Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2024 г. N 49-АД24-6-К6 Суд оставил без изменения вынесенные ранее судебные решения, поскольку в действиях лица содержится состав административного правонарушения, выразившегося в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта

Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2024 г. N 49-АД24-6-К6

 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу А.А.Б. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан - заместителя Главного государственного санитарного врача по Республике Башкортостан от 11 октября 2022 года N 08/22-895, решение судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 13 января 2023 года, решение судьи Верховного суда Республики Башкортостан от 29 мая 2023 года и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 07 сентября 2023 года, вынесенные в отношении старшей медицинской сестры ГБУЗ РБ Стоматологическая поликлиника N 5 г. Уфа А.А.Б. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан - заместителя Главного государственного санитарного врача по Республике Башкортостан от 11 октября 2022 года N 08/22-895, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 13 января 2023 года, решением судьи Верховного суда Республики Башкортостан от 29 мая 2023 года и постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 07 сентября 2023 года, старшая медицинская сестра ГБУЗ РБ Стоматологическая поликлиника N 5 г. Уфа А.А.Б. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, А.А.Б. просит отменить состоявшиеся в отношении нее по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях акты, считая их незаконными и прекратить производство по делу.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

В соответствии со статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения А.А.Б. к административной ответственности) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из части 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" следует, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан, санитарно-гигиенического просвещения населения и пропаганды здорового образа жизни.

В силу требований Санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года N 4 (далее - СанПиН 3.3686-21):

в медицинских организациях должны обеспечиваться безопасные условия труда медицинских работников, соблюдаться санитарно-противоэпидемический режим, осуществляться мероприятия по предупреждению возникновения и распространения инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (пункт 20);

в целях предупреждения возникновения и распространения ИСМП и других инфекционных заболеваний в МО должны проводиться предусмотренные санитарными правилами санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе по осуществлению производственного контроля, принятию изоляционных мер в отношении больных (носителей) ИСМП и других инфекционных заболеваний, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), профилактических мер среди медицинского персонала (проведению предварительных и периодических медицинских осмотров и организации иммунопрофилактики). Проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий осуществляет медицинский персонал под руководством лица, ответственного за работу по профилактике ИСМП (пункт 3429);

в целях профилактики ИСМП в МО осуществляют дезинфекционные и стерилизационные мероприятия, которые включают в себя работы по профилактической и очаговой дезинфекции, дезинсекции, дератизации, а также дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации медицинских изделий (пункт 3542);

дезинфекции подлежат объекты, которые могут служить факторами передачи ИСМП: медицинские изделия (включая медицинское оборудование), руки персонала, кожные покровы (операционное и инъекционное поле) пациентов, кожа локтевых сгибов доноров, предметы ухода за больными, воздух в помещениях класса чистоты А, Б и В, постельные принадлежности, посуда, рабочие поверхности медицинских столов, стоек, тележек, каталок, мебель, приборы, аппараты, больничный текстиль, уборочный инвентарь, медицинские отходы. Выделения больных (моча, фекалии) и биологические жидкости (мокрота, кровь и другие) допускается без предварительного обеззараживания сливать в систему централизованной канализации (пункт 3544);

профилактическая дезинфекция осуществляется в трех формах: плановой, по эпидемиологическим и по санитарно-гигиеническим показаниям (пункт 3550);

плановую профилактическую дезинфекцию в МО проводят систематически с целью снижения микробной обсемененности объектов внутрибольничной среды и предупреждения возможности накопления микроорганизмов; предупреждения распространения микроорганизмов через медицинские изделия, руки медицинского персонала и кожные покровы пациентов, поверхности в помещениях, приборы, оборудование, предметы ухода за больными, воздух иные; освобождения помещений МО и окружающей территории от членистоногих и грызунов (пункт 3551);

генеральную уборку осуществляют с целью удаления загрязнений и снижения микробной обсемененности в помещениях организации. Проведение генеральной уборки фиксируют в журнале произвольной формы (пункт 3560);

генеральные уборки в операционных блоках, перевязочных, процедурных, манипуляционных, стерилизационных и других помещений с асептическим режимом проводят не реже одного раза в 7 календарных дней дезинфицирующими средствами по режимам, обеспечивающим гибель бактерий, вирусов и грибов (пункт 3561);

при генеральной уборке проводят мытье, очистку и обеззараживание поверхностей помещений (в том числе труднодоступных), дверей (в том числе наличников), окон (с внутренней стороны), плинтусов, мебели, оборудования (в том числе осветительных приборов), аппаратуры с использованием моющих и дезинфицирующих средств (или дезинфицирующих средств с моющими свойствами) с последующим обеззараживанием воздуха (пункт 3563);

текущие уборки в МО неинфекционного профиля, кроме помещений с асептическим режимом, проводят с применением моющих средств (без использования дезинфицирующих средств). Текущие уборки в МО проводятся не реже 2 раз в день. В операционных блоках, перевязочных, процедурных, манипуляционных, стерилизационных и других помещений с асептическим режимом текущую уборку помещений проводят с применением дезинфицирующих средств по режимам эффективным для профилактики вирусных инфекций (пункт 3564);

в ходе текущей очаговой дезинфекции проводят систематическое обеззараживание потенциально контаминированных выделений больного и всех объектов внутрибольничной среды, с которыми больной имел контакт: медицинские изделия, предметы ухода, посуда, белье, поверхности в помещениях, в том числе мебели и оборудования, обеззараживание медицинских отходов класса Б и В (пункт 3570).

