О порядке исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости (Л. Родионова, "Финансовая газета", N 48, ноябрь 2003 г.)

О порядке исчисления среднего заработка для определения размера
пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период
профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по
направлению органов службы занятости


С 1 февраля 2002 г. ст.139 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) установлен единый порядок исчисления средней заработной платы для всех случаев определения ее среднего размера, предусмотренных Кодексом. Исчисление среднего заработка для определения пособия по безработице, а также стипендии, выплачиваемой гражданам, проходящим профессиональное обучение по направлению органов службы занятости (далее - стипендии), положениями ТК РФ не предусмотрено.

В Положении об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденном в соответствии со ст.139 ТК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.03 г. N 213 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" (далее - Положение), рассматриваются случаи определения размера средней заработной платы только для граждан, имеющих трудовые отношения. Отсутствие порядка исчисления среднего заработка для граждан, прервавших трудовые отношения и признанных в установленном законодательством порядке безработными, приводило к правовому вакууму в данном вопросе при определении средней зарплаты для данной категории граждан.

Кроме того, Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. от 20.04.96 г. N 36-ФЗ с изм. по состоянию на 10.01.03 г.) установлен иной, чем в ТК РФ, расчетный период исчисления средней заработной платы для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости. При этом виды выплат, учитываемые для расчета средней заработной платы для определения размера пособия по безработице (стипендии), Законом "О занятости населения в Российской Федерации" в отличие от ТК РФ не определены.

Такое положение создавало ситуацию, при которой для определения средней заработной платы для исчисления пособия по безработице (стипендии) работодатель вынужден был использовать несколько законодательных актов: Закон "О занятости населения в Российской Федерации" - в части определения расчетного периода, ТК РФ и в части, не противоречащей Кодексу, Положение - для определения видов выплат, подлежащих учету при расчете средней заработной платы.

Такой подход к вопросу о порядке исчисления средней платы для определения размера пособия по безработице не отвечал правилам унификации законодательства и единообразия применяемых норм во всех случаях исчисления среднего заработка, что создавало сложности для работодателей. В целях исправления данного положения в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.05.03 г. N 670-р постановлением Минтруда России от 12.08.03 г. N 62 утвержден Порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости (далее - Порядок). Постановление зарегистрировано Минюстом России 23 октября 2003 г., регистрационный N 5196.

В качестве расчетного периода для определения среднего заработка в указанном Порядке используются последние три календарных месяца по последнему месту работы, как предусмотрено Законом "О занятости населения в Российской Федерации".

В Порядке указаны особенности исчисления среднего заработка в различных ситуациях: при не полностью отработанном расчетном периоде, если работник в расчетном периоде не имел заработка, когда в расчетном периоде и до него работник не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней, для работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени, для работников с неполным рабочим временем.

В п.4 Порядка перечислены периоды, исключаемые из расчета. К ним относится время, когда:

за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации;

работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;

работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;

работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;

работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;

работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации;

работнику предоставлялись дни отдыха (отгулов) в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работ и в других случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, в Порядке приведен примерный перечень этих выплат:

основная заработная плата, начисленная по тарифным ставкам (должностным окладам), сдельным расценкам, в процентах от выручки или комиссионное вознаграждение, заработная плата, выданная в неденежной форме;

надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, квалификационный разряд, расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, руководство бригадой;

выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы;

премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет;

другие виды выплат в соответствии с действующими в организации системами оплаты труда.

В Порядке также показано, как учитываются премии и вознаграждения, а также корректируется средний заработок при повышении в организации тарифных ставок (окладов).


Л. Родионова,

начальник отдела методического обеспечения

и социальной поддержки безработных граждан

Минтруда России


"Финансовая газета", N 48, ноябрь 2003 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/