Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 8 августа 2024 г. N 03-03-06/3/74339
Департамент налоговой политики совместно с Департаментом бюджетной методологии рассмотрел обращение по вопросу учета бюджетным учреждением операций по реализации недвижимого имущества, закрепленного за данным учреждением на праве оперативного управления, и сообщает следующее.
По вопросу налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) сообщается, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом пунктом 2 статьи 146 и статьей 149 Налогового кодекса установлены перечни операций, не признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).
Операции по реализации бюджетным учреждением недвижимого имущества, закрепленного за этим учреждением на праве оперативного управления, осуществляемые в рамках договора купли-продажи на возмездной основе, в указанные перечни не включены и, соответственно, подлежат налогообложению НДС.
Касательно налогообложения налогом на прибыль организаций сообщаем, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций налогоплательщики учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 Налогового кодекса.
Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлен статьей 251 Налогового кодекса и является закрытым.
Следовательно, учитывая, что доходы бюджетного учреждения от реализации имущества, в том числе закрепленного за ним на праве оперативного управления в статье 251 Налогового кодекса не поименованы, то указанные доходы подлежат обложению налогом на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса при реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на остаточную стоимость амортизируемого имущества, которая определяется в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 257 Налогового кодекса.
В случае реализации прочего имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения (создания) этого имущества, а также на сумму расходов, указанных в абзаце втором пункта 2 статьи 254 Налогового кодекса (подпункт 2 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса).
Таким образом, у бюджетного учреждения возникает обязательство по уплате налога на прибыль организаций только в случае превышения доходов от реализации недвижимого имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, над стоимостью этого имущества.
По вопросу бухгалтерского учета бюджетного учреждения при продаже недвижимого имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, сообщается, что согласно пункту 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) к неналоговым доходам бюджетов относятся в том числе доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 51 Бюджетного кодекса доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, за исключением движимого имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, формируют неналоговые доходы федерального бюджета по нормативу 100 процентов.
Таким образом, в случае продажи недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за федеральным бюджетным учреждением, возникают доходы федерального бюджета (публично-правового образования - собственника имущества) с обязательным зачислением средств от продажи имущества в доход федерального бюджета.
Учитывая изложенное, отражение операций по выбытию объектов нефинансовых активов - недвижимого имущества у федерального бюджетного учреждения не порождает финансового результата и осуществляется посредством признания обязательства по перечислению денежных средств в доход бюджета (кредит счета 30305 "Расчеты по прочим платежам в бюджеты").
Перечень главных администраторов доходов федерального бюджета в соответствии с пунктом 3.2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.09.2021 N 2591-р "Об утверждении перечня главных администраторов доходов федерального бюджета".
Следует отметить, что федеральные бюджетные учреждения не наделены полномочиями администраторов доходов федерального бюджета.
Директор Департамента |
Д.В. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Бюджетное учреждение должно заплатить налог на прибыль только при превышении доходов от реализации недвижимости, закрепленной за ним на праве оперативного управления, над ее стоимостью. При продаже такой недвижимости возникают доходы федерального бюджета (публично-правового образования - собственника имущества) с обязательным зачислением средств в доход федерального бюджета. Отражение таких операций не порождает финансового результата и осуществляется путем признания обязательства по перечислению денег в доход бюджета (кредит счета 30305 "Расчеты по прочим платежам в бюджеты").
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 8 августа 2024 г. N 03-03-06/3/74339
Опубликование:
-