунктом 2 статьи 172 Кодекса условий, если объект строительства не использовался для извлечения выгоды в период применения упрощенной системы налогообложения, а облагаемые НДС операции с использованием оконченного строительством объекта совершены после перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения.
Учитывая изложенное, индивидуальному предпринимателю, перешедшему на общий режим налогообложения с упрощенной системы налогообложения, при применении которой объектом налогообложения были выбраны доходы, при решении вопроса о принятии к вычету сумм НДС, предъявленных ему при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав) в период применения упрощенной системы налогообложения, возможно руководствоваться правовой позицией, изложенной в Определении N 62-О, с учетом выводов, содержащихся в Определении N 301-ЭС21-784.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны разъяснения по вычетам НДС, предъявленного предпринимателю, применяющему УСН, в случае его перехода на общий режим налогообложения. Приведена судебная практика по данному вопросу.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 27 сентября 2023 г. N 03-07-11/91838
Опубликование:
журнал "Нормативные акты для бухгалтера", 11 января 2024 г. N 1