Как усматривается из материалов дела, должностным лицом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в период с 11 часов 50 минут до 17 часов 30 минут 18 августа 2022 года и с 14 часов 15 минут до 15 часов 40 минут 25 августа 2022 года проведен осмотр ГБУЗ РБ Стоматологическая поликлиника N 5 г. Уфа, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Юрия Гагарина, д. 20.

В ходе осмотра выявлены нарушения требований статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 3429, 3542, 3544, 3551, 3560, 3561, 3563, 3564 и 3570 СанПиН 3.3686-21, выразившиеся в некачественной текущей уборке в хирургическом кабинете.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения старшей медицинской сестры ГБУЗ РБ Стоматологическая поликлиника N 5 г. Уфа А.А.Б. к административной ответственности, установленной статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт нарушения приведенных выше требований статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и пунктов 3429, 3542, 3544, 3551, 3560, 3561, 3563, 3564 и 3570 СанПиН 3.3686-21 подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении; приказом о переводе А.А.Б. на должность старшей медицинской сестры лечебно-хирургического отделения ГБУЗ РБ Стоматологическая поликлиника N 5 г. Уфа; должностной инструкцией А.А.Б.; актом выездной проверки ГБУЗ РБ Стоматологическая поликлиника N 5 г. Уфа; протоколами осмотра от 18 августа 2022 года и 25 августа 2022 года с приложенными к ним фототаблицами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы, из приведенных выше доказательств усматривается, что по результатам проведенной должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан проверки установлено использование дезинфицирующего концентрата и дезинфицирующего средства в объемах, недостаточных для качественной текущей уборки в хирургическом кабинете ГБУЗ РБ Стоматологическая поликлиника N 5 г. Уфа. Время вскрытия тары с дезинфицирующим концентратом и приготовления дезинфицирующего раствора отражено в протоколе осмотра от 18 августа 2022 года, подписанного, в том числе, А.А.Б.

При таком положении ссылка заявителя жалобы на неверные выводы должностного лица и судебных инстанций относительно необходимого количества текущих уборок хирургического кабинета и обязательности исполнения Методических рекомендаций MP 2.1.0247-21. 2.1. Коммунальная гигиена, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17 мая 2021 года об отсутствии ее вины в совершении вменяемого правонарушения не свидетельствует.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Содеянное А.А.Б. квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Постановление судьи кассационного суда вынесено в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми рассмотрение жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях не требует проведения судебного заседания. О принятии жалобы к рассмотрению А.А.Б. была извещена в порядке части 2 статьи 30.15 названного Кодекса.

Постановление о привлечении А.А.Б. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Не может быть принят во внимание довод жалобы об истечении срока давности привлечения А.А.Б. к административной ответственности на момент рассмотрения жалобы, поскольку истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания, иное противоречило бы правовой позиции, приведенной в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Административное наказание назначено А.А.Б. в пределах санкции статьи 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном его размере для должностных лиц.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан - заместителя Главного государственного санитарного врача по Республике Башкортостан от 11 октября 2022 года N 08/22-895, решение судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 13 января 2023 года, решение судьи Верховного суда Республики Башкортостан от 29 мая 2023 года и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 07 сентября 2023 года, вынесенные в отношении старшей медицинской сестры ГБУЗ РБ Стоматологическая поликлиника N 5 г. Уфа А.А.Б. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу А.А.Б. - без удовлетворения.

 

Судья Верховного Суда Российской Федерации

С.И. Кузьмичев

 

Старшую медсестру стоматологической клиники оштрафовали за нарушение санитарно-эпидемиологических требований.

Поводом для штрафа стали результаты проверки, проведенной органом Роспотребнадзора. По ее итогам установили, что дезинфицирующее средство и его концентрат были израсходованы в объемах, которые недостаточны для качественной текущей уборки в хирургическом кабинете клиники.

ВС РФ счел штраф обоснованным.

Чтобы предупредить возникновение и распространение инфекционных заболеваний в медорганизации должны проводить в т. ч. дезинфекционные мероприятия. В оперблоках, перевязочных, процедурных, манипуляционных, стерилизационных и других помещениях с асептическим режимом текущую уборку проводят с применением дезинфицирующих средств по режимам, которые эффективны для профилактики вирусных инфекций.

Медучреждение представило расчеты, исходя из которых для одной текущей уборки хирургического кабинета требовалось 62,5 мл дезинфицирующего концентрата для изготовления 12,5 л рабочего раствора. Между тем при проверке выявили, что на одну уборку помещения было израсходовано всего 6 л. раствора. Старшая медсестра клиники была обязана организовать мероприятия по соблюдению санитарно-противоэпидемического режима и по профилактике инфекций в отделениях медучреждения.

С учетом этого основания для штрафа имелись.

 

Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2024 г. N 49-АД24-6-К6

 

Опубликование:

-